Алексей Васильченко:«Аффилированные с авиакомпанией аэропорты имеют самые высокие риски»
досье Алексей Васильченко Генеральный директор компании «Новапорт». Родился 12 апреля 1966 г. Образование: МАИ, инженер-электромеханик; АНХ при правительстве РФ, финансовый менеджер (повышение
досье
Алексей Васильченко
Генеральный директор компании «Новапорт».
Родился 12 апреля 1966 г.
Образование: МАИ, инженер-электромеханик;
АНХ при правительстве РФ, финансовый менеджер (повышение квалификации).
Карьера: 2004-2005 гг. — EastLine, начальник отдела развития бизнеса;
2005-2006 гг. — Азово-Донское пароходство, заместитель гендиректора по стратегическому развитию и финансам;
с 2007 г. — генеральный директор компании «Новапорт».
Как переманить пассажиров у РЖД?
Почему торговые центры должны завидовать аэропортам?
Как увеличить рентабельность аэропорта?
За первый квартал 2009 г. пассажиропоток в региональных аэропортах упал на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Отчасти это связано с сезонностью: первый квартал традиционно сложный для бизнеса, аэропорты нередко терпят убытки. Максимальный объем перевозок приходится на лето. Тогда же формируется и основная прибыль. Тем не менее Алексей Васильченко полагает, что нынче не поможет и лето: перед многими аэропортами встанет задача выживания.
— Это вопрос из серии «Как дальше будет развиваться кризис?». Но общая тенденция негативная. При падающем пассажиропотоке и снижении количества взлетно-посадочных операций многим региональным аэропортам придется непросто. Думаю, большинство из них в ближайшее время приостановят основную часть инвестиционных программ. За исключением тех проектов, которые уже находятся на финишной стадии.
— Наиболее благоприятные условия у столичных аэропортов, поскольку в Москве выше концентрация обеспеченных людей и деловой активности. Неплохо будут чувствовать себя аэропорты, в которых есть базовый перевозчик. Например, в екатеринбургском Кольцово это «Уральские авиалинии» со своей программой перевозок и стыковок.
Хуже будет региональным аэропортам, где нет базового перевозчика либо где авиакомпании, претендовавшие на эту роль, вынуждены остановить полеты. В еще более сложной ситуации окажутся те, кто имеет значительный объем накопленной задолженности, поскольку перекредитовываться сейчас практически невозможно.
— Если мы под аффилированностью понимаем две управляемые из одного центра компании, то у них самые высокие риски. С одной стороны, авиакомпания будет ограничивать конкуренцию в собственную пользу, с другой — владельцы аэропорта станут создавать преференции для своего перевозчика. Все это в результате приведет к огромным долгам. В Красноярске, например, до сих пор не прекращаются споры по поводу того, как распределять накопленный убыток между аэропортом и авиаперевозчиком.
Мы сталкивались с подобной ситуацией, когда челябинский аэропорт принадлежал авиакомпании «Сибирь». Как только был отменен режим преференций в ее пользу, перевозки за год выросли почти на 60%, а их стоимость существенно упала. Авиакомпании стали конкурировать не только друг с другом, но и с железной дорогой. В 2007 г. аэропорт смог забрать у РЖД порядка 10-12 тыс. пассажиров.
В борьбе за выживание перед аэропортом встает задача оптимизации затрат. Один из вариантов — отказ от второстепенной деятельности, передача на аутсорсинг тех или иных услуг, например гостиничного бизнеса. В этой ситуации «Новапорт» сделал ставку на развитие неавиационных направлений: организацию питания, продажу сувениров, прессы, обеспечение доступа к средствам связи и коммуникаций, индустрию развлечений. «Аэропорт должен обеспечивать стыковку авиакомпаний, пассажиров и сервисов. А дальше каждый занимается своим делом», — считает Алексей Васильченко.
— Мы считаем, что стоимость базовой услуги — перевозок — должна быть минимальной. А значит, доступной большому количеству людей. Но добиться этого можно, только имея альтернативный источник прибыли. Мы полагаем, что такой источник — неавиационная деятельность. Здесь скрыты большие резервы по увеличению рентабельности аэропортов, поскольку эта политика позволяет расширить спектр предлагаемых пассажирам услуг.
На Западе примерно 40% выручки аэропортов приходится на неавиационную деятельность, но эти 40% дают больше половины прибыли, потому что подобные услуги высокорентабельны и позволяют предпринимателю делать весомую наценку. В России эта цифра пока существенно ниже — порядка 10-15%. Цель реализуемых нашей компанией проектов по развитию аэропортов — выйти на западную модель 40/60.
— Да, существуют небольшие аэропорты. Они будут предоставлять эти услуги сами. Но есть достаточно крупные аэропорты, где единственный способ качественного управления — передача подобных сервисов на аутсорсинг.
К примеру, аэропорт Челябинска обслуживает в год порядка 700 тыс. пассажиров. То есть 700 тыс. человек с доходом выше среднего проводят в здании аэровокзала от 1,5 до 2 часов. Думаю, немало торговых центров были бы в восторге от такой клиентской базы. Добавим к этому встречающих и провожающих и получим порядка 1,5 млн человек.
А вот аэропорт в Чите, напротив, сложный с коммерческой точки зрения. Он обслуживает 120 тыс. человек в год. Но и там есть возможности для неавиационной деятельности. Например, ресторанов, прессы, доступа в Интернет, услуг бизнес-зала.
— Нет, не так. Это стратегия, которую мы реализуем с 2008 г. В тактике вопрос не решишь. Для того чтобы предложить дополнительные услуги, необходимо строить, увеличивать площади терминала, реконструировать гостиницы, расширять парковки. В терминалах, построенных в советское время, мест для коммерческой деятельности практически не было. В том же самом Челябинске год назад было лишь 280 кв. м коммерческих площадей.
— До кризиса мы планировали потратить порядка $1 млрд на реконструкцию входящих в проект аэропортов. Сейчас планы пересматриваем.
Если говорить конкретно о каждом аэропорте, то здесь инвестиции отличаются. К примеру, Чита обеспечена площадями аэровокзала на ближайшие десять лет. Там осталось лишь закончить бизнес-зал и решить некоторые текущие моменты. В Томске аэровокзал нужно существенно модернизировать. При комплексной программе реконструкции аэропорта период окупаемости составляет порядка 8-10 лет — с учетом растущего пассажиропотока.
— В среднем на пять лет. Но в ближайший год будут завершены только те проекты, которые уже находятся на финишной стадии. А также те, что приносят быструю финансовую отдачу. Например, топливно-заправочный комплекс в Томске.
— Мы хотим увеличить количество аэропортов, которые входят в проект, минимум до 10-12. Вопрос в том, что кризис вносит коррективы в динамику решения этой задачи. Как будут развиваться события дальше — покажет время.
— Думаю, кризис — это время, когда достаточно большое количество активов поменяет своих собственников. Если не сейчас, то как только кризис достигнет дна. Будучи оптимистом, я полагаю, что уже в ближайший год мы увидим некоторые сделки на этом рынке.
досье
ООО «Новапорт»
Входит в группу компаний AEON Corporation, специализируется на комплексных программах развития аэропортов.
Развивает аэропорты:
ОАО «Аэропорт Толмачево» (Новосибирск), ОАО «Челябинское авиапредприятие», ОАО «Авиапредприятие «Алтай» (Барнаул), ООО «Аэропорт Томск»,
ОАО «Аэропорт Чита»,
ОАО «Аэропорт Астрахань»,
ОАО «Международный аэропорт Брянск».
Суммарный пассажиропоток развиваемых аэропортов в 2008 г. — 3,8 млн человек (на 10% больше, чем в 2007 г.).
Суммарный грузопоток в 2008 г. — 29 тыс. т (на 24% больше, чем в 2007 г.).
Общий доход компании увеличился в 2008 г. на 40% по сравнению с 2007 г.
Источник: данные компании.