Алексей Романов: «В фитнесе время «урагана» давно прошло»
Если на старте рассчитываешь на какие-то «фишки» и быстрые деньги, то уже все плохо. Как преуспеть на высоко конкурентном рынке – мнение основателя крупнейшей в Екатеринбурге сети фитнес-клубов.
Исследование аналитического центра РБК показало: услугами фитнеса в России пользуются порядка 3% населения, а в городах – миллионниках до 6%. Получается, что в екатеринбургские фитнес-клубы ходит порядка 90 тысяч человек.
Алексей, как изменился рынок фитнес-услуг Екатеринбурга за последние несколько лет?
— Возникли новые мощные сети фитнес-клубов, количество занимающихся фитнесом фактически удвоилось, появились новые популярные направления, например, кроссфит. Рост числа фитнес-клубов привел к значительному росту конкуренции, и, как следствие, существенному снижению цен на карты клубов. Клубы, которые не смогли во время найти свой формат (по большей части небольшие по размеру) стали убыточными и закрылись или близки к этому. Побеждают крупные сети и клубы, которые способны предложить какую-то уникальную услугу, сервис.
В Екатеринбурге появляются небольшие студии, которые находят своих клиентов. Например, сайкл - студия «Выкрутасы». Ее основатель Елена Бондарева смогла предложить собственный стиль занятий для всех ведущих активный образ жизни. Мне нравится уникальный для нашего города фитнес-проект «Яшанькин фитнес», у его авторов много интересных задумок. Сам по себе проект, основанный на личном бренде, привлечении успешных спортсменов, заслуживает уважения. Посмотрим, как он будет развиваться на длинной дистанции.
Что ждет в ближайшее время фитнес-индустрию?
— Безусловно, тренд за здоровый образ жизни никуда не денется и количество увлекающихся спортом и фитнесом будет расти и дальше. Но нужно признать, что основной рост будет происходить в среднем и экономичном сегментах. Фитнес становится все более демократичным и молодежным. Это тенденция. В крупнейших европейских странах, в США проникновение фитнеса достигает 30%, и России есть куда расти. Но, учитывая, что наша страна беднее, процесс будет идти медленно. Думаю, цены на доступный фитнес продолжат снижаться. Важно отметить, что фитнес уже стал таким же рутинным бизнесом с высоким сроком окупаемости. Если правильно выбрал формат, правильно управляешь и развиваешь клуб, то на длинной дистанции он будет успешным. Если рассчитываешь на какие-то «фишки» или быстрые деньги, то уже все плохо. Вспомню народную мудрость: «И свинья может взлететь высоко, если она попадет в центр урагана». В фитнесе время «урагана» давно прошло.
В чем отличие фитнеса в России, Екатеринбурге от других стран?
— Выскажу лишь свои наблюдения. У нас плохо считают. Каждый клуб должен находиться в правильном месте, иметь правильный формат, маркетинг, менеджмент и, главное, сбалансированные инвестиции. У нас же часто открывают клубы без учета всего перечисленного. И получается, что изначально проблемный клуб «заливают» деньгами, держат до последнего, когда уже понятно: «лошадь сдохла, слезь».
У нас большое внимание уделяют «фишкам» и оборудованию, совершенно не ориентируясь на потребности клиентов. Это особая болезнь, уж прошу меня простить, выходцев из тренерского состава, бывших тренеров – «звезд». Личный вкус преобладает. Но то, что нравится учредителю или управляющему и его друзьям, не обязательно привлечет сотни последователей. А для успеха нужны сотни и тысячи клиентов. Я давно сделал вывод, что «правильная атмосфера» и точное понимание своей целевой аудитории важнее всего.
У нас не знают и не развивают свои ключевые компетенции. Сделаем «норм» ремонт, поставим классное оборудование, и все само заиграет. Мне же представляется, что это самое важное в любом бизнесе - определить свои ключевые компетенции и бить в них. Можно сколько угодно подражать другим, но при этом так и не обрести собственное лицо.
Каждый год я и моя команда переосмысливаем наш бизнес и находим много неизвестного. Жизнь – цепь постоянных изменений, и нужно смело экспериментировать. Это залог как личностного роста, так и роста бизнеса.
В целом же, я думаю, что рынок только формируется. Все, что я перечислил, это детские болезни. В конце концов, рынок фитнеса в России очень мал – всего-то 106 млрд. руб. (меньше $2 млрд.). Для любого крупного стратегического инвестора – это микроскопическая цифра. К примеру, объем рынка одежды составляет 2 трлн. руб., это в 20 раз больше. Так что у фитнеса есть перспектива развития на долгие годы.
Компания «Брайт Фит» Компания «Брайт Фит» – крупнейшая сеть фитнес-клубов в Екатеринбурге (8 клубов). В этом году в сети откроется еще три фитнес-клуба, в том числе, в Нижнем Тагиле. Общая площадь фитнес-клубов – более 13 тыс. кв. м. Площадь фитнес-клуба «Академический» (с бассейном) составляет 3 900 кв. м. Общее количество сотрудников сети – более 400 человек. В 2016 г. создан Уральский институт фитнеса. |