Альфа-Банк готовится купить региональные банки
досье Сергей Бакумов Заместитель председателя правления по безопасности и режиму, начальник службы экономической безопасности Альфа-Банка ОБРАЗОВАНИЕ: 1978 г. — окончил Житомирское высшее военное
досье
Сергей Бакумов
Заместитель председателя правления по безопасности и режиму, начальник службы экономической безопасности Альфа-Банка
ОБРАЗОВАНИЕ:
1978 г. — окончил Житомирское высшее военное командное училище радиоэлектроники;
1992 г. — окончил Харьковскую военно-инженерную радиотехническую академию;
1996 г. — окончил юридический факультет Новой гуманитарной академии.
КАРЬЕРА:
в Альфа-Банке — с 1994 г.;
до перехода в Альфа-Банк проходил службу на различных должностях в Государственной технической комиссии при президенте РФ; полковник запаса;
с 1995 г. — член Главного кредитного комитета Альфа-Банка;
с 1999 г. — член Инвестиционного комитета банка.
ОБЯЗАННОСТИ:
разработка и реализация политики банка по созданию системы его экономической и информационной безопасности;
обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг, имущества, оборудования и помещений банка;
защита законных прав и интересов банка;
организация и координация работ по защите информации, циркулирующей в корпоративной информационной системе банка;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.
Отом, что Альфа-Банк готов участвовать в санации региональных кредитных организаций, на конференции «Российский финансовый сектор: ответы на глобальный вызов» говорили ПЕТР АВЕН, президент банка, и РУШАН ХВЕСЮК, председатель правления. Последний уточнил, что Альфа-Банк намерен использовать привлекаемые средства для покупки других банков. Его интересуют региональные структуры с развитой розничной сетью или же качественным корпоративным портфелем. По мнению топ-менеджеров, банковскому сектору России необходима консолидация. «Самый маленький банк обладает капиталом всего в $80 тыс. Мне это непонятно. Сегодняшнее количество банков в разы избыточно», — подчеркнул г-н Авен.
Уральские банки с середины октября испытывают серьезные трудности с обслуживанием клиентов. Они уже не раз обращались за финансовой помощью к государству, и некоторые из просителей ее получили. Тем не менее на уровне региона в ближайшее время будут слияния и поглощения кредитных учреждений. СЕРГЕЙ БАКУМОВ, заместитель председателя правления по безопасности и режиму, начальник службы экономической безопасности Альфа-Банка, разговор с «ДК» начал с рассказа о том, как федеральный банк анализировал обстановку в Свердловской области.
— Конечно, я знаю ситуацию в вашем регионе. Было бы грех при такой разветвленной сети, как у нас, не знать, что происходит в стране. В Свердловской области есть потенциал. Не только в Екатеринбурге. Чтобы покупать, необходимо ответить на вопрос — для чего это вообще нужно? Чтобы получить выгоду или спасти кого-то?
— Я вас уверяю, это не совсем так. Крупные предприятия Свердловской области уже наши клиенты. Мы друг у друга на хорошем счету. Если же брать средний и малый бизнес, надо серьезно смотреть базу региональных банков. Дело даже не в ее качестве — просто надо смотреть. Потому что я знаю ряд банков (впрочем, не екатеринбургских), у которых по малому и среднему бизнесу длинный портфель, пятилетний. Это в принципе негативный мультипликатор. Поэтому надо рассматривать каждый актив отдельно.
Второй момент, что может быть интересно при покупке, — развитие розничной сети. С этим, наверное, у свердловских банков хорошо. С точки зрения базы физических лиц покупка может быть интересной. Но тут надо учитывать высокую степень ответственности — обязательства перед розничными клиентами.
— Мы рассматриваем все предложения. Вы же все знаете. Я сейчас не могу говорить некоторые вещи, но в принципе ничего скрывать не буду. Мы делали экспертную оценку происходящего с банками. Не специально по вашей области — по стране. Так вот, во многих случаях уже все разворовано.
— Признаки неуверенности на финансовых рынках существовали еще в 2007 г. Интересно, что первый зловещий сигнал поступил из Свердловской области, когда «Макси-Групп», металлургическая компания с хорошей инвестиционной программой, не смогла найти рефинансирование для строительства сталеплавильных и прокатных производств. Альфа-Банк, понимая, что это клиент хороший, стабильный, помог найти деньги, выступил организатором сделки «Макси-Групп» с Новолипецким меткомбинатом. Там были трехсторонние соглашения. Два наших подразделения, корпоративный банк и инвестиционный банк, непосредственно занимались секьюритизацией. И вот — клиент жив, производит металл.
Могут ли другие свердловские заемщики иметь аналогичные по резонансу проблемы?.. Все всё прекрасно понимают. Сейчас есть ограничения, связанные с развитием. У черной металлургии, и у машиностроителей, и у медных предприятий Я в июле летал в Нижний Тагил к генеральному директору Уралвагонзавода, мы рассматривали возможность оказать им помощь. Конечно, необходимо организовать доведение денег до промышленников. И посодействовать банкам, которые могли бы жить и кредитовать. Пока не будет целевой поддержки машиностроения, предприятиям будет тяжело. Скажем, рентабельность машиностроения находится на уровне 8-9%. Если давать кредиты под 20%, реально выжить таким предприятиям? Наверное, нет.
— Ох О корпоративных клиентах ничего плохого не скажу. У нас сейчас проблемные заемщики — явление не массовое.
Но могу сказать, какие проблемы со Свердловской областью у нас были. Это один из регионов, где с наших счетов активно выводились деньги через интернет-банк. Но мы это быстро остановили. Оперативно сработали с вашими правоохранительными органами, передавая, как используют электронные каналы для выкачивания денег. Именно в Екатеринбурге почему-то. Мы передавали конкретные фамилии, и это уже дело правоохранителей — разбираться дальше.
— А какой процент просрочки вы считаете допустимым для банка? По корпоративным клиентам. Не по малому и среднему бизнесу, а по крупным? У нас сегодня просрочка не превышает 1%.
— Кстати, хорошо, как сейчас выяснилось. Консервативный — значит сбалансированный с точки зрения оценки риска.
Но 1% просрочки по долгам удастся сохранить. Думаю, будет даже ниже. Объясню почему. Когда появляются глобальные проблемы и возникает нервозность, все реагируют по-разному. Есть люди, которые прошли все последние российские кризисы. Я в Альфа-Банке работаю с 1994 г. В голове у нас, ветеранов, сложился комплекс мер, что делать, когда такая ситуация. Уничтожать панику. Отвечать за людей, за деньги вкладчиков. Пользоваться разработанной матрицей по оценке рисков и их снижению. Мы все делаем в режиме ручного управления.
— По-моему, это больше популистская идея. Я не знаю, зачем менять Уголовный кодекс и вводить дополнительные статьи, если можно пользоваться имеющимися. Есть статья 159 «Мошенничество», статья 165 «Причинение имущественного ущерба собственнику при отсутствии признаков хищения», статья 327 «Подделка документов» Если просто пугать людей карами, культуры возврата кредитов им это не привьет.
Альфа-Банк знает настоящих мошенников, по которым в прошлом году возбудили около 300 уголовных дел, до суда дошло 21. Не скажу, что это основное наше направление деятельности, но, к сожалению, такие клиенты есть. Недавно вынесен приговор гендиректору башкирского предприятия «Эфа» за то, что он при получении кредита оперировал поддельными документами по нахождению золота на аффинажных заводах. По статье 159 УК дали ему шесть лет. Причем сам директор до последнего не верил, что его накажут.
— Чтобы влиять на заемщика, и государство, и финансовые институты должны прийти к пониманию: многие люди и организации не смогут вернуть взятые средства по вполне объективным причинам. Проблема у предприятий в чем — в отсутствии оборотных резервов. Есть компании, занимающиеся плавкой металла и одновременно — разведением гусей, строительством коттеджей и т. д. Они сейчас переоценивают свои возможности пополнения оборотного капитала. Зачастую мы предлагаем им освобождаться от непрофильных активов, которые мешают двигаться вперед.
Конечно, просроченные кредиты у нас есть. Но банк нацелен помогать заемщику, если сам заемщик этого хочет. Если не хочет, то в судебном порядке все решаемо.
— Они и сейчас могут. Вопрос в готовности взять их на существующих условиях. Для меня клиент, который готов брать кредит под 30%, — это опасный клиент. Деньги же отдавать надо. Но есть и другие модели. Я могу назвать английскую контору — кредитуют под 165% годовых. Это, правда, потребительские кредиты для нижнего сегмента, самые маленькие суммы. Они знают, что не вернут. Но на обороте, на револьвере, работают.
Говоря в целом, наиболее живучие в нынешней ситуации — предприятия малого и среднего бизнеса. Суммы, которые они брали для пополнения оборотного капитала, не так значительны для них, как для крупных компаний. И они, что важно, готовы закладывать имущество для получения средств.