Алко-вендинг в Екатеринбурге: кто зарабатывает на автоматах с «бояркой»
Первый автомат по продаже спиртосодержащих лосьонов появился на Вторчермете и проработал несколько дней: его демонтировали и отправили на экспертизу в полицию.
Первая точка алко-вендинга в Екатеринбурге просуществовала недолго. Круглосуточный аппарат по продаже спиртосодержащих лосьонов владельцы повесили на стену шиномонтажной мастерской, расположенной по адресу Титова, 3. Накануне вечером помощник депутата Законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Чукреев с коллегами-общественниками демонтировал аппарат и, по его словам, отправил его на экспертизу в полицию. Дмитрий Чукреев отметил, что автомат был установлен невысоко над землей, так, что спиртосодержащую продукцию могли купить даже дети.
На видеозаписи, которую вели во время демонтажа аппарата видно, что на его боковой поверхности владельцы вывесили копии документы, в которых в частности указано, что собственником автомата является ООО «Центр снабжения».
Большинство комментаторов этого видео, размещенного на страничке Дмитрия Чукреева в Facebook, в той или иной форме одобрили снос автомата по продаже «фунфыриков». Впрочем, нашлись и противники силовых методов воздействия на зарождающийся бизнес.
«Де-юре данный аппарат ничем не отличается от аппарата, скажем, по продаже бахил или еще какой-нибудь чепухи. Я не агитирую за боярку, но мне действительно интересно, какие правовые основания имеются для того, чтобы демонтировать чужую собственность. Если человек завтра поставит автомат по продаже обувного клея, его тоже необходимо демонтировать лишь потому, что кроме хознужд граждан есть еще токсикоманы? Насколько я знаю, на сегодняшний день «в рамках закона» это косметологическая продукция, реализация которой данным образом не противоречит закону (и его рамкам). Только в 2017 году ГД будет рассматривать законопроект, который позволит, в случае его принятия, предпринимать определенные меры. Сегодня таких основания в части косметологической продукции нет», — пишет в комментариях Дмитрий Быков*.
Напомним, «экспансия» круглосуточных автоматов по продаже спиртосодержащих косметических средств в регионы началась этой осенью, хотя сообщения о первых точках алко-вендинга поступали и ранее. На сайте производителей автоматов «Боярка 24» довольно цинично прогнозируют связанный с кризисом расцвет рынка серого алкоголя и обещают ежемесячную прибыль, равную первоначальным затратам на автомат — до 35,9 тыс. руб. Кроме того, аппаратуру предлагают взять в аренду (500 руб. в сутки) и дают маркетинговые советы.
«Настраиваете автомат так, чтобы иногда он якобы случайно выдавал два пузырька вместо одного, это проверенный способ активировать взрывную рекламу по сарафанному радио. Загружаете автомат так, чтобы каждая пятая бутылка была 95% вместо стандартных 75%, это вызовет некоторый азарт и дух соревнования между покупателями, проверено, работает. Эти и другие маркетинговые приемы отлично повышают продажи и доносят до целевой аудитории информацию об автомате. Подробнее о них расскажут наши менеджеры», — сообщается на сайте.
Там же отмечают, что с точки зрения законодательства этот бизнес действительно абсолютно легален, и приводят печальную статистику по рынку серого алкоголя в России. Подразумевается, что активный предприниматель, не слишком обремененный моральными принципами, вполне может ею воспользоваться. Деловой ресурс bfm.ru назвал в своем материале авторов идеи такого алко-вендинга гениями маркетинга.
Правда, просуществовать он может недолго: федеральные парламентарии уже обратили внимание на новости о продаже «фунфыриков». Пресс-служба «Единой России» сообщила, что зампред думского комитета по охране здоровья Николай Говорин еще 21 октября направил запрос главе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с просьбой внести предложения о запрете торговли спиртосодержащей продукцией, в том числе непищевой, через нестационарные торговые объекты.
* - выполняет функции иностранного агента