Анатолий Бартенев: Автовладельцам хочется свежих идей
Глава ГК «Автобан» в автобизнесе больше 30 лет. В последние годы машина стала чем-то вроде предмета одежды – всегда хочется модель из свежей коллекции, считает он.
Глава ГК «Автобан» в автобизнесе больше 30 лет: он видел, как менялся и сам рынок, и поведение покупателей. В последние годы машина стала чем-то вроде предмета одежды – всегда хочется модель из свежей коллекции, считает он. И делится наблюдениями, как отличить деловую автоледи от домохозяйки.
Анатолий Бартенев, генеральный директор ГК «Автобан»
Я никогда не сравнивал российских автолюбителей с европейскими – слишком разные менталитеты. Нам в этом смысле ближе американцы: та же страсть к большим машинам, та же уверенность, что чем внушительнее автомобиль, тем статуснее его владелец. Большинство европейцев ездят на машинах гольф-класса. Президент Швейцарии вообще добирается до работы на велосипеде. А вот все главы США всегда ездили на больших машинах – так же как и наши правители. И граждане от них не отстают. Мой знакомый американец купил себе огромный пикап. Причем он не фермер, если объективно – не нужна ему эта машина. Но он считает, раз у всех приличных людей такая есть, то и ему не помешает.
Россияне тоже предпочитают внедорожники. Причем важно даже не наличие полного привода. Главное – высокая посадка. Я, например, очень удивился, когда Volkswagen стал выпускать переднеприводный Tiguan. Думал, кому в России нужен внедорожник с приводом как у легковушки? Это несерьезно! Но они стали очень популярны, и таких авто мы продаем не меньше, чем полноприводных. Автопроизводители идут за трендом: небольшой джип выпустил Nissan, Opel готовит подобную модель. Люди просто чувствуют себя безопаснее в машине с высоким клиренсом. Безопасность автомобиля вообще становится все более весомым аргументом при выборе машины. Несколько лет назад мало кто интересовался количеством подушек безопасности: думали – одна есть, и хватит. Теперь покупатели уверились, что чем больше подушек в машине, тем лучше.
За последние пару лет в автобизнесе появился еще один интересный тренд – концерны начали выпускать машины разнообразных ярких расцветок. Причем, названия цветам придумывают фантастические. Например, к Дню святого Валентина General Motors выпустил партию Chevrolet Spark в «цвете влюбленных». Раньше нам приходилось потрудиться, чтобы подобрать авто для какой-нибудь покупательницы, которая хочет машину «цветом как яблоко». Теперь проще.
Хотя женщины-автолюбительницы - отдельная тема. По машине практически всегда можно понять, чем они занимаются. Как правило, большие внедорожники покупают дамы, которые передвигаются по городу не в часы пик – от фитнес-центра до салона красоты, где есть хорошие парковки. А за рулем компактных машин много ездят деловые женщины, которым нужно лавировать в плотном потоке и парковаться в центре города.
Мужчин и женщин объединяет страсть к автоновинкам. Машина в последние годы стала чем-то вроде предмета одежды – ее хочется часто менять, покупать модель из новой коллекции, причем красивую. Многие меняют машину раз в год-два, три – максимум. И не обязательно, чтобы новое авто было большего размера или классом выше. Можно и аналог - но самый свежий! Производители это понимают и выдают новинки раз в два-три года. Даже очень хорошую машину сегодня нельзя выпускать в неизменном виде долгое время. Она надоедает покупателям. Пример: новый Chevrolet Aveo выходит через месяц, а покупатели уже записываются в очередь, Renault Duster расписаны на год вперед. При этом мало кто задумывается, что Duster, по сути, та же самая Chevrolet NIVA. Нет, это же новинка!
К сожалению, наши люди не спешат пересаживаться на экологичные авто. Но на одних призывах к сознательности эту проблему не решить. На Западе власти тратят огромное количество денег на рекламные кампании, субсидируют покупку машин на газе, электромобилей. Там пересаживаться на экологичные авто выгодно. Нам до этого очень далеко. О чем говорить, если в Екатеринбурге работает только три газовых заправки! Никому не хочется тратить $2 тыс. на перевод машины на газ. Причем газовики говорят, что не строят заправки, потому что в них нет потребности. А автовладельцы не интересуются газом, так как нет инфраструктуры. Выйти из этого замкнутого круга пока не получается.