Андрей Катаев: Я согласен платить много, только если люди будут зарабатывать, а не получать
Профессиональный архитектор Андрей Катаев нашел себя в производстве. Он начинал, как основатель Apple, – в папином гараже. Полтора года работал «в стол»: чертил телевизионные стойки и диваны из мет
Профессиональный архитектор Андрей Катаев нашел себя в производстве. Он начинал, как основатель Apple, – в папином гараже. Полтора года работал «в стол»: чертил телевизионные стойки и диваны из металла. Сейчас господин Катаев уверен, что по части дизайна он может поспорить даже с таким мировым гигантом, как IKEA.
Андрей Катаев
совладелец компании «АртТек»
Я считаю, просто заниматься коммерцией – убого. Обычное купи-продай – не для меня. Хотя, конечно, у меня была своя коммерческая фирма – в 90-х, они тогда создавались миллионами. Но она благополучно сдохла. Занимался еще взаимозачетами – ими в те времена только ленивый не занимался. Это «ушная» работа: постоянно телефон около уха. Наговаривался настолько, что, приходя домой, часа 2-3 молчал, не хотелось разговаривать вообще. Быстро понял, что не мое это – торговать, перепродавать. И я стал ваять диванчики.
В принципе, мебель мне была интересна всегда. Еще в детстве что-то такое постоянно рисовал, лепил из пластилина. В совдепе ведь и мебель была совдеповская… А я, насмотревшись зарубежных фильмов, проникся – там такие были мебеля…
В 93-м году, забив на коммерцию, занялся мебелью: был компьютер, я начал осваивать Corel. Сначала просто бездумно рисовал полтора года – без цели, без заказов. Как-то нарисовал телевизионную стойку. Не простую, с хитринкой: панелька должна была двигаться и открывать нишу. Захотел ее сделать домой. Но столкнулся с тем, что это нереально: затраты безумные. А потом решил сделать домой диван. У отца была маленькая мастерская – гараж, по сути. Вот там я и делал свой первый диван. Из нержавейки сделал каркас, потом обшил его. Получилось хорошо. И тогда я подумал: а почему бы их не производить?!
Сначала у себя в мастерской ваять начал: производственных площадей не было. Варили самодельным сварочником. Страшный агрегат! Каждые 10 минут работы приходилось его останавливать, чтобы он отдыхал. Потом потихоньку начал делать каркасики на одном предприятии… Мягкую часть для диванов изготавливали в салоне «Арина». Все на свои средства: кредитных денег не было ни копейки. Первая коллекция – столики всякие.
Сначала надо мной хохотали, говорили: кому нужна металлическая мебель, ее в дом не поставишь, это только для офиса. Думал: пусть хохочут, все равно хайтек должен пойти, не прямо сейчас, так чуть позже. Люди стали больше ездить за бугор, больше смотреть. Стала появляться мода в интерьере. В одежде ведь есть мода: сегодня хорошо одно, завтра – другое. Так же в интерьере. И я оказался прав. Примерно через год люди пошли. «Ой, у вас тут, помнится, диванчик стоял?!» – «А уже нет, купили». – « Как нет?! Все пропало!»
Сделал стойку для одной итальянской компании. Эту стойку увидели другие итальянцы, компаньоны той фирмы. Они приехали ко мне. Им нужен был диван, показали картинку, сказали, что, как сделать. Я сделал. Потом уже, когда рассчитывались, спросил: почему ко мне, у вас там, в Италии, такие дизайнеры? В ответ: знаете, сколько они стоят?! А для меня деньги от продажи этого дивана были просто бешеными! Такая громадная сумма! Я посмотрел, сколько это стоит за рубежом, и понял, что сработал за копейки.
Потом я получил большой заказ. Настолько большой, что пришлось прекратить производство мебели и заниматься только им. Это был заказ от «Зебры», тогда еще «Клона».
C денег, полученных за него, я купил себе компьютер, три сварочных аппарата, хренову кучу всякого инструмента. Но главное – наработал реноме.
Потом были «Метрополия», «Истерика», Б52. С Б52, кстати, связан мой первый шок. Я тогда нормально получил, столько, что позволил себе съездить в Турцию. Когда приехал туда, я понял, как люди живут. Мне было злобно, гадко, мерзко. Я сознавал, что они не имеют таких площадей, как наша страна, не имеют таких природных ресурсов, таких людей, такого интеллектуального запаса… В Турции процентов 80 населения – безграмотные. У нас же грамотные абсолютно все. А уж кто имеет высшее образование – вообще не будем. И вот он, парадокс: при таких условиях там люди живут супер, а у нас… Думаю, в нашей стране такого не будет. До тех пор, пока у нас не начнут уважать капитал – заработанные деньги. Очень часто сталкиваюсь с тем, что начинают считать твои деньги, называют вором. Даже кровососом называют. Работал у меня как-то человек такой, у которого все мысли: «к ногтю вас, к ногтю, Сталина на вас не хватает!». Теперь периодически звонит и треплет нервы.
Бога ради! Заведи собственное дело, набей шишек, подставь свою задницу под это. Заработай псориаз. Не спи ночами. Вперед – какие проблемы?! Я тоже не на все готовое пришел. У нас очень долго не было ничего своего. Мы не пользовались ни кредитами, ни займами. Были люди, готовые вложиться в наш бизнес. Но я всегда говорил: «Нет! Мне так тяжело. Пусть медленно, но все наше». Пришлось отказывать себе во всем. У нас двое детей – а жили в полуторке на Советской. Ни машины, ничего. Всю прибыль от очередного заказа вкладывали в оборудование, станки, спецодежду… Над женой даже однокурсницы хихикали: мол, дурочка, тебе бы пальто купить, а ты – сварочник, «три вида сварки»… Меня, честно говоря, вообще нельзя допускать с деньгами в инструментальный магазин. Я скупаю все на корню – всякие «болгарки», шлифовальные машинки, пилки. Сколько денег есть – все могу оставить…
Наша ментальность сильно отличается от ментальности европейцев. Там люди хотят заработать. А у нас люди хотят получать. Я же не против хорошо платить! Нанимая рабочих, показываю смету: мужики, 20 процентов от сметной стоимости – ваши, только у меня одна просьба – вы должны не получать, а зарабатывать. Если я захожу в цех и вижу кого-то сидящим, мне это не нравится. Ты сидишь без работы в то время, которое я тебе оплатил. Раз захожу в цех – ты куришь, два – ты куришь, три… Значит, будем расставаться…
Хотя, с другой стороны, я могу простить алкоголика. Есть у меня одни такой – санкционированный алкоголик. Безумно классный человек. Он никогда не скажет, что пошел бухать. Мне надо, по делам. Я-то знаю, что за дела. Но не препятствую. Иди, вперед, свободен. Как при совдепии было. Меня спрашивают: почему вы его не уволите, он же бухает? Но если я его уволю, кто будет сложные вещи делать?! Он – суперский специалист. Ему можно просто каляку-маляку нарисовать, он посмотрит, пару-тройку вопросов задаст, уйдет. А через какое-то время возвращается – на, держи! И все сделано, как надо.
Люди пьют… но других нет. А если уж и специалист, и не пьет, таких просто пришивают к рабочему станку, чтобы никогда не ушел. Чтобы переманить кого-то, нужно платить бешеную зарплату. Минимум 50 тысяч. Мне это не по карману. Вообще лет через восемь будем задыхаться без слесарей, без электриков. Институт профтехобразования – похерили.
Молодым говорю – учитесь у стариков. Придет время, за вами очередь стоять будет! Мастера будут цениться. Ремесленники. Тот, кто ручками делает. Не роботизированная штука.
И, конечно, будущее – за дизайном. Сейчас пока это не особо ценится. Когда говоришь заказчику, что за разработку нужно заплатить столько денег, у него первая мысль: почему я должен платить за то, что кто-то просто сидит и думает. Но ведь это мое рабочее время! Оно стоит денег.
Но, думаю, скоро такое отношение в головах людей сменится. Сейчас многим хочется иметь вещь с эксклюзивным дизайном. Поэтому я не ставлю на ширпотреб. Мы беремся делать то, что нельзя купить. Был один случай, когда я серию выставил. Ее всю скупили. Но потом, на основании этой серии, я получил кучу индивидуальных заказов. Ведь как получается? Человек приходит, видит возможность. И начинается: все у вас тут хорошо, но мне бы вот здесь вот такой прибамбас. А это уже другая работа – это не серия. Хотя в дальнейшем, думаю, надо сделать так: предприятие будет заниматься отдельными заказами, а какая-то группа рабочих – гнать серию.
Я ношусь с идеей сделать холдинг. С любым названием. Представляю себе большой цех, огроменный. С хорошим иностранным оборудованием: лазеры, изгибочники. Хотелось бы большое дизайн-бюро, конструкторское бюро – обособленное: заниматься только проектами, больше ничего. Когда работаешь на производстве, ты уже не так рьяно следуешь дизайнерскому чутью. Начинаешь прокручивать в голове: вот это сделать сложно, это обойдется дорого, лучше линию попроще пустить… Я хочу именно дизайн-бюро. Взять двух-трех молодых пацанов-дизайнеров. Они не будут зашорены производством. А я уже конструктив вносить стану. Можно и торговую сеть создать будет. Получится абсолютно самодостаточная компания.
Вроде вот говорят: с IKEA спорить бесполезно. Но ведь IKEA – это ширпотреб. Да, не спорю, у них есть хорошие идеи, дизайн. Но если создать такой холдинг, как я задумал, можно выйти на совсем другие масштабы, чем сейчас у меня, на очень большие технологии замахнуться.