Подписаться
Курс ЦБ на 20.02
90,42
94,08

Андрей Бабкин, «Березовский привоз»: «Уже не до понтов — лишь бы колеса крутились»

Андрей Бабкин
Андрей Бабкин. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: ДК

«В 90-х мы так быстро побежали в бизнес, что только сейчас понимаешь: прибежали-то мы не туда. Не туда, куда мечталось. Если бы я знал, я б в чиновники лучше пошел».

Андрей Бабкин стал одним из первопроходцев уральского бизнеса. Чем он только ни занимался с конца 80-х: возил одежду, открывал кафе, покупал и продавал автомобили, запускал такси. «Крутились, — говорит, — будь здоров». Сейчас Андрей Бабкин известен как владелец крупнейшего автомобильного рынка Свердловской области. На территории 15 га находится семь автомоллов, 29 автомагазинов, 10 автомоек, одновременно продается порядка 3 тыс. легковых автомобилей, свыше 300 грузовиков и мототехника. 

В интервью DK.RU президент ГК «Березовский привоз» Андрей Бабкин рассказал, как в регионе формировался авторынок, как он заработал на свой первый автомобиль и на какую модель российского автопрома променял бы свою иномарку.

«Машина — это средство передвижения, а не роскоши»

Андрей Бабкин

Каким этот год был для авторынка региона?

— Если говорить о нас, то 2019-й был рваным. У нас в среднем ежегодно продается около 4 тыс. автомобилей в год. Речь идет обо всех наших площадках — это и новые авто, и с пробегом (легковые, грузовые и мототехника). В 2018-м был небольшой подъем, мы продали чуть больше 4,1 тыс. машин. 2019-й начался с падения, затем продажи то росли в небольшом объеме, то вновь падали. В целом по итогам этого года объем продаж у нас составит около 5,5 тыс. машин. 

Когда у людей в России появились деньги, они стали покупать машины. Предположим, в Америке на семью — три машины. У нас долгое время одна была на 50 семей. Потом все стали активно покупать автомобили, и рынок пресытился. Сейчас ездят все, кто захотел. Но чтобы повысить качество автомобиля, нужны дополнительные деньги. А так как лишних денег нет, ездят на старых машинах. Сейчас у нас автосервисы полные, потому что люди не обновляют, а ремонтируют то, что есть. Уже не до понтов — лишь бы колеса крутились. С одной стороны, это хорошо.

Люди осознают, что машина — это средство передвижения, а не роскоши, как у нас все еще думают. Еще и налог на красивые дорогие машины повысили. Для чего? Мне непонятно.

Авторынок в первую очередь чувствует, когда экономика в стране идет вниз. Как новые машины перестают брать — значит, денег у людей нет, потому что автомобиль — товар не первой необходимости. У нас есть и арендный бизнес — помещения снимают федеральные продуктовые сети, они тоже стали жаловаться, что происходит падение. Развивается только масс-маркет, магазины с дешевыми продуктами.

Вторичный рынок как себя ведет?

— Хаотично. Мы столкнулись с тем, что прогнозы стали непредсказуемы. Если в прошлом году был хороший рост, то сейчас взлеты если и происходят, то они гораздо меньше, а падения — глубже и дольше. 

Андрей Бабкин

При этом с каждым годом автомобили дорожают.

— В рублях — да, а если считать в долларах, то иномарки стали еще дешевле, чем 10 лет назад. К примеру, автомобиль Toyota Land Cruiser стоил порядка $100 тыс., сейчас — около $85 тыс., а в рублях он раньше стоил около 2 млн, а сейчас — 5 млн. Все зависит от экономики в нашей стране, да и во всех странах. Сейчас новые автомобили будут дорожать, потому что с 2020 г. увеличился утилизационный сбор. 

Что касается отечественных автомобилей (мы являемся дилером LADA), завод каждый год повышает цены на 3-4%, тем самым закладывая официальную инфляцию. 

Если посмотреть статистику, самым популярным автомобилем в Свердловской области на протяжении нескольких лет остается как раз отечественная LADA. Ваши продажи это подтверждают? 

— Когда мы несколько лет назад ездили на конференцию, LADA по продаже легкового сегмента занимала 17-18% всего рынка, и они всем дилерам говорили: давайте хотя бы до 20% дойдем! У АВТОВАЗа сейчас 23% всего рынка продаж легковых автомобилей. Это очень много. Когда пошли новые LADA Vesta, люди пересаживались на них со старых иномарок. Я специально интересовался несколько раз, почему: отвечали, что новая машина все равно лучше, да и запчасти дешевле. С 2015 г. АВТОВАЗ каждый месяц эту модель дорабатывает, и она уже стала, как иномарка. Таксисты по 300 тыс. км на ней наезжают без проблем — иномарка умирает, а Vesta ходит. У нас рекламаций на эту модель нет — человек купил, приезжает на ТО и больше ничего не делает. 

LADA Vesta

А вы бы пересели на LADA Vesta сейчас?

— Это класс другой. Я бы пересел на российский автомобиль того же класса, на котором я езжу сейчас. 

Он существует?

— Да. Aurus называется. Когда кто-то гадости пишет про новые российские автомобили, не верю. Я каждый день с ними работаю и сам их постоянно тестирую. 

Кто у вас сейчас покупает отечественные автомобили? 

— Если возьмем новую «Ладу», у нас ее покупают в основном жители Березовского и примыкающих к нам районов Екатеринбурга (ЖБИ, Пионерский, Уралмаш, Эльмаш) и область. Раньше покупали больше, потому что весь Север ехал за машинами в сторону Екатеринбурга. А сейчас там понастроили дилерских центров, которые откусили у нас большую часть рынка. Это правильная политика завода — машины же потом надо где-то обслуживать.

На вторичном рынке отечественных автомобилей у нас практически нет, потому что, как правило, они расходятся по рукам. Новые модели еще туда не попали, а «девятки» и «семерки» стоят копейки — их сдавали на утилизацию, пока действовала эта программа, либо детям отдавали. 

Иномарки с пробегом

На вторичном рынке у нас — сегмент «есть все» среди иномарок. Мы и Bentley, и Ferrari продавали. Причем Ferrari к нам привезли из Москвы, потому что там спросом пользовались только новые модели. Потом на Березовский привоз приехали другие москвичи и купили эту машину.

Мы бы с удовольствием еще дилерств взяли. Но если мы их наберем, построим салоны, а продаж не будет? Это проценты, кредиты. Когда были продажи, автосалоны росли, как грибы. 

Андрей Бабкин

Кого считаете своими конкурентами?

— Всех. Мы мыслим российскими масштабами. По размеру конкурентов у нас скоро не будет. У нас 15 га земли, мы их будем дальше осваивать и хотим сделать здесь мини-автомобильный город, где будет 30 дилеров (сейчас около 20).

Мототехника

Мы торгуем и мототехникой, подтягиваем грузовую технику: стали дилерами «КамАЗ» (построили дилерский центр на 3 тыс. кв. м), ведем переговоры с «МАЗ», Iveko. Полгода назад стали дилерами JAC — китайцы очень активно развиваются, и скоро мы все будем ездить на китайских машинах. 

Грузовая техника

«Это было круче, чем Bentley» 

Андрей Бабкин рассказывает, что он сам родом из Березовского, поэтому именно здесь и начался его первый автомобильный бизнес. Конкурентов на этом рынке, как и самого авторынка в регионе, тогда не было. 

— Здесь стояло полуразрушенное здание бывшего госпредприятия, мы его купили за 100 тыс. руб., как сейчас помню. И в 1996 г. построили вместе с партнером Андреем Старченко дилерский центр «Ландо». Поехали в Горький, заключили договор и начали торговать «Волгами» — первую машину продали 28 декабря 1999 г. Потом через дорогу купили землю — стали продавать «Жигули», иномарок тогда не было. 

Березовский привоз

Я одно время разочаровался, что вообще начал этим заниматься в Березовском. Продажи не шли. Строить надо было в городе-миллионнике. Но потом все резко закрутилось. Мы запускали такси «Ландо» — пригнали 100 новых желтых машин, за год их стоимость отбили, но тяжело было. Потом нас еще «Три десятки» добили: вышли с новой концепцией — центральной диспетчеризацией. А сейчас все такси убивают агрегаторы. Такси — это такой бизнес, где нос надо всегда надо по ветру держать. А Яндекс или Uber мы все равно бы не переплюнули. Сейчас оказалось, что надо было не машины покупать и ремонтировать. Надо было придумать приложение для телефона и деньги собирать, вот только телефонов таких тогда не было.

А свою первую машину помните?

— Моя первая машина — ВАЗ-2108, я ее купил в 1985 г. Я учился в свердловском индустриально-педагогическом техникуме и на последних курсах работал на трех работах: мастером производственного обучения в этом же техникуме, возил директора на УАЗике-«буханке», за что получал небольшую ставку, а ночью сутки через трое сторожил. 

Андрей Бабкин

Накопил на машину я сам. Купил «восьмерку» за 8 300 руб. по госцене в цвете «светлый беж». И это было круче, чем сейчас купить Bentley. Я ехал по городу — все шеи сворачивали. Первый переднеприводный автомобиль! Катался на нем полгода. Увидел машину латвиец, говорит, всю жизнь о такой мечтал — дам 15 тыс. руб.! Соблазн был слишком велик, я не удержался — продал. Купил за 5 тыс. старую «пятерку», а 10 тыс. вложил в оборот. Потом машины я менял постоянно. Покупал, продавал на рынке — с этого начинал. Из Средней Азии в конце 80-х возили машины, продавали на рынке на Шувакише. Много чем занимался.

Березовский привоз

Увлечение автомобилями у Андрея Бабкина осталось до сих пор. Эти машины — из его коллекции

Бизнесом же это тогда не называлось? 

— Называлось это тогда спекуляцией. А в 1991-м оказалось, что это коммерция. Вы представьте: в 1991-м Борис Ельцин объявил, что теперь цены будут сами себя регулировать. И я понял: помощи ждать неоткуда, и побежал, как и все, заниматься коммерцией. Но мы же не знали, что делать, не учились этому. Но крутились будь здоров. 

90-е сегодня оценивают по-разному. Кто-то говорит о духе свободы, кто-то — о разгуле криминала. Вы с чем это время связываете? 

— Ко мне каждую неделю приезжали товарищи и спрашивали: с кем работаешь? И каждую неделю приходилось что-то придумывать. Но дух свободы был уникальный. Казалось, что видна перспектива. А прибежав практически к концу, когда прежней энергии нет, хотя есть стабильная доходность, понимаешь, что прибежали-то мы не туда. Не туда, куда мечталось. Если бы я знал, я бы так не побежал. Но как знать заранее? Я бы в чиновники пошел. 

Все мы приобрели имущество, а сейчас по большому счету его охраняем: платим налоги, зарплаты людям. Засыпаю — мне кошмары снялся. Не верите? Это все — огромная ответственность. Хожу и охраняю теперь, чтобы ничего не рассыпалось. 

Передавать бизнес детям не планируете, чтобы снизить этот уровень ответственности? 

— У меня была наивная мечта: сейчас я детей расставлю, а сам сброшу обороты. Еще хуже стало. Мы думаем, что детям нужно одно, а они сами хотят совсем другого. Зачем ругаться и спорить с родственниками, когда их надо только гладить и любовь отдавать? Мы с друзьями-коммерсантами часто такой вопрос обсуждаем. И ни у кого пока не получилось вовлечь детей в свой бизнес. И хорошо, что не получилось. Тяжело это.

Андрей Бабкин

Мне один товарищ из налоговой как-то сказал: «Я вас, коммерсантов, не понимаю: вас со всех сторон насилуют, а вы все равно живете». А нам куда с корабля деваться? Многие сейчас уезжают, а я здесь — будь, что будет. Куда-то ехать, снова что-то начинать — возраст уже не тот. 

Думаете, сейчас проще или сложнее молодежи начинать свое дело, чем в 90-е? 

— В 90-х ходила пословица: сейчас деньги валяются на полу, нужно только нагнуться. Сейчас этого нет. Сейчас все поделено, и я даже не представляю, как молодому человеку начать бизнес. От государства никакой поддержки — весь малый бизнес убивается на корню. 

Андрей Бабкин

В 90-х все были бизнесменами, сейчас их практически нет. Монополизация — это путь в никуда. Чем больше бизнесменов любого ранга, тем лучше живет страна. И нам надо жить по правилам земного шара. Сейчас молодежь непуганая подросла — вся надежда на них. 

Фото: Игорь Черепанов, DK.RU

Самое читаемое
  • «Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет«Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет
  • «Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции«Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции
  • «Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены«Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены
  • «Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.«Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.