Андрей Мовчан: «В России альтернативные инвестиции — это 20% в рублях, но не в долларах»
«В реальности все, что готово платить чуть больше, несет в себе огромные риски, чудес не бывает. В России кредитное поле не прозрачно, инвестор никогда не понимает, с кем имеет дело».
Андрей Мовчан, СЕO Movchan`s Group, специалист по инвестициям и управлению, в своем блоге на Facebook пишет об особенностях инвестиций. Эксперт объясняет, почему гнаться за высокими процентами не стоит ни за что и никогда. Лучше работать с меньшими цифрами, но гарантированно получать прибыль.
— «Банки.ру» пишут о бегстве основного владельца группы «Брио» и гендиректора компании «Брио Финанс». Кредиторы группы, в основном HNWIs, не могут вернуть примерно $15 млн кредитов.
Группа выросла на кредитовании участников государственных тендеров под тендерные депозиты. Чтобы не вдаваться в детали: бизнес крайне консервативный и велся группой вполне разумно, мы его сами смотрели на предмет дать им кредит. Они собирали деньги с инвесторов по ставке 22% в рублях, это для нас отличная доходность (22% - 9% хеджа к доллару = 13%). Они предлагали отличные кредитные договоры и вдогонку личное поручительство основного владельца и гендиректора. Они справедливо убеждали нас, что потерять деньги на кредитовании депозита почти невозможно и что в России налажено взыскание долгов с компаний.
Мы денег не дали. Почему? Потому что мы умеем кредитовать и видим риски, которых нет на обычном «радаре». Мы увидели, что группа стремится развивать смежные бизнесы, далеко не такого кредитного качества.
Мы спросили, как мы можем лимитировать использование наших денег, например, можем ли мы напрямую (р2р) перечислять средства заемщикам. На первый вопрос получили ответ невнятный (типа давайте договоримся и смотрите нашу отчетность), на второй — ответ отрицательный. Мы попросили прозрачности клуба кредиторов и полного возврата при дефолте кому бы то ни было. Получили отказ. Мы увидели, что группа готовит выпуск привилегированных акций с очень высоким дивидендом. Мы увидели, что по мере того, как мы просим большей четкости договоров и большей прозрачности, интерес к нам падает. Мы пообщались в офисе и увидели много сотрудников, которых надо кормить. Мы посмотрели биографии и не увидели в них гарантий.
В России сейчас бум прямого универсального кредитования малых бизнесов. Это когда кредитор дает деньги «в работу» малой компании, которая как-то их потом использует, зарабатывая очень большую маржу, и платит кредитору очень большие проценты (меньше 18% в рублях эта штука просто не интересна кредиторам). Такие кредиты активно продвигают посредники (посредникам платят большие комиссии — сравните, серьезные фонды могут заплатить посреднику максимум 0,5-0,6% от суммы инвестиции в год, реселлеры нот получают 1%, а тут посредники легко имеют 2-3% годовых). Такие кредиты очень любят непрофессиональные инвесторы: быстро, легко, в предложениях посредников слово «гарантированно» звучит по 10 раз на страницу, ставки очень высокие (20% годовых в рублях это конечно 11% в долларах, но выглядят как 20%, а не как 11%, не так ли?).
В отличие от дефолтов на публичном рынке, проблемы заемщиков такого рода становятся известны только тем, кто потерял деньги; клиентов кидают, и тут же идут собирать деньги у других, а тем, кто не попал, кажется, что подобные инвестиции очень надежны.
Мораль сей басни грустна. В реальности все, что готово платить 20% в рублях, несет в себе за компанию огромные риски, и чудес не бывает. В реальности в России отсутствует прозрачность кредитного поля и инвестор никогда не поймет до конца, с кем имеет дело. В реальности в России культура ведения дел не сформирована и убежать с $15 млн — плевое дело. В реальности в России доходы населения падают (привет потребительским кредитам всех видов и мастей), стоимость денег высока, регулирование зверское, налоги тяжелые, рынок узкий (привет эффективности бизнесов и их способности платить большие проценты), правоприменение слабое и возможности взыскания лимитированы.
Вдобавок деньги в долг чаще всего берут компании, созданные молодыми амбициозными малоопытными самоуверенными людьми, бизнес их — в диапазоне от барбершопов до ростовщичества —и наиболее вероятный товар, который вы получите в обмен на свои «гарантированные» деньги — это подробный рассказ о том, что пошло не так. А может, как в истории с «Брио», и этого не получите.
Не только в России, но и в мире alternative fixed income — дело сложное. Хотите инвестировать в этот, вообще говоря, интересный инструмент — доверяйте профессионалам. Не посредникам, впаривающим вам кредит за свой процент, а профессионалам, вкладывающим свои деньги вместе с вами. И то — не всем. А в России лучше вообще не вкладывайте в этот бизнес.
Теги: личные финансы, мнение, бизнес