Андрей Симановский: «Поиск смысла жизни способен убить любой бизнес»
«Я никогда не боялся ставить запредельные цели, потому что понимал: если не получится, то и не страшно, — они же запредельные». Правила жизни и бизнеса основателя компании «Сима-Ленд».
Собственник торговой компании «Сима-Ленд», лауреат главной премии «Человек года-2016» Андрей Симановский называет свой бизнес несистемным, подчеркивая, что преимущество его фирмы — люди, которым он может доверять. Сам г-н Симановский живет по правилам, проверенным на практике.
1. Мой девиз — «Любящий свое дело превращает его в искусство» — сложился сам собой. Потому что удача отворачивалась от меня, когда я занимался тем, что мне не нравится, то есть нелюбимым делом. И лишь когда я занимался тем, что мне по душе, у меня все получалось. Добиваться успеха мне помогало интуитивное понимание — надо любить свое дело и пытаться быть лучшим. После этого есть серьезные основания, что будут деньги (хотя это не главное).
2. Я никогда не боялся ставить запредельные цели, потому что понимал: если не получится, то и не страшно, — они же запредельные. Наверное, дело еще и в моей безбашенности, в нежелании принимать какие-либо системные рамки. Обычно людям, которые не видят рамок, ничего не удается достичь — их сносит волной равнодушия, трудностей, семейного быта и прочих факторов, которые всем известны. На мой взгляд, запредельные задачи невозможно выполнить без того, чтобы работа превратилась в твою жизнь, оставив на втором плане семью, личные желания, друзей и отдых. Существует глобальная разница между работой в общепринятом смысле и занятием любимым делом, неважно, ворочаешь ты миллиардами, печешь хлеб или ремонтируешь обувь.
В конце 90-х я занимался ремонтом обуви, приспособив под мастерскую комнату в 10 кв. м, взятую в аренду в «Рубине». Я не имел никакого представления об этом ремесле. Меня окружали профессионалы, постигавшие это дело десятки лет. Секреты мастерства они передавали из поколения в поколение. Но, взявшись за эту работу, я жил ей почти два года. Итог деятельности: $3 тыс. в месяц чистыми.
3. Человек, обделенный талантом, может добиться того, что не под силу и одаренным людям, если будет упорно трудиться. Примеров тому в моей жизни было достаточно. В армии я служил в батальоне связи, где требовалось знать азбуку Морзе. Туда брали людей с музыкальным слухом, которые могли улавливать звуки и переносить их на бумагу. Для тех, кому это удавалось без труда, служба была не в тягость. А мне бог слуха не дал — я занимался по 16 часов в сутки. И через два месяца усиленных тренировок стал лучшим — это позволило мне занять командную должность.
4. Мне запал в голову афоризм: «Нужно уметь задавать правильные вопросы, которые ведут в будущее». Глубокий смысл этой, казалось бы, простой фразы, может, поймет далеко не каждый. Это связано с тем, что задавать такие вопросы себе и окружающим нужно уметь. А задают эти вопросы только те, кто не работает в общепринятом понимании этого слова, а находит в себе силы и волю, чтобы поручить рутинные рабочие вопросы большому количеству людей. И, благодаря этому, их можно назвать лентяями с большой буквы, потому что именно они являются локомотивом человечества, так как ставят задачи по преображению мира, а не извлечению денег.
«Безумцы, уверенные, что способны изменить мир, на самом деле его меняют» — это фраза Джобса. Таких людей немало в Китае. Прожив там в общей сложности около шести лет, я наблюдал за гигантскими преобразованиями этой страны, за тем, с какой скоростью меняется инфраструктура, с какой видимой легкостью создаются новые объекты, глобальные по своим замыслам. Возвращаясь в Екатеринбург, я видел контрастирующие отличия. Конечно же, я нахватался от Китая его величия и попытался перенести частичку этого духа на свою компанию.
Работу с Китаем я начинал в одиночку. Позже снял квартиру в маленьком городе и поселил в ней первого сотрудника, который занимался поисками и отправкой товара. Затем количество и сотрудников, и квартир стало резко увеличиваться. Долгое время мы работали по 16 часов в сутки и без выходных. Бывало, что спали в одежде.
Наконец, число квартир увеличилось до 38, а численность персонала в период закупа — до 170 чел. Наступал хаос. Возникла идея создать единый комплекс. В итоге за три месяца была построена база, включающая в себя восьмиэтажный дом на 120 квартир со всеми бытовыми удобствами, включая кондиционеры, офис, большой склад, ресторан с баром, сауну, бассейн, спортзал и солярий (оказалось, это в пять раз дешевле и в 15 раз быстрее, чем строить в Екатеринбурге). Бесплатную для сотрудников еду готовит русский повар.
Сегодня китайский филиал поставляет товар с 20 тыс. китайских фабрик. Некоторые сотрудники живут там уже шестой год и успели создать семьи. Я езжу туда регулярно. Как и 15 лет назад, надеваю кроссовки, джинсы и работаю вместе со своими людьми.
5. Самое важное в моей жизни — это люди. И обычно эту фразу все воспринимают как избитую, банальную и неинтересную. А для меня это является самым главным.
Я стараюсь работать с людьми, у которых есть совесть, моральные принципы, чувство патриотизма и любовь к своей стране. Выражение этого можно видеть каждое утро, которое 2000 сотрудников начинают под гимн России. Успех компании я объясняю тем, что всегда рассчитывал на преданных и честных людей, многие из них работают со мной по 12-15 лет. Это действительно команда. Ее костяк — человек, наверное, 40 — люди, которые меня никогда не подведут. Если завтра у нас будут проблемы, они останутся, зная, что черная полоса не вечна.
6. У каждого предпринимателя наступает такой момент в жизни, когда он спрашивает себя: «Зачем я тащу этот воз? Не проще ли все бросить?» Ответа на этот вопрос нет. Единственный выход — гнать от себя этот вопрос и идти вперед. Иначе, на мой взгляд, человек попадает в ловушку, из которой не выберется, — поиск смысла жизни способен убить любой бизнес.
По этому поводу есть история с оттенком мистики, в которую трудно поверить. В феврале 2007 г. я летел в Китай в очередной раз. Время было не самое удачное: в Екатеринбурге были проблемы и в Китае проблем было не меньше. В самолет я сел в скверном настроении. Впереди было шесть часов лета до Пекина, потом перелет до Ханчжоу и еще два часа автомобилем до Иу. В голове вертелось: на кой черт мне все это нужно? Мог все бросить, уехать к морю и жить в свое удовольствие, а вместо этого приходилось заниматься рутинными делами. В сумке была книжка Омара Хайяма и, листая ее, я наткнулся на строки:
«Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь, / Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь, / Ни былой, ни грядущей минуте не верь, / Верь минуте текущей — будь счастлив теперь!»
Я задумался. Перевернул книгу, прямо на обложке переписал стих, слово «теперь» подчеркнул дважды. Подумал: «Чего это я, в самом деле? Лечу бизнес-классом — кресло удобное, икра красная, денег хватает и сделал я немало». И, успокоившись, заснул. По приезде в Китай читаю в интернете новость про Владимира Путина, который сидел на совещании и готовил тезисы к пресс-конференции. Репортеры хорошей оптикой сфотографировали его записи: на листе бумаги — те же строчки: «Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь…» Причем слово «теперь» подчеркнуто двумя линиями.
Я вынимаю из сумки книгу, в которой переписал стих, и вижу — почерк очень похож. И оказалось, что по времени мы писали практически в один и тот же момент. Тогда я понял, что было в голове у Путина в тот момент, что и у меня в самолете — те же мысли, только уровень проблем президента на много порядков масштабней, чем у меня. И тогда мне стало легко.
7. У меня не получается работать с людьми неискренними. Их профессионализм при этом уже не имеет значения. Несколько лет назад у нас трудился маркетолог с дипломом МВА. Учил наших людей, как надо работать. Говорил красиво: «рынок демонстрирует отрицательную динамику продаж». В переводе на русский, это значит, что продажи х..вые? — поинтересовались мы. Он не нашел, что ответить, и мы с ним расстались, — мозг у таких специалистов отформатирован напрочь: они мыслят шаблонами, думать не умеют. Слово «динамика» затушевывает то обстоятельство, что продажи все-таки х…вые.
8. Я благодарен всем своим конкурентам за то, что они заставили меня работать лучше. Как пример можно привести компанию Гала-центр, которой руководит, по моему мнению, один из самых лучших предпринимателей в регионе — Михаил Александрович Корепин. Мы с ним дружим, невзирая на то, что его компания отчасти является нашим конкурентом.
9. Главная проблема — в нашей голове, а не во внешнем мире. Но люди этого не понимают и пытаются искать виноватых. А управлять даже малым коллективом может только тот, кто постоянно копается в себе и находит мотивирующие факторы для работы. Только тогда он имеет моральное право попытаться изменить что-либо в головах своих подчиненных. Это и есть хороший руководитель.
Материал подготовил Виталий Павлов