«Арендаторы начали демпинговать. Очень высокие скидки собственников — вопрос времени»
«Многие компании будут сокращать бизнес, сотрудников; потребность в части площадей отпадает». На рынке офисной и торговой недвижимости начался массовый пересмотр условий работы.
В Москве на следующий год перенесут сдачу примерно 15% запланированных офисных площадей из-за приостановки строительства в связи с ограничениями по борьбе с коронавирусом. Как сообщает «Коммерсантъ», это поможет уменьшить глубину падения ставок — многие арендаторы отказываются от офисов.
По расчетам Colliers International, перенести на 2021 г. могут примерно 420 тыс. кв. м офисных площадей. Сейчас в Москве пустует 8,3% площадей офисов класса А и 6,7% — класса В, говорит директор отдела корпоративных клиентов департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина. Сохранить активность на рынке можно будет за счет переездов и пересогласований — доля сделок по пересмотру условий по итогам первого квартала может вырасти с 24% до 40-50%, считает она.
Многие компании будут сокращать бизнес, сотрудников; потребность в части площадей отпадает, — говорит замгендиректора Knight Frank St Petersburg Михаил Тюнин.
Почти всего арендаторы попросили собственников о скидках, арендных каникулах или отсрочке платежа, отметил он. Стороны обсуждают возможные договоренности с каждым арендатором отдельно.
«Совет владельцам недвижимости: соглашайтесь на любые скидки. Оплатят хотя бы коммуналку»
Во втором полугодии на торговых улицах Москвы будет свободно 10–15% площадей, считает глава направления стрит-ритейла CBRE Юлия Назарова. Обороты компаний, работающих в стрит-ритейле, кроме продуктовых магазинов и аптек, снизились на 90%, а большинство договоров подразумевают фиксированную ставку арендной платы.
Арендаторы уже начали демпинговать, собственники пока не идут на очень высокие скидки, но это вопрос времени, — говорит ведущий консультант направления стрит-ритейла компании «Магазин магазинов» Ольга Свиридова.
По прогнозу CBRE, к концу года вырастет доля пустующих площадей и в торговых центрах — до 10–20% против 5,6% по итогам 2019 г.
Потребители собрались полгода жесточайше экономить. Спрос может и не восстановиться