Ароматы зомби и конюшни: как бывшие менеджеры «Газпрома» стали продавать странные духи
Илья Волков и Александр Лушин работали менеджерами по коммуникациям в «Газпром экспорте». Полный соцпакет и рутина в скором времени им надоели, и они взялись за странное во всех отношениях дело.
Сегодня Илья Волков и Александр Лушин – бизнес-партнеры. Они занимаются дистрибуцией духов Particula, которые производит американская компания Demeter. Главная «фишка» этих ароматов – их необычность. В линейке ароматов можно встретить такие нетривиальные запахи как «конюшня», «рыжая в постели», «он зомби» «Парк Горького» и так далее. Теперь они продают парфюм в «Цветном», «Охотном ряду» и аптеках «Старый лекарь», а оборот компании составляет 5–6 миллионов рублей в месяц, пишет The Village.
Работа в «Газпроме»
Илья Волков окончил МГИМО: получил степень бакалавра на факультете экономических отношений, затем — магистерскую степень на факультете политологии. Продолжил обучение в Институте политических наук в Париже, после чего вернулся в 2008 году в Москву.
Одногруппник Волкова помог ему устроиться на работу в дочернюю компанию «Газпрома» «Газпром экспорт», где Илья стал менеджером по коммуникациям.
«Всё было хорошо: отличный коллектив, соцпакет, корпоративная столовая, спортзал. Но за полтора года работы ничего не изменилось. Мне не хватало кипучей деятельности, которая была во время учёбы: день был расписан с семи утра до часа ночи», - вспоминает он.
Александр Лушин пришел в «Газпром» из МГУ. Разговорившись с Волковым, коллеги решили заняться бизнесом. Мысли о собственном деле посетили их головы практически одновременно.
«Решение вынашивалось долго, в голове строились многочисленные схемы, как спокойнее осуществить момент расставания», - рассказал Илья Волков изданию Rusbase.ru.
В поисках ниши приятели наткнулись на флакончик духов Demeter, которые привезла из США их знакомая. Аромат моментально покорил Илью и Александра. Вроде бы и парфюмерия, и нет: помимо привычных цветочных, кондитерских ароматов был, к примеру, запах земли, пластилина, покрышек, снега, грозы или похоронного бюро. Всего 200 разных моноароматов.
Фото: http://www.the-village.ru/
«Осенью 2010 года я отправил письмо основателю марки. Переписка затянулась до января 2011-го. Когда у нас были свободные минутки на работе, время на обед и наши коллеги шли гонять чаи, мы с Александром неслись на переговоры, встречи, делали презентации. Важно было понять: интересен Demeter или нет? Потихоньку рабочие проблемы стали уходить на второй план, уступая место новому делу», - говорит Волков.
«Нам пришлось доказывать, что это просто аромат конопли»
Разница между Москвой и Нью-Йорком – 8 часов. Поэтому, когда с работой в столице было покончено, бизнес-партнеры мчались домой, чтобы решать с поставщиком вопросы сертификации и первого заказа. Парфюмерия — это спиртосодержащая продукция, нужно было подтверждение, что содержание спирта минимальное, и оно не попадает под лицензирование.
«Особый интерес Федеральной таможенной службы привлёк аромат Demeter «Цветок каннабиса». Пришлось доказывать, что это действительно аромат конопли, но никаких производных и экстрактов этого растения в нём нет», - продолжает Волков.
Первая поставка — 23 коробки Demeter — пришла в марте 2011 года. Кредитами приятели не пользовались, хватило своих сбережений в размере 12 тысяч долларов.
Первые накладные оформляли «на коленке» в «Экселе», рассказывает Илья, а склад разместился у него дома, в одной из комнат. Через месяц с «Газпромом» Илья Волков распрощался. Еще через полгода его примеру последовал и Александр Лушин.
«Мы решили продавать духи не только в парфюмерных магазинах вроде Articoli, но и в тех местах, где косметика не представлена. И действительно — сотрудничество с книжной сетью «Республика» и магазинами подарков дало хороший результат. На 20 тысяч долларов, вырученных от продажи первой партии, к июлю мы купили вторую. Осенью продажи начали расти, мы поставили себе амбициозную задачу — достичь оборота в миллион рублей. В итоге к январю мы сделали 1,1 миллиона рублей. Хороший подарок на Новый год», - рассказывает он.
Популярность росла
В начале своей работы бизнес-партнеры только и слышали: «Возьмём парфюм, но только под реализацию». И вынуждены были соглашаться на эти условия. Но популярность Demeter росла, они поняли, что пора говорить о предоплате за товар. До сих пор они придерживаются этой схемы.
За маркой Demeter последовал косметический бренд Uslu Airlines с коллекцией лаков. Линейка связана с путешествиями — каждый оттенок носит название какого-либо международного аэропорта.
Затем появилась нестандартная марка Nu_Be, которая посвящена элементам Большого взрыва. Прежде чем начать пользоваться ароматом, упаковку нужно сломать. Позже присоединились два бренда из Франции и Аргентины — Jardins d’Écrivains, посвящённый литературе, и Fueguia 1833 с интересной историей южноамериканского государства. Последняя марка, которая появилась у нас, — Yosh. Все ароматы связаны с нумерологией, духовными практиками и энергией чакр.
Из магазина в аптеку
Отдельно стоящий магазин Лушин и Волков открывать не хотели, а работа парфюмерных сетей с их продукцией не сильно устраивала партнеров. Дело в том, что магазины отдавали предпочтение известным брендам, а флаконы Demeter ставили далеко от покупателей.
Проектом заинтересовалась сеть аптек «Старый лекарь». Им хотелось отличаться от других аптек. Волков начал разработку дизайна корнера. Конечный вариант – ассиметричный, многоступенчатый шкафчик – был придуман в одном из кафе Нью-Йорка. Там же пришла идея украшать витрины сумасшедшими формулами, например, формулой аромата «свежая солома плюс лобстер».
«Через два месяца представители аптеки сказали, что очень довольны. Их выручка выросла в 2–2,5 раза. Они даже убрали часть кремов известных марок и поставили на эти полки нашу парфюмерию», - рассказывает Илья Волков.
Деньги пахнут
Новый формат торговли позволил увеличить оборот в два раза до 5–6 миллионов рублей в месяц. Из них только корнеры Demeter приносили 1,5–2 миллиона рублей. По состоянию на 2014 год, интернет-магазин с продукцией давал небольшой доход – порядка 350-400 тысяч рублей в месяц.
Человеческие странности
Работа в Demeter, как и сами ароматы компании, весьма странная. Илья Волков рассказал несколько запоминающихся случаев:
«Мне недавно звонила девушка. Хриплым голосом она спросила: «А правда, что вы можете сделать ароматы всего и вся?» — «Да, — отвечаю, — а что вас интересует?» — «Мне нужен аромат кокаина». На этом наш разговор закончился».
«Из последнего: выходим в шоурум, стоит святой отец (пожилой батюшка), самый настоящий, в одеянии. Выбирает ароматы. В итоге остановился на аромате коктейля «Рыжая в кровати».