АСИ готовит свердловскую власть к реформам
Директор по развитию партнерской сети АСИ Александр Пироженко рассказал ДК, почему АСИ затянуло со стартом в Свердловской области и в каких проектах пока не удается договориться с Дмитрием Медведевым.
Агентство стратегических инициатив (АСИ), заявив о себе в Свердловской области в 2011-м, год определялось с приоритетами. Затем — открыло в Екатеринбурге офис и показало региональным властям, как поддерживать частный бизнес. Но сами местные предприниматели не спешат продвигать свои интересы — констатирует директор по развитию партнерской сети АСИ Александр Пироженко.
В сентябре 2011 г. Свердловская область стала первым регионом, с которым руководство АСИ подписало соглашение о сотрудничестве. Агентство, напомним, было образовано год назад по инициативе Владимира Путина как «социальный лифт» для бизнесменов, как механизм, помогающий преодолевать административные барьеры. Но ясность, на чем сконцентрируется АСИ, для Урала наступила только весной 2012-го. В апреле свердловское представительство АСИ возглавил Даниил Мазуровский, а 13 июля — офис АСИ открылся в БЦ «Саммит». При этом формально поддержку получил пока только один свердловский проект — предложенная компанией «ГЕН СтройУрал» реконструкция детских садов (надстройка дополнительного этажа в уже существующих детсадах, перевод зданий на современные системы энергосбережения. Подробнее о проекте — см. «ДК» № 39 от 31 октября 2011 г.). Александр Пироженко рассказал «ДК», что будет дальше и почему агентство готово работать лишь с избранными регионами.
Поняли главное
Судьба инициатив АСИ будет во многом зависеть от желания и способности региональных властей следовать стандарту инвестиционной привлекательности, который разработало агентство. То есть — выполнять рекомендации АСИ. Г-н Пироженко подчеркивает: Свердловская область наравне с другими одиннадцатью регионами, где внедряется стандарт, должна быть готова к коренным реформам в системе взаимоотношений «власть — бизнес».
Помимо регионального инвестиционного стандарта, АСИ на федеральном уровне, но с привлечением регионального бизнеса, реализует 22 проекта Национальной предпринимательской инициативы. Уже готовы, одобрены наблюдательным советом под руководством Владимира Путина и оформлены распоряжениями правительства четыре проекта — по упрощению подключений к энергосистеме, упрощению получения разрешений на строительство, таможенному и экспортному регулированию. Это те сферы, к которым по итогам мониторинга обращений в АСИ бизнес оказался особо чувствителен. Конкретные предложения АСИ оформлены в виде дорожных карт (англ. Road map — план действий на перспективу). В них — поручения чиновникам, закрепленные ответственные ведомства и сроки исполнения. В работе находится еще семь дорожных карт, а всего до конца года должны быть готовы 15 проектов.
АСИ заявило о начале сотрудничества со Свердловской областью почти год назад, но фактически работа стартовала только сейчас. Почему так затянули?
— Одобрение наблюдательного совета на открытие представительства в Екатеринбурге мы получили в прошлом декабре. Тогда АСИ решило открыть «в первой очереди» три представительства — на Урале, в Татарстане и Ульяновской области. Вектор нам задал Владимир Путин: АСИ должно помогать в преодолении административных барьеров. Но у нас не было четкого видения, как контактировать с областными властями и бизнесом. Надо было определить стратегию. Открывать офис ради офиса не хотелось.
В Свердловской области процесс был затянут еще и из-за смены губернатора. С предыдущей администрацией у нас были договоренности, которые в принципе соблюдались. В части социальных программ, например. Мы поддержали областной проект по реконструкции детских садов.
Сейчас другие приоритеты?
— Скажем так, сегодня мы понимаем, что самое главное. Мы разработали региональный инвестиционной стандарт. Это необходимый набор действий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, содержащий 15 пунктов. Свердловская область — первый регион, с которым мы подписали соглашение по внедрению этого стандарта. Всего мы сейчас работаем по этому направлению с одиннадцатью регионами, среди них и ваши соседи — Челябинская область, Пермский край и Башкортостан.
И как вы оцениваете готовность к сотрудничеству нынешних свердловских властей?
— Нынешнее руководство области заверяет, что хочет поддержать наши проекты, людей. Мы рассчитываем, что это не пустые слова. АСИ, со своей стороны, в самое ближайшее время подготовит повестку дня для свердловского правительства, мы зафиксируем, что нужно от областных властей нам, и будем встречаться с Евгением Куйвашевым, обсуждать совместные действия по повышению инвестиционной привлекательности региона. Губернатор высказал непосредственную заинтересованность в действиях агентства в области.
Стандарт АСИ выглядит как один из множества меморандумов по улучшению инвестклимата. Про планы развития инфраструктуры, про гарантии господдержки и прямой доступ инвесторов к губернаторам говорится повсюду. На Среднем Урале этими вопросами занималось даже отдельное министерство.
— Фишка АСИ в том, что мы пользуемся измеримыми параметрами и ставим сроки, задаем KPI — ключевые показатели эффективности. Чрезвычайно важен еще и формат — в разработке инициатив, улучшающих инвестклимат, в генерации идей принимают участие сами предприниматели. И мы верим в креативный потенциал бизнеса. Именно сами предприниматели должны предложить решения по тем вопросам, которые их более всего волнуют. Наша задача — эти решения собрать, зафиксировать, сформировать комплексный документ и всеми силами продвигать.
Каким образом бизнес участвует в разработке решений?
— В каждом из одиннадцати регионов мы создали экспертные группы. В них входят представители бизнеса и ведущих объединений предпринимателей («Опора России», «Деловая Россия», РСПП, региональные ТПП). Они будут заниматься внедрением регионального инвестиционного стандарта и вести мониторинг исполнения областными властями дорожных карт АСИ. Для этого мы обеспечиваем предпринимателям регулярные встречи с властями. Причем со стороны власти участвуют не просто начальники отделов министерств, а сами министры или их замы, которые отчитываются по тому, выполняется ли тот или иной пункт стандарта в регионе. Бизнес может согласиться с мнением чиновников или указать на то, что пункт стандарта не выполнен, — и обязать региональную исполнительную власть предпринять те или иные шаги для его выполнения.
Что из себя представляют карты, которые разработало АСИ?
— Мы провели мониторинг самых проблемных мест в повседневной предпринимательской деятельности и предложили 22 проекта Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). По ним мы формируем дорожные карты — пошаговые планы реализации предложенных бизнесом мер для преодоления проблем в той или иной сфере. Первые четыре дорожные карты разработаны по наиболее чувствительным для бизнеса направлениям — энергетика, строительство, таможня, экспорт.
Во многом мы ориентируемся на международный рейтинг условий ведения бизнеса Всемирного банка — Doing Business. Сейчас по совокупности десяти показателей Россия занимает 120-е место из 183 возможных. Причем, например, по энергетике мы находимся на последнем, 183-м месте, а по регистрации собственности у нас не такие плохие показатели — 45-е место. Здесь мы впереди Германии, Франции, например. Владимир Путин поставил цель — к 2018 г. подняться на 100 ступеней и занять как минимум 20-ю строчку в рейтинге Doing Business. Эти 100 шагов вперед мы проделаем благодаря совместным усилиям бизнеса и власти — для этого и создавалась Национальная предпринимательская инициатива.
И какие конкретные показатели фиксируют дорожные карты?
— Текущее состояние и те показатели, на которые нам нужно выйти. Например, если взять оптимизацию подключения к энергосетям, мы на каждом этапе будем фиксировать, как изменились время подключения, цены, уменьшилось ли количество документов и т. д. Так, к 2018 г. время на подключение должно сократиться до 40 дней, а затраты — до 25% от среднегодового дохода на душу населения. Сегодня подключение к энергосетям занимает 281 день и обходится предпринимателям в 1 852% от подушевого дохода. Для достижения этой цели мы запланировали около 40 мероприятий, например: упрощение порядка подключения по временной схеме, развитие рынка перераспределения мощностей, упрощение выделения земли под строительство энергетической инфраструктуры и пр. Так по каждой карте.
Сложной для нас оказалась карта по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Ее задача — устранить барьеры в получении разрешений на строительство. Тут у нас слегка затянулся диалог — необходимо соблюсти баланс интересов. С одной стороны, государство должно брать на себя риски (хотя бы для того, чтобы здание не разрушилось, не мешало другим) и проверять документы тщательно. С другой — предпринимателям важно, чтобы согласования шли быстрей. Карта была направлена в правительство, но там многие предложения «потерялись». На встрече с руководителями рабочих групп Дмитрий Медведев, выслушав замечания и пожелания бизнеса, отправил карту на доработку — мы ожидаем, что в нее вернется первоначальный смысл и ключевые мероприятия.
Какие примеры решений предусматривает стандарт в регионах, в частности в Свердловской области?
— В стандарте есть требование, чтобы в региональных энергетических комиссиях, РЭКах, были созданы общественные советы из представителей бизнеса, чтобы они в обязательном порядке рассматривали инвестпрограммы субъектов естественных монополий. До того, как их утверждает РЭК. Ведь что часто происходит? В инвестпрограммы включаются не самые востребованные бизнесом объекты, интересы бизнеса зачастую игнорируются. Расходы на строительство таких объектов потом отражаются на тарифах, по которым платят предприниматели. Мы настаиваем: потребитель должен участвовать в обсуждении затрат. Это рычаг, который дает возможность, например, девелоперу сказать: «Вы строите линии передач не там, где они нужны». Такой диалог позволит сбалансировать интересы потребителей и сетевых компаний. И он должен быть налажен в Свердловской области. Подписанное с властями соглашение фактически означает, что они готовы к подобным переменам.
Побороть инертность
Предприниматели часто высказываются о бюрократических проволочках, несовершенстве механизмов сертификации и лицензирования, судов и др., в том числе на страницах «ДК». Однако АСИ констатирует, что далеко не все готовы к действиям — включиться в работу агентства, встречаться с чиновниками. Г-н Пироженко надеется, что ситуацию удастся переломить, по крайней мере в Свердловской области.
Сколько свердловских предпринимателей участвуют в работе по внедрению регионального инвестиционного стандарта?
— Сегодня в рабочую группу в Свердловской области входит 15 бизнесменов.
Всего?
— Да.
Вы считаете, 15 человек на регион — достаточно?
— Структура еще формируется. Если рабочая группа начнет прибавлять в числе инициативных людей, обрастать новой повесткой — будет замечательно. А то, что пока 15 человек… Уж сколько нашлось. Для нас — пусть будет хоть 200! Но мы видим, что бизнесмены любят жаловаться: с нами не ведут диалог, наши интересы не учитываются. А когда им говоришь: «Пожалуйста, вот конкретные задачи, механизмы решения, для вас же. Приходите, мы обеспечим разговор с министром...» Но на такие встречи хорошо если 5-6 человек приходит. Критиковать проще, чем включиться, — к сожалению. С другой стороны, на Урале очень инициативные люди, много новаторов. И мне кажется, руководитель свердловского представительства агентства Даниил Мазуровский способен эту работу организовать, он в Екатеринбурге не чужой человек, его все знают.
Возможно, люди инертны оттого, что агентство слишком долго подбирается к результатам. Когда оно только создавалось, бизнесмены встретили его с некоторым даже энтузиазмом. Потом успокоились: со стороны не видно, что происходит внутри АСИ, идет ли работа. Другой аргумент: если региональные власти сами не захотят сотрудничать с АСИ, то ничего вы не добьетесь.
— А мы и не будем ничего добиваться в таких случаях. Просто не пойдем в эти регионы. Мы идем туда, где власти готовы к сотрудничеству. Это принципиальная позиция. Руководство Свердловской области само проявило интерес. Остальные десять регионов — тоже. Сейчас к нам и другие регионы обращаются, но мы выйдем в них не раньше, чем проработаем стандарт с пилотными субъектами, — не раньше 2013 г.
Какие текущие проекты находятся в фокусе внимания АСИ?
— Сейчас агентство готовит еще пять карт, которые будут внедряться на федеральном уровне. Одна из них касается процедуры регистрации предприятий. Задачи: сократить сроки, количество необходимых для регистрации документов и т. д. По нашим оценкам, это позволит быстро увеличить число предпринимателей. И дополнительно даст 1% к ВВП. Другая карта связана с упрощением регистрации собственности. Еще одна призвана отрегулировать закупки больших госкорпораций: «Газпрома», РОСНАНО, «Русгидро» и др. Они должны предоставлять доступ к работе с ними малым и средним компаниям.
Этот механизм есть: тендеры.
— Региональным предпринимателям хочется получить доступ к крупным заказам. Они обозначили ориентиры: стимулировать госкорпорации к более полному раскрытию информации о размещаемых заказах, выделять в тендерах квоты для малого бизнеса (производить закупки у небольших предприятий), отдавать какие-то сервисные функции на аутсорсинг и т. д. А не устраивать вертикально интегрированную цепочку, как у нас принято, когда к закупкам допускаются только дочерние или аффилированные с менеджментом компании.
Агентство правда верит, что корпорации и инфраструктурные монополии откажутся от работы с аффилированными структурами?
— Топ-менеджеры компаний, высшее звено, которое отвечает непосредственно перед Владимиром Путинным, заинтересованы, чтобы закупки были эффективны. Они приходят на встречи, которые мы организуем, садятся за один стол с бизнесменами и чиновниками и обсуждают формы совместной работы.
Вы говорите, что АСИ работает только в тех регионах, которые сами этого хотят. А если местные власти, столкнувшись с трудностями, скажут: «Ну, поработали и хватит, больше неинтересно», что будете делать?
— Не думаю, что они так скажут, по крайней мере открыто. В Свердловской области процесс пошел. Мы подписали соглашение, открыли офис. Назад пути нет. Через предпринимателей будем стимулировать власти выполнять обязательства, которые они на себя взяли.
А то — что?
— А то… придется выводить вопросы на уровень руководства страны. (Смеется.)
За все хорошее,
против всего плохого
15 критериев регионального инвестиционного стандарта
по версии АСИ
1| Ясная стратегия и приоритеты для инвестиций в регион
2| Личные гарантии инвесторам от главы региона
3| Четкий план развития инфраструктуры в регионе
4| Перечень видов и форм господдержки инвестиций
5| Предотвращение создания административных барьеров и избыточного регулирования бизнеса
6| Публичное обсуждение с главой региона ключевых проблем и решений для инвесторов
7| Взаимодействие инвесторов с государством
8| Устранение инфраструктурных барьеров для открытия бизнеса
9| Обеспечение бизнеса необходимыми кадрами
10| Постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов власти, взаимодействующих с инвесторами
11| Обязательное участие коммерческих потребителей энергоресурсов в регулировании цен со стороны естественных монополий
12| Канал прямой связи инвесторов с руководством региона
13| Размещение всей необходимой информации для инвесторов на одном сайте
14| Публичный отчет главы региона о достижениях и планах по привлечению инвестиций
15| Ясная процедура взаимодействия инвесторов с органами власти, прозрачный механизм отбора инвестпроектов, претендующих на господдержку
Источник: АСИ.
Александр Пироженко
Директор по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив
Родился 26 января 1977 г. в г. Ленинграде
Образование:
В 1999 г. с отличием окончил факультет государственного и муниципального управления Северо-Западной академии государственной службы при Президенте РФ (СЗАГС);
С 1997 по 1999 гг. – председатель профсоюзной организации студентов СЗАГС.
До 2003 года обучался в аспирантуре СЗАГС по специальности юриспруденция.
Карьера
В 1998-1999 гг. занимался предпринимательской деятельностью (производство продуктов питания).
1999–2000 гг. - помощник депутата Госдумы в г. Санкт-Петербурге. Разработчик ряда законопроектов «Об общих принципах организации местного самоуправления» и в области регулирования естественных монополий.
2000 - 2004 гг. - заместитель директора экономических программ в Фонде «ЭПИЦентр-СПб».
2004 - 2008 гг. - заместитель начальника, затем - начальник Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе ФАС России; член Комитета по стратегии реформирования электроэнергетики ОАО «РАО «ЕЭС России».
С 2008 г. – Директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков в Минэкономразвития РФ. В 2011 г. реализовал совместный проект Минэкономразвития с Всемирным банком по проведению исследования и рейтингования 30 российских регионов по методологии Doing Business.
С 2011 г. по н.в. - Директор по развитию партнерской сети АСИ.
Разработчик ряда федеральных и региональных законопроектов в сфере экономики и финансов, соавтор Концепции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.