АСК начал стройку с промышленным масштабом
«Атомстройкомплекс» намерен создать индустриальный парк в Среднеуральске. Глава компании Валерий Ананьев уже начал переговоры с промышленниками Екатеринбурга о выносе их производств в город-спутник.
То, что у НП УС «Атомстройкомплекс» большие планы на Среднеуральск, известно давно. В 2010 г. гендиректор компании Валерий Ананьев анонсировал, что застройщик намерен развернуть в городе-спутнике Екатеринбурга стройки микрорайона «Пихтовый» и коттеджного поселка «Европейская деревня», создать комфортную инфраструктуру и в обозримом будущем перевезти туда головной офис и сотрудников компании – на ПМЖ.
Теперь г-н Ананьев мыслит глобальнее: по его словам, просто застроить Среднеуральск новым жильем недостаточно. Нужно создать в городе индустриальный парк и перевезти туда ряд екатеринбургских заводов - тогда город-спутник станет альтернативным центром деловой активности. Это разгрузит трафик в Екатеринбурге и решит проблему с пробками, а еще – освободит промплощадки, где сейчас работают предприятия, под новую застройку. «Выиграют все: заводы, их работники, Екатеринбург, Среднеуральск. Нужно сделать владельцам предприятий выгодное предложение, тогда они пойдут нам навстречу. И оно у нас есть», - говорит г-н Ананьев. И добавляет: список заводов, с которыми он намерен начать переговоры, занимает четыре листа формата А4. Все они занимаются производством, не загрязняющим экологию – это главное условие.
Что такого есть в Среднеуральске, чтобы заводы, которые спокойно работают в Екатеринбурге, сорвались с насиженных площадок и переехали?
- Сегодня это старенький город, который построили еще в 1960-е гг. вместе с электростанцией. Из бесспорных плюсов там только чистая экология, водохранилище, лес. Но мы начали создавать там центр притяжения, где помимо нового жилья появятся лучшие больницы, школы, спортцентры, магазины, детсады – вся инфраструктура. Это не мечты и не прожект – в Среднеуральске все это будет. Дело в том, что сегодня есть только один центр деловой активности – Екатеринбург. Все лучшие клиники, школы, магазины, банки и проч. – тоже в Екатеринбурге. Смешно сказать - я вожу внуков каждый день с Таватуя в детский сад на ул. Чапаева. Потому что нет в поселке хорошего садика. Ну, бред же! Утром в центр Екатеринбург съезжается масса людей – сами на работу едут, детей в школы везут. Все это создает пробки – понятно ведь, что заторы на дорогах не оттого, что движение плохо организовано и машины паркуют на тротуарах. Это только следствие.
Поэтому задача стоит сделать альтернативный центр в Среднеуральске, создать там инфраструктуру, которая будет конкурировать с екатеринбургской. Привести в город лучшие клиники, школы – почему бы девятой гимназии там филиал не открыть, например. Провести новые инженерные сети, очистные сооружения – иначе, как говорил Аркадий Райкин, какой ты жилец, если у тебя кран течет. Плюс дороги и жилье. В Европе повсеместно так делается. Я, например, однажды ехал из лондонского аэропорта в город, свернул с магистрали и проехал через небольшой городок. Я удивился – там был салон Rolls-Royce, лучшие банки, бутики. Оказалось, это поселок, где живут обеспеченные люди. Им нет никакой нужды ездить оттуда в центр Лондона – все необходимое для комфортной жизни у них есть. Такие же упакованные микрорайоны есть и для среднего класса – людям не нужно мотаться каждый день в центр. Они туда выбираются пару раз в год – на салют посмотреть в Новый год и, может быть, на королеву. По такой же схеме нужно осваивать и Среднеуральск. Причем жилья и инфраструктуры недостаточно – надо сделать так, чтобы работать жители могли неподалеку. И я не вижу проблемы в том, чтобы создать в Среднеуральске индустриальный парк.
Где его можно разместить?
- По генплану на севере города предусмотрены больше 200 га под размещение производств. Территория обеспечена инфраструктурой, находится в 15 минутах езды от Екатеринбурга, рынков сбыта, рядом железные дороги. Вот мы и хотим предложить екатеринбургским заводам, у которых нет денег на реконструкцию, модернизацию готовые площадки – заезжайте! Если они продадут свои территории в городе, вырученных средств с лихвой хватит и на реновацию, и на новое оборудование. Мало того, мы готовы продать их работникам жилье в Среднеуральске по себестоимости. Возможность такая есть: земля там дешевле, чем в Екатеринбурге – за 1 га мы платим по 2-6 млн руб., в городе же цены стартуют от 30 млн руб. Выиграют все: предприятия, их работники. Кроме того, Среднеуральск получит новых жителей - не пенсионеров, а активных людей, которые формируют среду. Плюс мы избавим Екатеринбург от пробок, а на освободившихся площадках можно будет строить жилье.
Вы говорите, что в Среднеуральске хорошая экология. Зачем тогда приводить в город промышленность?
- О вредном производстве речи не идет. Металлургия, например, в Среднеуральске не нужна. Но в Екатеринбурге есть масса сборочных предприятий, которые готовы выпускать продукцию по чистым технологиям. Например, недавно продали завод горноспасательного оборудования – насколько я понимаю, его производство окружающую среду не загрязняет. Что ему делать на проспекте Космонавтов? По идее, самое место для такого завода в Среднеуральске. И таких небольших предприятий у меня целый список – четыре листа формата А4.
С кем-то конкретно уже разговаривали?
- Мы в самом начале пути. Но в ближайшее время переговоры начнем. Мы понимаем, что наше предложение адекватно. Посмотрим, как будут реагировать владельцы предприятий.
Создавать индустриальный парк вы будете своими силами или подключите власти?
- Конечно, мы бы хотели использовать механизм частно-государственного партнерства. Потому что во всем мире индустриальные парки делаются именно так. Мы рассчитываем, что нам помогут с социалкой, дорогами, с гарантиями банкам. Самим это все делать очень тяжело. Мы готовы софинансировать строительство инфраструктуры, главное, чтобы создавать парк не в одиночку.
Областные власти заинтересованы в этом проекте?
- Недавно я был на совещании у губернатора, которое было посвящено промышленной политике региона. И презентовал там нашу идею, рассказал об индустриальных парках. Предложил сделать Среднеуральск пилотным проектом, а потом заходить по такой же схеме и в другие города области. В ближайшее время пойду с докладом по нашим предложениям в правительство – нам нужно постановление, чтобы область учла нужды Среднеуральска в своих программах по строительству магистральных развязок, транспортных сетей и пр. и запланировала вложения в инфраструктуру города на ближайшие годы.
Когда конкретно Среднеуральск превратится в новый центр притяжения?
- Это проект с перспективой лет на десять. Но мы уже начали строить два микрорайона – Пихтовый, где будет стандартное жилье - два многоэтажных дома. Плюс сделали редевелопмент проекта «Европейской деревни». Изначально планировали сделать коттеджный поселок, но сегодня понимаем: содержать индивидуальный дом может себе позволить далеко не каждый. Поэтому небольшую часть оставили под коттеджи, а на остальной территории начали строить малоэтажные многоквартирные дома. Сдавать их начнем уже в июне 2013 г.
То есть вы отказались от идеи делать проект бизнес-класса с исключительной инфраструктурой – магазином со свежей выпечкой, например.
- Нет, свежий хлеб, индивидуальное жилье – все это там будет. Но от формата коттеджного поселка мы точно отказались. Я вообще считаю, что такие проекты у нас в регионе мало отличаются от коллективных садов – разве что дома по площади больше и кирпичные. Ни инфраструктуры, ни архитектуры. Мы же будем строить мультиформатный малоэтажный район, который станет частью города. Разумеется, со всей инфраструктурой – детсадами, магазинами. Чтобы жители не чувствовали себя брошенными, изолированными от цивилизации.
Я правильно понимаю, что вы полностью уходите в эконом-класс?
- Почему? Например, в 2013 г. начнем строить гостиницу Radisson. Там будут не только номера, но и апартаменты бизнес-класса. На ул. 8 Марта-Авиационной тоже реализуем интересный проект – жилье бизнес-сегмента. На ул. Уральской построим дом такого же класса. Кроме того, вместе с Группой «Синара» мы выиграли на аукционе площадку на ул. Машинной, где построим жилье - пусть не бизнес-класса, но комфорт. Плюс собираемся поставить три 37-этажные башни на территории машзавода им. Воровского – приобрели там землю вместе с девелоперской компанией «Уральская казна». Это будут объекты бизнес-класса, чем-то похожие на ЖК Аквамарин. Но в большем объеме и более инфраструктурно насыщенные. К тому же располагаться башни будут берегу реки – воду тоже хотим в этом проекте обыграть.
Просто я на бизнес-сегменте внимания сегодня не заостряю. Там сбалансированное сочетание спроса и предложения – сколько метров строится, столько и продается. Покупатели таких квартир – люди стабильные, они меньше подвержены рискам, связанным с кризисом. Поэтому проблем с реализацией проектов бизнес-класса у нас никогда не было.