Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Аудиторские компании

Аудиторский рынок переживает эпоху перемен. В Екатеринбурге собирается «большая четверка»: здесь работают представительства компаний Ernst & Young и KPMG, готовится к открытию офис PricewaterhouseC

Аудиторский рынок переживает эпоху перемен. В Екатеринбурге собирается «большая четверка»: здесь работают представительства компаний Ernst & Young и KPMG, готовится к открытию офис PricewaterhouseCoopers. С помощью местной «ОргПром-Аудит» на рынок зашел аудитор «БДО Юникон», представляющий сеть BDO International — она занимает пятую строчку в рейтингах игроков мирового аудиторского рынка. Екатеринбургские операторы считают, что компании с громкими именами вытеснят их в консалтинг.

эксперты
Виктор Акулян
директор Уральского регионального центра компании KPMG
Антон Воробьев
директор консалтинговой группы «ФИНЭКС»
Ирина Мамина
генеральный директор компании «Аудиторское партнерство»
Юлия Минчакова
заместитель директора Аудиторской Группы «Капитал»
Игорь Теущаков
президент Ассоциации «Налоги России»
Владимир Шеметов
генеральный директор «БДО Юникон ОргПром-Аудит»

почему
клиенты нанимают «большую четверку»
сколько
стоит аудит с мировым именем
зачем
аудиторам развивать консалтинг

Как отмечают аналитики, «большая четверка» держит около 80% российского аудиторского рынка. В Екатеринбурге ситуация иная: по оценкам экспертов, здесь аудиторам с мировым именем пока принадлежит около трети рынка, остальные две трети закреплены за местными компаниями (их в столице Урала 160). Уже в 2009 г., считают игроки, региональные показатели сравняются с общероссийскими.

ИРИНа МАМИНа, генеральный директор компании «Аудиторское партнерство», утверждает, что лидеры мирового аудита приходят в регион к конкретным заказчикам: «Заключают договор с головной компанией холдинга сразу на всю сеть». Как подчеркивает г-жа Мамина, филиалы вынуждены соглашаться с кандидатурой аудитора, даже если до этого они сотрудничали с другими компаниями.

Громкий бренд привлекает клиентов

На региональном аудиторском рынке бытует мнение, что, обращаясь к услугам крупных операторов, клиенты платят за имя на свидетельстве — качество услуг принципиального значения не имеет. По мнению ВИКТОРА АКУЛЯНА, директора Уральского регионального центра компании KPMG, это не соответствует действительности: «Перед привлечением крупных инвестиций или размещением акций на международной бирже стороны часто настаивают на том, чтобы аудит проводила «большая четверка».

С приходом транснациональных компаний, полагают аудиторы, на рынке произошло перераспределение средств: если раньше местные лидеры осваивали их равномерно, то теперь значительная часть (около трети) сконцентрирована у «большой четверки». Цены на услуги представителей «большой четверки» в несколько раз превышают средние показатели по региону. Как отмечают местные аудиторские фирмы, услуги компаний с мировым именем в четыре-десять раз дороже, чем у региональных игроков.

Заказчики платят в две кассы

Впрочем, добавляют эксперты, появление в столице Урала лидеров мирового аудита пока не отразилось на клиентских базах местных фирм — количество заказчиков ежегодно увеличивается на 50%, причем 2007 г. не стал исключением. Замечено, что клиенты предпочитают платить в две кассы — и местному, и федеральному аудитору. «До 10% наших клиентов уже несколько лет работают одновременно с нами и представителями «большой четверки», — говорит Ирина Мамина. По словам ИГОРя ТЕУЩАКОВа, президента Ассоциации «Налоги России» (АНР), когда несколько лет назад норвежская компания приобретала одну из фирм — заказчиков АНР, сотрудничавшую на тот момент еще и с аудитором из «большой четверки», представитель покупателя спросил: «Зачем нам два аудитора?» Ему ответили, что в России велики налоговые риски, а «большая четверка» уделяет мало внимания налоговому аудиту. «Он взял паузу, чтобы проверить эту информацию, — вспоминает г-н Теущаков. — После чего мы подписали договор на следующий год и с тех пор параллельно с транснациональными коллегами продолжаем проверять предприятие».

Эксперты подчеркивают, что услуги транснациональных аудиторов нужны не всем клиентам. Специалистам «большой четверки», поясняет Игорь Теущаков, обычно заказывают аудит по международным стандартам, а местным — по российским. «Компании, чья выручка достигла порога в 50 млн руб. в год, по закону обязаны проходить аудитор­ские проверки, — подтверждает ЮЛИЯ МИНЧАКОВА, заместитель директора Аудиторской Группы «Капитал». — Таких компаний становится все больше, поэтому наши клиентские базы растут. Если в планах этих компаний нет выхода за рубеж или привлечения иностранных инвестиций, то, скорее всего, они обратятся к местным аудиторам».

Как отмечают эксперты, клиенты местного уровня активно развиваются и интересуются услугами, связанными со структуризацией компании. Удаленно контролируя деятельность подразделений, руководители молодых холдингов заказывают проверки правильности начисления налогов и подтверждения достоверности отчетности.

Интерес к Due diligence (оценка компании перед ее продажей или покупкой) повышается благодаря развитию бизнеса за счет приобретения небольших компаний. Услугу Due diligence, как уточняют эксперты, нередко предоставляют два аудитора — по одному со стороны продавца и покупателя. Игроки рынка говорят, что заказы на упомянутые предложения за год выросли вдвое. В основном этими вопросами занимаются региональные аудиторы.

Аудиторы готовятся уйти в консалтинг

Специфика местного аудиторского рынка — отсутствие шаблонных решений. Игроки стараются к каждому заказчику подобрать индивидуальный подход, предоставляя клиентам возможность получить в рамках аудита консалтинговые услуги — будь то профессиональные советы по подбору способов взаимодейст­вия подразделений или рекомендации по определению оптимального режима налогообложения.

Как говорит г-жа Минчакова, при проверке региональные аудиторские компании предоставляют клиентам комплекс услуг: «У нас нет четкой границы, где заканчивается аудиторская проверка и начинается консультирование. Консалтингом у нас занимаются те же люди, которые участвуют в аудиторских проверках».

Региональные аудиторы считают такой подход удачным по двум причинам. Во-первых, на сегодняшнем этапе развития рынка уклон в консалтинг — конкурентное преимущество перед транснациональными компаниями. По мнению Юлии Минчаковой, «большая четверка» не заинтересована в развитии консалтинговых услуг в рамках аудита: «У них другой, жестко стандартизированный порядок работы, и сотрудники нацелены на выполнение конкретных аудиторских задач». Эксперты считают, что недостатка в заказах они не испытывают, поэтому развивать новые направления бессмысленно.

Вторая причина относится к пер­спек­тивам регионального аудиторского рынка. Местные аудиторы уверены: хотя сейчас ситуация относительно спокойная, будущее аудита все же за транснациональными игроками. «Многим мест­ным компаниям придется уйти на рынок консалтинга, — предполагает г-жа Минчакова. — Мы готовимся к этому, наращивая долю консалтинговых услуг в своих оборотах». По ее словам, «Капитал» в течение 2007 г. увеличил долю консалтинга на 80%. В основном это консультационные услуги в области налогообложения — налоговое право, налоговый арбитраж. Аудиторские компании разрабатывают проекты по методологии бухгалтерского и управленческого учета в различных информационных системах, проводят Due diligence.

Однако г-н Теущаков не согласен с прогнозами своих коллег. По его словам, местных аудиторов в консалтинг не вытеснят, мировая практика показывает: «большая четверка» заинтересована в значительном количестве игроков рынка, чтобы в случае нехватки сотрудников привлекать местные компании на субподряд. Игорь Теущаков: «Такова мировая тенденция. В России эта практика еще не распространена, но это вопрос нескольких лет». По такой схеме АНР работает с федеральной компанией «Финэкспертиза» и с офисом компании Deloitte, расположенным в Германии.

Г-н Акулян также считает, что аудиторский рынок Екатеринбурга и Сверд­ловской области достаточно широк, чтобы вместить компании разных уровней и специализаций, предлагающих качественные услуги. С ним соглашается ВЛАДИМИР ШЕМЕТОВ, генеральный директор уральской аудиторской фирмы «ОргПром-Аудит», в декабре прошлого года оформившей партнерские отношения с федеральной компанией «БДО Юникон». Несмотря на то что екатеринбургского игрока не купили («БДО Юникон» не участвует в его капитале, ограничиваясь взиманием компенсационной доли с выручки), «ОргПром-Аудит» перешел под федеральный бренд, сменив название на «БДО Юникон ОргПром-Аудит». Г-н Шеметов утверждает, что партнерство подняло местную фирму на новый уровень: «Сегодня мы предлагаем услуги, на которые раньше бы не решились: аудит по международным стандартам, консультирование в области международного налогообложения, составление отчетности по стандартам IFRS и US GAAP, размещение акций клиентов на крупных мировых биржах». По словам Владимира Шеметова, его компания развивает международный аудит, при этом, подобно «местным» фирмам, предоставляет консалтинговые услуги: «С помощью наших партнеров мы заключили договор с крупным строительным холдингом и сейчас создаем для него комплексный бизнес-план — до сих пор наша организация прорабатывала отдельные бизнес-процессы».

Кадры идут к крупным аудиторам

Дефицит специалистов, уже несколько лет существующий на аудиторском рынке столицы Урала, обострился. Эксперты считают, что это еще одно последствие прихода транснациональных игроков. «Усиление конкуренции на рынке труда — основной негатив от появления крупных компаний, начинающих интенсивно набирать кадры», — считает г-н Теущаков.

Местные участники констатируют, что представительства транснациональных компаний пополняют штат за счет сотрудников региональных аудиторов. Представители «большой четверки» это не подтверждают, но и не отрицают. Юлия Минчакова рассказывает о переходе сотрудника Аудиторской Группы «Капитал» в KPMG. АНТОН ВОРОБЬЕВ, директор консалтинговой группы «ФИНЭКС», упоминает об уходе их консультанта в ту же компанию.

По наблюдениям экспертов, аудиторы устраиваются в компании с мировым именем на рядовые должности со стандартной для Екатеринбурга зарплатой, рассчитывая дослужиться до топов. Зар­платы руководства в транснациональных компаниях в разы превышают местный уровень.

Региональные аудиторы сетуют, что нехватка кадров не позволяет освоить объемы заказов. Некоторые компании решают эту проблему за счет найма субподрядчиков. Однако, по мнению экспертов, такой способ хорош только «в сезон», если своих сотрудников не хватает. «Привлеченные работники требуют жесткого контроля, часто приходится исправлять их ошибки, а это ресурс штатных сотрудников», — говорит г-жа Мамина.

Аудиторы традиционно предпочитают бороться с нехваткой персонала, расширяя штат за счет молодых специалистов без опыта работы. «Капитал» и «Аудиторское партнерство» включают каждого молодого сотрудника в рабочую группу, чтобы он под руководством более опытных коллег на практике осваивал конкретное направление. Далее сотрудник переводится в следующую группу и набивает руку на других видах деятельности — и так до тех пор, пока не станет универсальным аудитором с навыками консультанта.

Юлия Минчакова говорит, что руководство Аудиторской Группы «Капитал» одно время рассматривало возможность пополнить штат за счет аудиторов со стажем: «В пользу такого решения говорит опыт и клиентская база работников. Но на практике человек, не носитель нашей корпоративной культуры, создает слишком много рискованных ситуаций — в аудиторских компаниях подход к работе сильно разнится». «Капитал» пришел к выводу, что учить легче, чем переучивать.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.