Автодилеры Екатеринбурга поделились ожиданиями от 2016 г./ПРОГНОЗЫ
Следующий год будет для уральского авторынка хуже 2015-го — падать уже некуда, но дно можно пробить. Дешевле авто не станут, спрос скатится в низкие сегменты, части игроков придется особенно туго.
Автодилеры Екатеринбурга подводят предварительные итоги 2015 г. стоически: подсчитывают потери по провалившимся брендам и внимательно следят за ВВП — рынок напрямую зависит от состояния экономики страны. Прогнозы на следующий год игроки делают осторожные и констатируют: изменить ситуацию они не в силах.
Кирилл Шуняков, директор автоцентра «Автоленд» на Новосибирской:
«В этом году российский авторынок просел примерно в два раза, по некоторым брендам падение продаж больше, по другим меньше. Если говорить о нашем портфеле, то очень сильно провалились Honda и Ssang Yong — порядка 80%, по UAZ ситуация спокойная, этот бренд мы взяли в конце прошлого года и очень довольны этим фактом. Chevrolet Niva показывает падение, но для нас это новая марка и только плюс. В этом году рынку помогла господдержка, в частности, программа субсидирования ставок по автокредитам, стартовавшая весной. Статистика показывает: по машинам, попавшим в эту программу, наблюдался всплеск продаж. Также очень помогли программы, связанные с trade-in — с господдержкой и финансируемые автопроизводителями. Если бы всего этого не было, рынок упал бы намного глубже.
Продолжится ли льготное автокредитование в следующем году, пока не понятно, а производители определенно будут пролонгировать собственные программы — иначе ситуация будет совсем плачевная. При этом ждать скидок на авто в следующем году не стоит — почти все иномарки торгуются производителями в России без прибыли. Что касается отечественных машин, то, скорее всего все будет как обычно: весной начнется распродажа остатков прошлого года, возможно, покупателям предложат спецусловия. А может быть будет иначе: на новые авто цены немного повысят, а машины 2015 г. реализуют по прежним ценам.
В этом году в Екатеринбурге закрылось или находится в процессе закрытия несколько автосалонов, работающих с брендами Peugeot, Citroen, KIA, Hyundai. Сложно тем игрокам, кто работает на банковских деньгах, и для таких 2016 г. будет очень непростым. Незакредитованным дилерам работать будет легче».
Сергей Флягин, генеральный директор ГК «Восточный Ветер»:
«Авторынок напрямую зависит от ситуации в экономике страны — с ним происходит ровно то же самое, только в мультиплицированном варианте. В этом году, по прогнозам, ВВП России сократится на 3-4 %, видимо, это мультиплицируется для авторынка в падение на 40-45%. Если в следующем году ВВП потеряет 2%, наш рынок просядет еще приблизительно на 20%. Изменить ситуацию игроки не в силах. Конечно, иногда удается плыть против течения, но бороться с целой рекой не получится: стоимость заемных денег, выросшая в конце прошлого года вместе с ключевой ставкой, по-прежнему высока, размера госсубсидий для покупателей авто, по всей видимости, недостаточно, цены машин все еще не выросли до тех показателей, которые хотели бы видеть дистрибьюторы. И они ежемесячно или ежеквартально поднимают стоимость автомобилей и продолжат эту практику в 2016 г. А значит, спрос будет скатываться в более низкие сегменты: возможно, люди начнут отказываться от машин среднего уровня в пользу более дешевых марок или даже отечественного автопрома.
В целом же, на мой взгляд, ситуация на авторынке в 2016 г. будет хуже, чем в этом. Нельзя сказать, что мы на самом дне — его всегда можно пробить и пойти еще глубже. При этом для игроков ничего особенно не изменится – они просто продолжат оптимизировать затраты, будут уменьшать кредитное плечо. Громкие банкротства ведь зачастую связаны именно с закредитованностью дилеров, которые надеялись на рост рынка, рассчитывали побороть ситуацию. Те же игроки, что были более пессимистичны, сейчас в лучшем положении. И надо отметить, что в Екатеринбурге автодилеры еще в относительном порядке — в Челябинске и Перми, например, полностью закрылись автоцентры двух крупных сетей».
Андрей Авхадеев, исполнительный директор «Асмото МБ»:
«Делать сейчас какие-либо прогнозы сложно, тем не менее, мы сейчас закладываем целевые показатели на 2016 г., согласовываем их — с расчетом на определенный оптимизм. Сейчас общий спад рынка превышает 40%, думаем, ноябрь с точки зрения продаж тоже будет довольно пассивным, в декабре же ожидаем небольшой всплеск, а в феврале-марте 2016 г. рассчитываем на улучшение ситуации. Оптимизм объясняем просто: в любом случае падать уже некуда, то, что мы видим сейчас — это дно. И от него нужно отталкиваться. Думаю, в следующем году импортеры предложат дилерам какие-то дополнительные инструменты для мотивации, и мы сможем транслировать это конечным покупателям. Плюс сейчас стабилизация рубля создает затишье на авторынке и отложенный спрос — люди все равно меняли машины и будут это делать. Если говорить о ценах, то в следующем году мы не ждем значительных повышений стоимости машин — едва ли в этом плане рынок будет трясти так же, как весь этот год, все стабилизируется. Возможны акции и спецпредложения, которые должны привлечь в автоцентры дополнительный клиентский трафик».
Сергей Морковин, коммерческий директор ГК «Автоплюс»:
«На следующий год есть два сценария развития событий на автомобильном рынке. Самый оптимистичный — объем продаж сохранится на уровне 2015 г., порядка 1,5 млн авто по всей России. Пессимистичный: рынок упадет до 1,2-1,3 млн машин. Определенно одно: перспектив для роста нет. Автомобили в большинстве своем продаются импортные, комплектующие тоже зарубежные, даже если машину собирают в РФ. И на сегодня авто — это один из немногих продуктов, который до конца не привязан к курсам валют. За последние два года курс доллара и евро к рублю вырос в два раза, а цена машин на такой же уровень не поднялась. Но производители не могут бесконечно торговать себе в убыток — продавать авто за 15-17 тыс. евро, при стоимости 20 тыс. Запас прочности все равно имеет предел. С 1 октября практически все производители в очередной раз подняли цены. И есть предпосылки, что в ближайшее время это снова произойдет — вероятность падения рубля до Нового года очень велика.Сегодня все участники авторынка понимают, что увеличения доходов в следующем году ждать неоткуда. Мы разговариваем с производителями, чтобы получить от них помощь, но понимаем: их возможности тоже ограничены, не могут же они бесконечно дотировать дилерскую сеть. Так что, как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. При такой ситуации у нас немного вариантов, как строить работу в 2016 г. — остается только сокращать затраты, идти на непопулярные меры. В первую очередь, это сокращение зарплат сотрудников и, возможно, части льгот для клиентов, чтобы оставить стоимость обслуживания на доступном уровне. Если будет совсем туго, придется сокращать часть персонала, но это самая крайняя мера — через год-два ситуация выправится, и придется вновь доукомплектовывать штат, заниматься обучением новичков. Мы готовы к тому, чтобы основательно затянуть пояса, и стараемся найти в ситуации плюсы. Да, рынок уменьшается, но это происходит не только за счет сокращения объема продаж, но и за счет ухода части марок, дилеров — конкуренции становится меньше».
Альберт Арутюнян, генеральный директор УК «Оками»:
«На 2015 г. мы прогнозировали падение рынка на 50%. По итогам девяти месяцев результат получился чуть более оптимистичным — только 43%. Следующий год, по нашему мнению, не будет лучше 2015 г. Очень надеемся, что не случится дальнейшего падения, поэтому планируем 2016 г. на уровне 2015-го.В этом году заработала программа льготного автокредитования — господдержка, традиционно, помогла, в основном, отечественному автопрому. На нас она сказалась несущественно. Хотя, если бы ее не было, ситуация с кредитованием в этом году была бы еще сложнее. Ситуацию еще выправляют кредитные предложения от банков производителей.В 2016 г. больших скидок на авто точно ждать не стоит. Учитывая опыт текущего года, производители и дилеры будут продолжать осторожно планировать складские остатки, а значит и распродавать с большими скидками будет нечего. Не стоит снимать со счетов и общую экономическую ситуацию в нашей стране. Снижение курса рубля будет приводить к росту цен. Каким окажется этот рост — прогнозировать сложно. Поэтому ничего нового в следующем году не случится: покупатели традиционно будут выбирать автомобили из наличия, опасаясь повышения цен».
Отметим, что за этот год в городе закрылось шесть автосалонов, осенью было официально объявлено о ликвидации компаний «Авантайм» и «УралФрансАвто» из-за кризиса. Также, по словам участников рынка, к закрытию готовится центр «Автолидер» на Сибирском тракте. Вместе с тем, по данным горадминистрации, в этом году в уральском мегаполисе станет на пять автоцентров больше. Эксперты уточняют: объекты были заложены несколько лет назад. Новых проектов автосалонов в Екатеринбурге пока не ожидается.
Фото: архив DK.RU, Николай Ковалевский