Автодилеры пытаются вернуть спрос
эксперты Яцек Горски генеральный директор GM СНГ Андрей Красилов экс-директор центра «АвтоХаус» Наталия Нагорнова управляющая центром «Хонда на Новосибирской» Алексей Теребенин директор группы комп
эксперты
Яцек Горски
генеральный директор GM СНГ
Андрей Красилов
экс-директор центра «АвтоХаус»
Наталия Нагорнова
управляющая центром «Хонда на Новосибирской»
Алексей Теребенин
директор группы компаний «Уникум»
Как отразились на продажах проблемы с автокредитованием?
Насколько изменятся цены на авто в следующем году?
Перебои с автокредитованием были не первым неприятным сюрпризом этого года. Проблема возникла уже в январе, когда в России приняли поправки к закону «О защите прав потребителей» в разделе технически сложных устройств. Новая трактовка принесла автодилерам немало убытков, так как позволила покупателям возвращать машину в течение двух недель с момента покупки и ограничила срок нахождения автомобиля в ремонте.
Но общая конъюнктура рынка в начале 2008 г. по-прежнему располагала к активному открытию новых автоцентров и расширению портфелей брендов. Компании заканчивали объекты, запланированные к строительству два-три года назад, — дополнительные площади должны были помочь справиться с непрерывно растущим потребительским спросом.
Так, группа компаний «Автобан» (дилер российских марок, а также GM, Hyundai, Chery и др.) открыла в этом году крупный автоцентр «Автобан-Запад» общей площадью 20 тыс. кв. м и стала дилером всей линейки брендов General Motors. До этого ГК представляла только Opel и Chevrolet, а со всеми пятью брендами (включая Hummer, Saab и Cadillac) работал единственный центр — «Глазурит». Также в этом году ГК выкупила у Турбомоторного завода недостроенное здание, в котором разместила центр «Автобан-Север» площадью 3 тыс. кв. м. Вообще, как прогнозирует ЯЦЕК ГОРСКИ, генеральный директор GM СНГ, в Екатеринбурге должно по плану работать пять дилерских центров General Motors (сейчас их три). Но разрешат ли их построить существующим партнерам или дилерство получит новая компания, в российском представительстве еще не решили.
«Автоленд Холдинг» (Ford, Mitsubishi, Mazda, Jaguar, Volvo, Land Rover) в начале года поменял состав руководства: из компании ушли ЕВГЕНИЙ ТЕРЕБЕНИН, генеральный директор, НАТАЛЬЯ ЛИШАКОВА, директор по персоналу, и ЕЛЕНА АЮПОВА, директор по продажам. Новым гендиректором назначили КОНСТАНТИНА КУДРЯВЦЕВА, который до этого был региональным директором в Уфе и Магнитогорске. А осенью совместно с новосибирским холдингом «Сарэт-Сибирь» «Автоленд» открыл автоцентр Honda (на ул. Вторая Новосибирская). «Сарэт-Сибирь» — учредитель проекта, а екатеринбургская компания ответственна за запуск и поддержку проекта, уточнила НАТАЛИЯ НАГОРНОВА, управляющая центром «Хонда на Новосибирской». До этого бренд Honda в городе представляла только ГК «Уникум».
В ГК «Уникум» также произошли перемены. Летом компания стала официальным (и пока единственным) дилером Seat. Это вторая попытка испанского бренда закрепиться на местном рынке: он уже был представлен в Екатеринбурге в 2003-2005 гг., но тогда деятельность свернули из-за низких продаж. С получением нового дилерства ГК «Уникум» произвела ротацию среди своих автоцентров. Seat разместили в автоцентре на пр. Ленина, где изначально продавали автомобили Honda, а последний год — силовую технику. Теперь Honda продают в новом автоцентре на ул. Бебеля (построили в прошлом году). Силовую технику перевели в помещение на ул. Первомайская, где до нынешнего лета был Citroen. Сам Citroen теперь предлагают только в автоцентре на ул. Автомагистральная.
Компания «Оками Моторс» получила дилерство Nissan (автоцентр AVA Motors уже начал работу) и Bentley (должен появиться в 2009 г. и стать четвертым в России). Центр Bentley будет совместным проектом с московской Mercury — эксклюзивным импортером таких luxury-брендов, как Bentley, Ferrari, Maserati и Lamborghini в России. Новое дилерство получил в текущем году «АвтоХаус» (BMW), находящийся в управлении «Оками Моторс». Теперь он дополнительно продает автомобили английского бренда MINI. Недавно «АвтоХаус» сменил руководителя: АНДРЕЙ КРАСИЛОВ, проработавший в должности гендиректора автоцентра в течение двух лет, переехал в Санкт-Петербург. «Я теперь возглавляю компанию «Росан». Это эксклюзивный дистрибьютор бренда BRP в России», — рассказал он. Место г-на Красилова занял СЕРГЕЙ СТАРШИНОВ, экс-руководитель екатеринбургского филиала ОСАО «Ингосстрах».
Компания «Автомир» (продает в Екатеринбурге Renault и Lifan), единственный представитель столичного авторынка, стала в текущем году работать с третьим брендом — Suzuki. Но новых автоцентров не открыла: продажи по-прежнему осуществляет в двух точках.
В следующем году появление новых автоцентров будет носить единичный характер (например, «БауэрХоф» должен закончить строительство нового автоцентра BMW, а «Оками Моторс» — Mitsubishi). Зато смена собственников ждет, вероятно, сразу нескольких игроков.
В этом году уже покинула рынок компания «ДримКарс» — дилер Chrysler, Jeep и Dodge. В московском представительстве Daimler пояснили, что причина расторжения соглашения заключалась в невыполнении компанией финансовых обязательств. К тому же «ДримКарс», скорее всего, не смог продлить договор аренды на земельный участок под автоцентром. В городе остался единственный дилер этой тройки американских брендов — компания «Асмото».
Два участника рынка недавно сменили собственника. Центр «Автогранд+», дилер Volkswagen в Верхней Пышме, теперь принадлежит пермскому холдингу «Машинный двор» (пришел в Свердловскую область в прошлом году, открыв в Нижнем Тагиле автоцентр Chevrolet и Opel). Поменялся состав акционеров и у «Авто Плюс» (Toyota, Lexus, Audi): ГК продала блокирующий пакет федеральному инвестиционному фонду Russian Retail Growth Fund (RRGF). Это первый случай использования средств фондов прямых инвестиций на екатеринбургском автомобильном рынке. Деньги направят на развитие. В частности, уже озвучивали информацию о строительстве второго центра Audi на пересечении ул. Хохрякова — Радищева, а также о самостоятельном ведении бизнеса по прокату автомобилей: ГК «Авто Плюс» отказалась в этом году от франшизы немецкой Europcar («дочка» концерна Volkswagen, специализируется на прокате автомобилей), по которой работала с 2004 г. Название изменили на «Авто Плюс rent a car», парк автомобилей оставили неизменным (порядка 50 штук).
В следующем году дилерам придется оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации. Сокращение продаж на российском рынке уже приобрело конкретные очертания: если в начале осени проблемы с автокредитованием (ужесточение требований к заемщикам, резкий рост ставок с 12-14 до 15-25% годовых и т. п.) напрямую не влияли на показатели дилеров (шла выдача авто, заказанных в июле-августе), то в ноябре продажи оказались уже меньше на 10-12% по отношению к ноябрю прошлого года и октябрю текущего. Подводя предварительные итоги года, аналитики утверждают, что запланированный показатель российских продаж 3,16 млн достигнут не будет. Согласно прогнозу аналитического агентства «Автостат», в текущем году продадут только 2,85 млн новых автомобилей.
Авторынок лишился в этом году основной движущей силы развития: в 2006-2007 гг. каждый второй автомобиль продавали с использованием кредита. Пытаясь подогреть угасающий спрос, компании развернули рекламные акции и даже ценовые войны. К традиционным предновогодним подаркам в Екатеринбурге в 2008 г. добавились скидки от 5 до 150 тыс. руб. Впрочем, это явление временное, а в долгосрочной перспективе ценообразование может привести к еще большему снижению продаж. Как уже в октябре отмечал АЛЕКСЕЙ ТЕРЕБЕНИН, директор ГК «Уникум», потребители зря ждут, что у производителей опустятся руки и машины подешевеют процентов на 30. «В реальности после Нового года цены по отдельным брендам могут вырасти на $1-2 тыс. Так уже было в 1998 г.», — пояснял г-н Теребенин. Вначале подобные прогнозы от автодилеров воспринимались как еще одна попытка простимулировать сбыт, но буквально за последний месяц о росте цен объявили сразу несколько концернов. Уже подняли цены на отдельные модели Mazda и Toyota, с 1 января должны подорожать Ford, Subaru и др. Это в первую очередь реакция на повышение пошлин на импортируемые иномарки и ответ на девальвацию рубля. К тому же компаниям уже сейчас стало необходимо покрывать возросшие издержки.
детали
События на авторынке в 2008 г.
ГК «Автобан» открыла «Автобан-Запад» и «Автобан-Север».
«Автоленд Холдинг» открыл центр «Хонда на Новосибирской».
ГК «Уникум» получил дилерство Seat.
Компания «Оками Моторс» получила дилерство Nissan и Bentley.
«Автомир» начал работу с Suzuki в Екатеринбурге.
«ДримКарс» ушел с рынка.
«Машинный двор» купил «Автогранд+».
ГК «Авто Плюс» привлекла в качестве акционера инвестиционный фонд и отказалась от франшизы Europcar.
Источник: «ДК».