«АвтоВАЗ» рискует вновь уйти в минус? Арест главы концерна Renault-Nissan: что произошло
Громкий арест, произошедший накануне в Японии, мгновенно обрушил акции Renault и Nissan. Сильно рискует и «АвтоВАЗ», на 75% принадлежащий попавшему в громкий скандал концерну.
В понедельник, 19 ноября, стало известно об аресте Карлоса Гона, главы Renault, сумевшего создать крупнейший в мире альянс автоконцернов Renault-Nissan-Mitsubishi (сейчас компании принадлежит, в том числе, 75% «АвтоВАЗа»). Гон был арестован в Токио, его обвиняют в финансовых махинациях с целью ухода от налогов, легенде автопрома грозит до 10 лет заключения.
Что произошло?
Арест стал результатом внутреннего расследования, проведенного Nissan. В сообщении компании сказано, что, судя по полученным данным, Гон много лет специально занижал размер своей компенсации в официальных отчетах, чтобы платить меньше налогов. Также в отчетах занижались расходы компании, активы которой Гон использовал в личных целях. Всего, пишут японские СМИ, речь идет о $44 млн доходов, за которые глава концерна не отчитался.
До вчерашнего дня Карлос Гон занимал руководящие посты во всех трех компаниях альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Через несколько часов после ареста стало известно, что Nissan и Mitsubishi требуют исключить подозреваемого из совета директоров, в Renault срочное собрание совета директоров назначено на вторник.
Почему Карлос Гон так знаменит?
Карлос Гон перешел в убыточный Renault в 1996 году, до этого он был генеральным директором Michelin. Он сумел быстро вывести компанию из кризиса, a в 1999 году стал одним из идеологов создания альянса с японской Nissan, тогда Renault купил 36,8% акций японской компании. После этого Гон возглавил Nissan и сделал компанию прибыльной (на момент сделки автоконцерн находился в предбанкротном состоянии).
Гон стал первым неяпонцем во главе японского автоконцерна, в стране (что необычно для Японии) его приняли за своего и даже нарисовали манга (комиксы) о его жизни.
В 2016 году был выкуплен контрольный пакет акций японского конкурента Mitsubishi. Так появился крупнейший в мире альянс производителей легковых автомобилей. Гон планировал произвести слияние всех трех компаний, переговоры об этом велись с 2017 года.
В середине 2000-х Гон решил, что рынки следует завоевывать недорогими и простыми в производстве моделями, одной из которых стала Renault Logan. Благодаря именно этой стратегии альянс пришел в Россию, где выкупил блокпакет «АвтоВАЗа». Renault вложил в российский завод сотни миллиардов рублей, после чего в 2017 году «АвтоВАЗ» показал прибыль, а Renault Nissan стал владельцем 75% его акций.
Как ему это удалось?
Возглавляя каждую из проблемных компаний, Карлос Гон начинал работу с максимального сокращения расходов, за это на родине его прозвали Le cost killer («Убийца расходов»).
«Но [на моем месте] любой стал бы Le cost killer. Если бы план возрождения касался только сокращения затрат, он длился бы года два. Но возрождение — это когда прошло 15 лет, а компания по-прежнему на верном пути», — говорил Гон о своем методе работы в интервью «Ведомостям» минувшим летом.
Что теперь?
Акции Renault накануне упали на 14%, акции Nissan на открытии торгов в Нью-Йорке подешевели на 9,3% (информация об аресте появилась после завершения торгов в Токио), пишут «Ведомости».
Реакция рынка акций показывает, насколько это серьезное событие для компании, — отметил Раджав Гупта-Чодхари, аналитик Citigroup.
О том, как будут работать автоконцерны, в том числе «АвтоВАЗ», с уходом Горна, высказываются самые разные предположение. Аналитик «Атона» Михаил Ганелин считает, что делать выводы рано, так как в последние годы Гон гораздо меньше, чем раньше, участвовал в прямом управлении «АвтоВАЗом», а говорить о смене глобальной стратегии альянса невозможно, пока неясно, кто может сменить Гона, сообщает The Bell.
Цитаты Карлоса Гона*
«Делая то же, что и другие, характера не выработаешь».
«Что вы будете хотеть, то и получите. Если вы опустите планку слишком низко, то и эффект получите крайне незначительный. Если вы хорошо все обдумаете, то получите лучший результат, но при условии, что планка будет установлена достаточно высоко».
«Логика «созидательного разрушения» заключается в том, чтобы удалять больные или мертвые органы, стремясь сохранить жизнеспособность всего организма».
«Недостаточно провозгласить: «Я хочу выпускать высококачественную продукцию», и успокоиться на этом. Вы не достигнете ничего или почти ничего, если не определитесь с основными проблемами качества, оценкой его исходного состояния, намеченными целями, сроками и персональной ответственностью за реализацию плановых целей. Не будет большого толка от плана, если он не разбит на этапы выполнения, если в нем не выделены стадии, в рамках которых сотрудники предприятия могут выполнять конкретную, понятную им работу».
«Я никогда не позволял себе сказать: «Будет только так, как я сказал!».
«Недостаточно осознавать, что у вас есть проблема. Само по себе это ничего не стоит. Действительно важно — правильно поставить этой проблеме диагноз и добиться, чтобы с этим диагнозом все были согласны».
*Из книги «Гражданин мира», авторы Карлос Гон, Филипп Риэ