Банки борются за внимание брокеров
эксперты Константин Богатырев директор Департамента потребительского кредитования СКБ-банка Андрей Волков управляющий филиалом Абсолют Банка в Екатеринбурге Станислав Дехтулинский глава кредитно-ка
эксперты
Константин Богатырев
директор Департамента потребительского кредитования СКБ-банка
Андрей Волков
управляющий филиалом Абсолют Банка в Екатеринбурге
Станислав Дехтулинский
глава кредитно-кассового офиса Городского Ипотечного Банка
Александр Комаров
директор екатеринбургского филиала кредитного брокера «ФОСБОРН ХОУМ»
Николай Корчагин
генеральный директор супермаркета кредитов «Кредитмарт»
Виктор Новоселов
управляющий филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в г. Екатеринбург
Татьяна Помазунова
директор по ипотечному кредитованию екатеринбургского филиала Альфа-Банка
Вячеслав Постников
директор брокера «Кредитная УПРАВА»
Евгений Шубин
директор Центрального ипотечного агентства
Какую экономию дают банкирам посредники
Когда услуги брокеров станут бесплатными для клиентов
В марте кредитный брокер «ФОСБОРН ХОУМ» объявил о старте в Екатеринбурге совместной партнерской программы с ЮниКредит Банком — услуги брокера при выборе ипотеки от этого кредитного учреждения для клиентов бесплатны. Банк сам перечисляет брокеру комиссию, сумма которой покрывает все расходы посредника и включает его маржу. В «ФОСБОРН ХОУМ» надеются, что этот опыт скоро постараются перенять и другие кредитные организации. В Москве компания работает по данной схеме уже с семью банками.
Пример показателен. Брокеры вплотную приблизились к высшей ступени взаимоотношений с банками, когда кредитные учреждения, а не клиенты готовы платить процент за сделки.
Другой федеральный брокер — «Кредитмарт» — утверждает, что работает только по схеме, при которой услуги посредника оплачивает банк. В марте этого года компания официально открыла филиал в Екатеринбурге, заключив соответствующие соглашения с восемью кредитными учреждениями. Как рассчитывает Николай Корчагин, генеральный директор супермаркета кредитов «Кредитмарт», к концу года число партнеров в Свердловской области вырастет в три-четыре раза. В Москве за прошлый год брокеру удалось увеличить их количество с трех до трех десятков. «Это существенный результат не только для нашей компании, но и для отрасли в целом, — убежден г-н Корчагин. — Банкиры начинают осознавать: концепция, подразумевающая, что комиссию не возлагают на плечи клиента, работает и для них это выгодно».
За последний год-полтора индустрия кредитного брокериджа Екатеринбурга претерпела существенные изменения. В «ФОСБОРН ХОУМ» это характеризуют одной фразой — настал этап формирования рынка. «В 2007 г. услуга начала активно развиваться в Москве, мы отстаем от столицы на два года — в Екатеринбурге это произошло в 2007 г., — объясняет Александр Комаров, директор екатеринбургского филиала «ФОСБОРН ХОУМ». — Когда мы выходили на рынок (в июле 2007 г. — Прим. ред.), банки нас уже ждали».
В течение года поменялся и состав игроков, и форма предоставления услуги. В столицу Урала пришли два федеральных брокера. Николай Корчагин отмечает, что третьего — компанию «Мультиброкер», созданную Morgan Stanley и риэлтором «МИЭЛЬ», — ждать осталось недолго. По прогнозу Станислава Дехтулинского, главы кредитно-кассового офиса Городского Ипотечного Банка, к концу 2008 г. на местном рынке планируют появиться два новых федеральных игрока, оба с иностранным участием.
Услуга брокера стала более технологичной. Сравнить пять-десять программ кредитования «на коленке» можно, 300 — уже нет. Именно столько ипотечных продуктов, как оценивает «Кредитмарт», разработаны 46 банками, предлагающими кредиты на покупку недвижимости в Екатеринбурге. Федеральные игроки инвестируют крупные суммы в создание информационных систем, делая работу структурированной и системной. Г-н Корчагин: «Мы много тратим на развитие технологий, вкладываем средства в инновации, этим летом запустим новую версию нашей информационной системы».
Новые требования к качеству оказания услуг «почистили» рынок. Часть компаний, работавших в Екатеринбурге два года назад, «ДК» просто не удалось найти. «Эти фирмы занимались в основном потребительскими и экспресс-кредитами, зарабатывали на программах «Русского стандарта», — рассказывает Вячеслав Постников, директор брокера «Кредитная УПРАВА». — Банки давали кредит почти каждому. От посредника не требовалось мастерства и знания продуктов, можно было просто передавать заявки и брать комиссию». После того как требования банков ужесточились, а финансовая культура населения выросла, многим пришлось свернуть бизнес.
Сейчас выжить небольшому брокеру помогает диверсификация, считает г-н Постников: «Предлагать один-два вида займов недостаточно. Мы занимаемся всеми видами кредитования. 60% сделок приходится на ипотеку, 40% — на потребительские кредиты. Среди последних преобладают нецелевые — их сложнее получить».
Ипотека сегодня — хлеб для брокеров. К примеру, в общем объеме бизнеса филиала «ФОСБОРН ХОУМ» в 2007 г. на нее пришлось 65% (10% — на автокредитование, 25% — на потребительские займы). «Кредитмарт» рассчитывает, что в портфеле местного филиала ипотека займет 80%.
По данным Уральской палаты недвижимости (УПН), до 40% сделок на вторичном рынке жилья проходит с использованием ипотечных кредитов. Каждый второй заемщик приходит в банк за ипотекой через посредников — риэлторов, застройщиков, финансовых консультантов, брокеров, полагает г-н Комаров.
Большую часть рынка ипотечного брокериджа контролируют агентства недвижимости. Как отмечает «ФОСБОРН ХОУМ», компании, занимающиеся исключительно брокерскими услугами (не риэлторы), сопровождают 12% общего объема ипотечных кредитов. Банкиры подтверждают эти данные. В частности, Абсолют Банк сотрудничает в Свердловской области более чем с 70 компаниями, имеющими в штате ипотечных брокеров, и только три из них не риэлторы.
Подход агентств недвижимости к оказанию консультационных услуг также существенно изменился. Ряд риэлторов сделали брокерскую деятельность приоритетной для себя. На базе ЦН «Северная казна» появилась Уральская брокерская компания «Магазин ипотеки». Центральное квартирное бюро-2 сменило название на Центральное ипотечное агентство — ребрендинг отразил новую стратегию и специализацию. Евгений Шубин, директор Центрального ипотечного агентства, считает, что смена приоритетов была правильным шагом: «Прошлый год оказался тяжелым для риэлторов. На рынке жилья был застой. Выживали только те, кто проводил ипотечные сделки».
Остальные риэлторы не стали выделять брокерское направление в самостоятельный бизнес, но обучили специалистов и даже создали целые отделы под консультационные услуги. Таких, по оценке г-на Шубина, насчитывается около десятка.
У большинства риэлторов консультациями по ипотеке до сих пор занимаются «заодно» все сотрудники. Однако и их работа становится более системной: ввести стандарты работы на никем не регулируемом рынке взялись частные компании и некоммерческие организации. В Екатеринбурге появились проекты информационной поддержки брокеров. Первый из них — система «ПростоИпотека» Национальной лиги сертифицированных ипотечных брокеров (Москва) — появился в городе в 2006 г., когда на базе ЦН «Северная казна-1» создали территориальный центр проекта. Лига проводит обучение брокеров, аккредитует их и предоставляет доступ к программным продуктам, содержащим информацию о кредитах от 38 банков-партнеров. В Екатеринбурге курсы «ПростоИпотеки» прослушали около 90 человек. С 2007 г. аналогичный проект — систему обеспечения деятельности ипотечных брокеров (СОДИБ) — проводит Уральская палата недвижимости. УПН уже аттестовала 289 консультантов и запустила с апреля 2008 г. информационную базу «Ипотечный навигатор», объединяющую предложения 21 банка (требования к заемщикам, формулы расчета платежеспособности, данные о самих кредитных учреждениях и их партнерах) (см. «ДК» № 10 от 24 марта 2008 г.).
Усилия брокеров, направленные на улучшение качества услуг, не пропали даром — за два года им удалось повысить свою репутацию в глазах банкиров. Константин Богатырев, директор Департамента потребительского кредитования СКБ-банка (банк сотрудничает более чем с десятью брокерами): «Компании-посредники, которые видят будущее в своей деятельности в этом сегменте рынка, поддерживают имидж добросовестных и серьезных организаций, пристальное внимание обращают на репутационные риски».
Сегодня не брокеры уговаривают банкиров начать обмен информацией, а кредитные организации всеми силами привлекают посредников к сотрудничеству. «Перед филиалом стоит задача увеличить портфель ипотечных кредитов, а значит, мы будем активно привлекать новых риэлторов и брокеров», — сообщила Татьяна Помазунова, директор по ипотечному кредитованию екатеринбургского филиала Альфа-Банка. По ее словам, на посредников приходится половина всех выданных филиалом ипотечных кредитов. «Это серьезный канал продаж. К тому же выгодный — мы получаем подготовленную заявку, собранный пакет документов», — отмечает г-жа Помазунова. Городской Ипотечный Банк в Свердловской области нарастил сеть партнеров до 60. «Есть три способа привлечения клиентов в банк — реклама, рекомендации уже действующих заемщиков и дистрибуция через посредников. Нам наибольшую отдачу приносят ипотечные брокеры. На их долю приходится от 40 до 70% клиентов», — пояснил г-н Дехтулинский.
Андрей Волков, управляющий филиалом Абсолют Банка в Екатеринбурге, подтвердил, что их структура активно аккредитует девелоперов, риэлторов, брокеров. По его словам, показатели, которых банк достиг в Екатеринбурге (по собственной оценке — 3% ипотечного рынка за полгода работы), — это результат крепкой связки «девелопер — риэлтор — брокер — банк». СКБ-банк получает от брокеров в основном заемщиков по потребительским кредитам — в среднем по три в день.
Взрывной рост заключений партнерских соглашений с риэлторами и брокерами пришелся на 2007 г., отмечает Евгений Шубин. У «ФОСБОРН ХОУМ» сейчас более 40 банков-партнеров, у Центрального ипотечного агентства — 17 письменных соглашений о сотрудничестве, плюс компания аккредитована «ПростоИпотекой» (38 банков) и СОДИБ (21 банк). Небольшие и молодые брокеры подтверждают, что банки охотно идут на контакт и с ними. «У нас есть соглашения с 15 банками», — сообщил Вячеслав Постников.
Г-н Шубин уверен — желающих сотрудничать гораздо больше: «Просто работа не всегда складывается — они не предлагают что-то интереснее, чем те банки, с которыми мы уже работаем». Как считает Александр Комаров, среди банков, кредитующих население, попросту не осталось тех, кто наотрез отказывается работать с брокерами.
От желающих преподавать на курсах Уральской палаты недвижимости (в рамках СОДИБ) нет отбоя, подтверждает СЕРГЕЙ АКСЕНОВ, начальник отдела по обучению и сертификации УПН. Больше всего учебных часов у тех, кто пошел на сотрудничество первыми: у Городского Ипотечного Банка и Райффайзенбанка.
Рынок по мере развития вызывает все большее доверие у банков — они не только охотно предоставляют брокерам условия своих программ кредитования, но и начинают платить посредникам за приведенных клиентов. Пока банки не доверяли посредникам, о скидках и доплатах за приведенных клиентов не могло быть и речи. «Если вспомнить 2004 г., когда САИЖК взяло курс на работу с агентствами недвижимости, за право приводить клиентов риэлторы должны были еще и платить! — говорит Евгений Шубин. — И работали, платили, потому что не было вариантов — монополия Сбербанка и САИЖК».
Сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот. За хороших брокеров уже идет конкуренция. Часть кредитных учреждений даже отказываются обсуждать этот вопрос, называя тему скользкой. «У каждого банка свои методы привлечения и удержания брокера, которые не хотелось бы раскрывать», — пояснил «ДК» один из экспертов.
Поощрять брокеров за приведенных клиентов первым начал в 2006 г. Городской Ипотечный Банк. Сегодня возмездные договоры предлагают и другие, например: Альфа-Банк, УРАЛСИБ. «Активно работать с брокерами мы только начали. Рады сотрудничеству и готовы платить до 10 тыс. руб. за завершенную сделку тем, кто приведет заемщиков», — сообщил «ДК» Виктор Новоселов, управляющий филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в Екатеринбурге.
Впрочем, плату в 3 тыс. руб. (таков, по словам экспертов, средний размер «компенсации») большинство брокеров и риэлторов считают несущественной. Расходов посредника она не окупает, брать с клиента деньги все равно приходится. Тарифы «ФОСБОРН ХОУМ», например, 1,5-2% от суммы сделки по ипотечному кредиту (при займе на 1,5 млн руб. это 22,5-30 тыс. руб.), 5% — по потребительскому. Для риэлтора, зарабатывающего на подборе недвижимости 2-5% от суммы сделки, дополнительные несколько тысяч рублей тоже не играют роли.
Брокеры предпочитают вариант сотрудничества, при котором банк предоставляет преференции клиенту, обратившемуся через посредника. Льготой может быть скидка в 0,5% от базовой ставки, отмена или снижение комиссии за выдачу кредита. Как подсчитали в Центральном ипотечном агентстве, при кредите в 2 млн руб. на 20 лет эта цифра обернется экономией в размере 135 тыс. руб. Кроме того, по словам г-на Шубина, банки предлагают клиентам брокеров много «мелких прелестей», например: снижение времени моратория на досрочное погашение или ускоренное рассмотрение заявки.
Подобных предложений на рынке немного, признают брокеры. «Давать партнерам преференции сейчас готовы шесть-десять банков», — считает Евгений Шубин. Навстречу идут в основном федеральные организации, особенно если речь касается денег: многие местные банки предлагают не собственные ипотечные программы, а продукты САИЖК, банков «КИТ Финанс» и «ДельтаКредит». Их маржа как посредников невелика, и делиться с брокером невыгодно.
Г-н Комаров рассказал, что снижать ставку по кредиту на 0,5-1% сегодня готовы такие банки, как ЮниКредит, УРАЛСИБ, ВТБ 24. В общей сложности у «ФОСБОРН ХОУМ» в Екатеринбурге пять партнеров, предлагающих финансовые выгоды клиентам брокера. Александр Комаров отмечает, что больше и не надо: «Рынок ипотеки здесь делят около семи банков, нам достаточно договоренностей с сильнейшими».
Соглашения с банками о предоставлении льгот есть у обоих федеральных брокеров, у крупных местных игроков, у «ПростоИпотеки» (Лига централизованно заключает договоры о льготах с банками, преференциями могут пользоваться все аккредитованные брокеры). Расширить аналогичный перечень преференций рассчитывает Уральская палата недвижимости.
Впрочем, эксперты полагают, что число банков, предлагающих льготы, будет сокращаться из-за возможных претензий ФАС. «Этот механизм уже вызвал интерес антимонопольной службы, идет рассмотрение. Многие финансисты считают, что подобные преференции противоречат законодательству», — сообщил «ДК» один из финансистов.
Если льготы и преференции признают незаконными, серьезным инструментом борьбы за брокеров для банков станет размер комиссии. Пока почти ни одно из кредитных учреждений не готово предложить посреднику процент, который покроет все расходы брокера и обеспечит ему прибыль. «Мы не платим брокерам и не планируем платить», — заявил г-н Волков. «Кредитмарт», заключивший соглашение с восемью банками, работает с большинством из них за 0,5% от суммы займа, но рассчитывает постепенно поднять цену. «Планка, за которой начинается рентабельность, — 1%. В перспективе нам интересна комиссия в районе 1,5%, чтобы обеспечить желаемый уровень доходности», — сообщил г-н Корчагин.
Брокеры считают свои запросы обоснованными. «Операционные расходы банка, как правило, в два-три раза выше, если он напрямую работает с клиентом, а не получает его от нас», — считает Николай Корчагин. По подсчетам «ФОСБОРН ХОУМ», в среднем только привлечение заемщика на ипотечный кредит, без учета трудозатрат на его обслуживание, обходится кредитному учреждению в $450.
Банк получает от брокера «готового» клиента, ему не надо все десять раз объяснять, соглашается г-н Шубин. К тому же заемщики, которых приводят посредники, реже бросают сделку на полпути. Евгений Шубин подсчитал, что 70% людей, заключивших договор с Центральным ипотечным агентством, доводят процесс покупки жилья в кредит до конца — т. е. до получения денег и свидетельства о праве собственности. «Из пяти клиентов, самостоятельно обратившихся в банк за ипотекой, кредит получает один, — приводит статистику г-н Комаров. — Среди тех, кого в банк привели мы, — 98%».
Вопрос, волнующий и брокеров, и банкиров, — объем полномочий посредника. В интересах брокера получить от кредитного учреждения максимально полный перечень требований к заемщику, калькуляторы расчета платежеспособности, а в идеале — всю систему скоринга. Г-н Корчагин отмечает, что информационная система «Кредитмарта» уже содержит параметры первичного андеррайтинга: «Банки в рамках конфиденциального соглашения предоставляют так называемые «обрезающие параметры», например перечень сфер деятельности, которые они не кредитуют и т. п.». Компания рассчитывает, что банки полностью передадут ей процесс оценки клиента. «Это будет «черный ящик» — мы не будем знать, как принимают окончательное решение, но сможем получать ответы об одобрении или отказе», — пояснил Николай Корчагин. По его словам, переговоры уже идут.
Брокеры смотрят на перспективы развития рынка с оптимизмом. Они ожидают не только роста преференций либо сумм комиссий от банков, но и существенного увеличения спроса. Г-н Корчагин рассчитывает, что объем ипотечного рынка в ближайшие десять лет вырастет в три-восемь раз, а уровень проникновения брокерских услуг — с 15-20% от всех проведенных банками ипотечных сделок до 60-70%. Как прогнозирует Николай Корчагин, уже через два-три года брокеры будут формировать клиентские потоки на розничном банковском рынке: «Сейчас предложение ограничено из-за проблем с ликвидностью на мировых рынках, а спрос на ипотечные кредиты растет фантастическими темпами. У крупных игроков стоят очереди. Многие банки не хотят платить брокерам за привлечение клиентов, так как от своих отбоя нет. Но это недальновидный подход».
По мнению федеральных брокеров, услуга финансового консультирования и сопровождения процесса получения кредита со временем перейдет от риэлторов к специализированным компаниям. Г-н Корчагин считает, что инициатива такого разделения будет исходить от банков: «Уровень рисков при работе с агентствами недвижимости для них выше, чем при сотрудничестве с брокером. Риэлтор мотивирован на успешное проведение сделки с недвижимостью. А доход брокера полностью зависит от качества работы с банком». Александр Комаров полагает, что предоставлять услуги брокера риэлторам станет слишком дорого — они не смогут внедрять и поддерживать информационные системы, способные конкурировать с базами федеральных игроков. Программные продукты УПН и «ПростоИпотеки», полагает он, помогут риэлторам сформировать картину рынка, но профессионально предоставлять брокерские услуги на их основе сложно. Оба федеральных игрока уже налаживают партнерские отношения с агентствами недвижимости. «Кредитмарт» ведет переговоры с десятью риэлторами, «ФОСБОРН ХОУМ» подписал соглашения более чем с 20.
«Кредитмарт» рассчитывает выдавать в Екатеринбурге как минимум по $1 млн ипотечных кредитов в месяц ($10-15 млн к концу года). В «ФОСБОРН ХОУМ» говорят, что уже сопровождают треть всех ипотечных сделок, проведенных через тех брокеров, которые не являются риэлторами. В месяц в филиал поступает более 1 000 обращений (по всем продуктам). Высокие амбиции федеральных компаний пока не сказались на работе местных брокеров и риэлторов. Г-н Постников: «Сильной конкуренции со стороны федеральных игроков и агентств недвижимости мы не ощущаем. Клиентов нам хватает». За полгода работы поток заемщиков компании вырос на 20%.
генеральный директор супермаркета кредитов «Кредитмарт»: