Батуты, динозавры, мастер-классы: что посмотреть на «ЭкспоЁлке-2016»
Какие аттракционы придут на смену опасным железным каруселям, кто из предпринимателей сможет заработать на посетителях, и каким в скором будущем должен стать «Екатеринбург-Экспо» — в интервью DK.RU
Четвертый год на площадке МВЦ «Екатеринбург-Экспо» проходит главная елка Свердловской области. Первые годы ее раскруткой и организацией занималась компания «Моррис», потом — Театр эстрады во главе с Александром Новиковым. В этом году мероприятие сменило бренд (с «ГлавЁлка» на «ЭкспоЁлка») и оператора. Генеральный директор Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) Дмитрий Попов рассказал о том, какой будет главная елка в этом году.
Как вышло, что КРСУ стала оператором главной областной елки?
— Изначально у нас была другая задача — КРСУ, как материнская компания, владеющая 54% Уральского выставочного центра, была заинтересована в эффективности МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». Сейчас он недостаточно заполнен. И мы пришли, чтобы перезапустить здесь маркетинг: есть у нас целая программа по приведению в «Экспо» самых разных активностей. И тут обнаружили, что Главная елка нынче без организатора. Мы понимаем, что социальная значимость мероприятия высокая, да и людям надо где-то отдыхать. Поэтому в сжатые сроки приняли решение, что в этом году будем организовывать все сами.
На каких площадках будет проходить ЭкспоЁлка?
— Обязательно будет задействована площадь перед центром. Как прежде, здеь будет бесплатный каток. Будут три горки, две из которых бесплатные, третья — условно-платная, только чтобы окупать обслуживание.
Две горки будут бесплатными, одна - платной
В этом году размещение будет более компактным — вся активность сосредоточится в фойе и в первом павильоне. Это сделано для удобства посетителей, чтобы проще было передвигаться. Мы постарались, чтобы контент был интересным. Наверное, в прошлом году многие были разочарованы: карусели и качели морально устаревшие, кроме них — ничего интересного. Поэтому этих механических аппаратов не будет. Будут другие виды активностей. Во-первых, огромный парк батутов — наверное, самый большой в Свердловской области. Будут игровые автоматы, аппараты виртуальной реальности, которых горожане еще не видели. Несколько интерактивных зон, Ньютон-парк, контактный зоопарк. Отдельно расположится галерея уличного искусства СВИТЕР, которая организует 53 мастер-класса для детей и взрослых.
Мы постарались чтобы были разные аттракционы: и активные, и поспокойнее, развивающие. Например, удивит Шоу динозавров, на котором можно пообщаться с динозаврами. А еще мы неожиданно для себя стали продюсерами новогоднего спектакля.
Схема размещения аттракционов. Кликните для увеличения
Понятно, что полноценный спектакль — это дорого. От него нельзя было отказаться?
— Спектакль все эти годы хорошо себя показывал. Ну и, честно скажем, одна из миссий Ёлки – это организация досуга для социальных детей Свердловской области. В этом году мы привезем сюда более 3 тыс. таких детей. А это пакетное обслуживание: они смотрят спектакль, посещают аттракционы и получают горячий обед. Так что без спектакля не обойтись.
Правда, мы оказались в несколько сложной ситуации, так как подключились поздно, основные творческие коллективы были уже законтрактованы на новогодние праздники. И мы встали перед выбором — создать что-то примитивненькое, типа капустника, или же брать на себя коммерческие риски и везти команду из Москвы.
Но нам повезло: Александр Блинов из Учебного театра ЕГТИ взялся организовать сказку в такие короткие сроки.
Какая тема спектакля?
— Сценарий основан на сказках Братьев Гримм. Встретятся в одном сценарии два героя-антагониста — Рапунцель и Румпельштильцхен. Спектакль обещает быть интересным, в нем задействован 21 актер. Сан Саныч — режиссер, известный своим опытом в 3Д-экшен, то есть за спинами артистов будет не просто видеоэкран, а инсталляции, которые будут полноправной частью спектакля. Будет хороший свет и звук.
Причем впервые мы организовали зону спектакля тоже в первом павильоне (раньше спектакль показывали отдельно, в 4 павильоне), чтобы она была вписана во всю развлекательную активность, чтобы люди могли в любой момент купить билеты и туда попасть. Хотя билеты на спектакль уже продаются на основных электронных площадках.
Впервые на Елке пройдет шоу динозавров
Вы планировали по максимуму привлечь предпринимателей из разных сфер. Сколько в итоге заключено контрактов?
— Далеко за 50. И это тоже рекорд.
В прошлом году многие были разочарованы — трафик был недостаточен для того, чтобы покрыть расходы на организацию и аренду. Как вы работали с этими возражениями?
— Более того, некоторым еще и не заплатили в прошлые годы! Приходилось преодолевать некоторый негатив и скепсис. Но нам удалось найти понимание с предпринимателями. Главное, мы предложили партнерские условия и работу за процент с оборота. Что, конечно, для многих оказалось решающим, потому что не нужно брать на себя арендные риски.
В этом году на Елке рекордное количество фуд-точек - 24 договора уже заключено
Сколько процентов с оборота вы берете себе?
— По аттракционам — до 50% от выручки, по общепиту — 25-30%. Есть и индивидуальные договоренности: некоторые виды активности нам были принципиально интересны. Например, нам интересны мастер-классы, и мы понимаем, что там высокая затратная составляющая, а возможностей для заработка немного. На таких мы не зарабатываем, а просто приглашаем из-за интересного контента. На улице у нас практикуется симбиозная схема, ряду кейтеринговых компаний мы предложили процент с оборота плюс минимальный фиксированный арендный платеж. Надо сказать, нам приходилось даже отказывать предпринимателям. На некоторые позиции у нас был даже конкурс.
Конкурс в каких сферах?
— В основном по общепиту. Общепита будет нынче много. 24 договора уже заключено, такого количества не было никогда. На втором этаже будет полноценный фудкорт, на первом этаже и на улице также будет горячее питание.
Парк батутов в процессе установки. Самый большой в Свердловской области
Сколько оператор вкладывает в организацию?
— Около 20 млн руб. Это очень немного, учитывая, что «Моррис» выходил на цифру в 70 млн руб.
В ноль-то выйдете?
— Такая задача есть. Одна из причин, почему мы за это взялись, это то, что у бюджета нет возможности оплачивать это мероприятие. Нам нужно провести его эффективно и безубыточно. Заработаем — хорошо. Но с учетом прошлых лет, задача, требующая усилий, — это сработать безубыточно.
Вы сказали, что нужно наполнить выставочный центр активностью, и это – для вас первоочередная вещь. Что именно можно здесь проводить?
— Во-первых, конечно, это ИННОПРОМ, плюс мы ожидаем российско-китайское ЭКСПО. Есть серия других значимых выставок в Екатеринбурге, но их не настолько много, чтобы выставочный центр жил полноценной жизнью. То есть инфраструктурно объект есть, а как бизнес-единица он пока не вышел на плановую мощность.
Для мастер-классов галерея СВИТЕР построила лабиринт из картонных коробок
Что еще, кроме выставок, может быть?
— Если вы знаете, МВЦ принимал и спортивные мероприятия, например, чемпионат по настольному теннису. Это практику можно продолжить. Тут могут быть и концертные мероприятия — в этом плане тут совершенно уникальные по масштабам площади, и есть разные идеи, как их использовать.
Нам нужно наполнить бизнес-центр и деловой активностью, и культурной, и социальной. Важно, чтобы МВЦ задышал, чтоб он воспринимался не только как центр одного мероприятия — ИННОПРОМа, а как центр для культурной, спортивной, деловой, образовательной среды.
ВЦ можно загружать не только выставочной деятельностью, но и спортивной
Какова может быть пропорция между разными видами деятельности?
— Мы можем сравнить себя с московским «Крокус Экспо». У них порядка 30% доходов составляет аренда, чуть меньше — порядка 25% - доходы от организации мероприятий. Следующая статья — почти 25% - это комиссия от продажи билетов. То есть они сами продвигают мероприятия на своих площадках, в т.ч. продают билеты. Оставшиеся 20-25% — это общепит.
Задача ВЦ — не просто предоставить площади, а обеспечить успех мероприятия, то есть центр должен быть сосредоточен на этом сознательно. Все банально: успешное мероприятие имеет шанс повториться, потому что довольный клиент нас рекомендует. Для этого надо выстраивать комьюнити в каждом регионе, иметь каналы доведения информации до потребителя. Нам в любом случае нужно сделать работающий центр, организовать трафик.
Инфраструктурно выставочный центр есть, но по факту он до сих пор - центр одного события
Трафик это отлично, но как доставлять сюда людей, если нет общественного транспорта?
— Транспортный вопрос действительно важен, он обычно решается запуском челноков на то или иное мероприятия. Но на самом деле транспортный вопрос взаимосвязан с активностью. Сюда мало кто ездит, поэтому тут нет автобусов. Как только повысится интенсивность мероприятий, как только горожане сюда будут много ездить, операторы маршрутов, а это частные предприятия, тоже откликнутся, увидев спрос.
Это такой ряд взаимосвязанных вопросов. Чтобы поставить сюда качественного кейтера, ему надо дать трафик. А трафику нужен качественный кейтер.
Насколько сейчас затратно обслуживание «Екатеринбург Экспо»?
— Это, конечно, затратно, в том числе и для бюджета Свердловской области. Потому что «Экспо» строился на кредитные деньги, кредит обслуживается Сбербанком и эти процентные платежи субсидирует Свердловская область. Это вопрос экономии бюджетных расходов. Да и в целом, в какой-то момент хочется, чтобы инвестиции возвращались.
А сейчас центр вообще что-нибудь зарабатывает?
— Если говорить об операционной прибыли, до уплаты процентов, то небольшая прибыль есть, порядка 50 млн руб. в 2014 г. В этом году, возможно, будет поменьше. В общем, мы понимаем, что если негативные явления в макроэкономике продолжатся, то ВЦ может выйти на операционный убыток, а этого мы не можем допустить. Он не может просто плыть по течению и ловить макроэкономические негативы. Он должен быть в проактивной позиции, искать себе ниши, в том числе и конкурировать с конференц-залами, спортивными площадками, концертными площадками.
ЭкспоЁлка будет работать в МВЦ «Екатеринбург Экспо» с 26 по 30 декабря, с 1 по 10 января и 16-17 января.
СХЕМА ПРОЕЗДА
Фото: Игорь Черепанов