«Беднеть будут плавно и неравномерно». Кто и как сможет сохранить бизнес после COVID-19
«Быстро ситуацию может развернуть появление вакцины. Даже не нужно ей никого колоть — достаточно объявить, что она есть. Но люди все равно будут вести себя аккуратно и бояться летать в Венецию».
Основатель и совладелец разработчика CRM-системы amoCRM Михаил Токовинин уверен, что рынок рухнет и никакого быстрого отскока после окончания пандемии не будет. Он рассказал The Bell о том, как можно спасти бизнес в эти нелегкие времена. Главное — в материале DK.RU.
— Видно, что люди стали хуже работать. Наверное, мотивации не хватает на удаленке.
У нас 200 человек. Часть сотрудников и так работала удаленно. Я в последние годы был вынужден работать удаленно. Мы научились. Но удовольствия и радости это не доставляет. Наше поколение училось общаться с другими людьми очно: в песочнице, в классе, в офисе. С этим ничего нельзя сделать.
— Непонятно, как быстро все восстановится. Допустим, у вас ресторан. Сколько он простоит пустой, учитывая, что вам нужно платить зарплаты и аренду. Месяц, два, три? Для себя я такую картинку нарисовал: к маю упадем на 50%. У нас большая предоплата — шесть месяцев. Но морально и технически готовы и к такому сценарию.
— Мне кажется, многие люди, которые сейчас рассуждают о будущем малого бизнеса, сами им никогда не занимались. Я — занимался. Мы начинали с самого дна. Так вот, не стоит идеализировать. Малый бизнес умирает незаметно. Юрлица продолжат существовать, сдавая нулевую отчетность.
Малый бизнес в России — это серые зарплаты, это «киньте на “сбер”». Нет смысла банкротиться. Это актуально для тех, у кого большие долги. У малого бизнеса долги — потребкредиты, взятые собственниками и их родственниками. Других кредитов ему никто не дает.
— Общепит не в самом тяжелом положении (гораздо хуже, например, организаторам ивентов), ситуация сложная. И доставка вовсе не панацея.
Dark kitchen — концепция на грани рентабельности. Почти всю прибыль забирают агрегаторы. При этом средний чек ниже. Алкоголь или кальян с курьером не отправишь. Минеральную водичку по 500 рублей за бутылку, что-то мне подсказывает, на дом тоже мало кто заказывает.
Потом, питаться в ресторанах — это вообще-то дорого. Когда людей увольняют или у них просто падают доходы, они начинают экономить. Что здесь можно посоветовать? Сокращаться, сокращаться, сокращаться.
— Беднеть люди будут плавно и неравномерно. Те, кто работает на государство, а таких у нас в стране примерно половина, пока в безопасности. Остальные сначала будут отказываться от крупных покупок, потом — от более мелких.
Но и у какого-нибудь SMM-щика [государственного] Сбербанка, который сейчас думает, что он в домике, заказывает домой еду из ресторанов, смотрит Netflix, рано или поздно могут возникнуть проблемы. Число новых кредитов будет падать, просрочка — расти. Сбербанку тоже придется увольнять.
— У нас государство привыкло работать с крупными налогоплательщиками, их чаяния оно понимает. Малому бизнесу никогда не помогали, хотя и не мешали особенно.
Уже после выступления Путина прошла новость о том, что можно будет добиваться от арендодателей снижения платежей или их отсрочки на время карантина. Это могло бы помочь. Но события развиваются быстро, и многие не доживут до момента, когда льготы реально заработают.
— Налоговая нагрузка у малого бизнеса и так очень низкая. Налоги на ФОТ — да, высокие. Но очень мало кто платит белые зарплаты. Соответственно, основные расходы — сами зарплаты, аренда и закупки. Если торгуете не чем-нибудь скоропортящимся вроде цветов, то объем закупок можно корректировать в зависимости от продаж.
С арендой вот пытаются что-то сделать. Но больше всего бы малому бизнесу помогло, если бы ему разрешили увольнять, а государство уволенных бы подхватывало. Получив арендные каникулы и уволив всех людей, владелец какого-нибудь магазинчика сел бы на свой товар и ждал спокойно возвращения покупателей.
У многих сейчас уже нет денег на ближайший месяц. Не говоря о том, что кредиты — это в принципе самоубийство. Как их потом возвращать?
— Я так рассуждаю: мы живем в мире людей, и их эмоции, ощущения, настрой зачастую важнее объективных показателей вроде индекса промышленного производства. Сейчас люди в панике. Пока она не прекратится, никакого восстановления не будет.
Мы сильно зависим от новостей, которые приходят с Запада. Из США, я думаю, мы скоро начнем получать картинки, как из Италии. Это не Китай и не Россия, где врачи фактически военнообязанные и можно легко развернуть новый госпиталь в чистом поле. Среднестатистический обыватель насмотрится и будет думать: «Ну раз в Нью-Йорке такое творится, что же нас ждет?» На месяц это еще точно затянется.
Быстро ситуацию может развернуть появление вакцины. Даже не нужно ей никого колоть — достаточно просто объявить, что она существует. Другой вариант — ждать, пока начнет приходить нормальная статистика. Но это кризис не отменит.
Сломать торговые цепочки легко, восстановить гораздо сложнее. Все равно бизнесы будут перестраховываться. И люди тоже будут вести себя аккуратно.
Сколько потребуется времени, чтобы мы перестали бояться летать? Поездка в Венецию должна быть радостным событием — ты не должен переживать из-за того, что у тебя после нее найдут коронавирус. Разрешат, допустим, проводить музыкальные концерты и другие ивенты. Но продажи будут плохие, потому что всем мамы будут говорить: «Какой еще концерт? Не вздумай».
— У кризисов есть разные фазы: падения, стабилизации, роста. В фазе падения возможностей мало. Самое правильное — избежать травм, сложиться и впасть в спячку. Потом откроются возможности. Охлажденный рынок труда — огромная возможность. Умрут неэффективные бизнесы, уменьшится конкуренция — это тоже плюс. Остынет рекламный рынок.
Некоторые отрасли, конечно, уже расцветают. Те же сервисы доставки. Понятно, что будет переть контент. Еще недавно мы жили в мире, в котором человек в среднем тратил на потребление контента часа три каждый день. Теперь он готов потребить в два раза больше.
Можно вспомнить, как в 1998 году на новостях о кризисе взлетел РБК. Сейчас еще более удачный момент для контентщиков. Рекламы, правда, нет. Выиграют те, у кого есть другие каналы монетизации.