«Бесполезно тыкать в поезд пальцем и при этом стоять у него на пути. Как минимум, отойди»
«Ни от чего нельзя зарекаться. Мы и сейчас рассматриваем возможность продажи своих точек». Александр Оглоблин — о конкуренции, причинах гибели региональных ритейлеров и планах ТС «Елисей».
Президент сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин стал победителем в номинации «Ритейлер года» премии «Человек года — 2017». В совместном проекте медиаагентства «Контент-король» и издания «Деловой квартал — Екатеринбург», посвященном итогам премии «Человек года — 2017», он рассказал, правда ли, что федеральные сети — это угроза, согласен ли с Дмитрием Потапенко*, который обвинил регионалов в нытье и бездействии, и думает ли о продаже своей сети.
С Александром Оглоблиным поговорила сооснователь медиаагентства «Контент-король» Ольга Чебыкина. DK.RU приводит некоторые моменты этого интервью.
Вы называете в числе своих конкурентных преимуществ наличие собственного производства. Разве другие ритейлеры не идут по тому же пути? Сейчас во многих магазинах продается готовая еда.
— Мы создали фабрику кухни, где централизованно под высочайшим контролем производятся салаты, мясные полуфабрикаты, кондитерские изделия, готовые обеды. Когда все сконцентрировано в одном месте, легче осуществлять контроль и снижать себестоимость. Создание такого цеха позволило за последние три года прирастить объемы собственного производства в два раза, это существенные цифры. И это отличает нас от многих сетей, особенно федеральных дискаунтеров, где собственное производство априори отсутствует, они только-только задумались о том, чтобы делать из заморозки выпечку. Кроме того, мы можем конкурировать с ними, например, в том, что продаем фермерскую продукцию — федеральная сеть никогда не сможет работать с фермерами, хотя бы потому, что они мелкие.
И мы видим, что зачастую люди с пакетом из «Перекрестка» или «Пятерочки» приходят докупать к нам и уходят потом с двумя пакетами. И надо посмотреть еще, чей пакет больше.
Мне казалось, что таких людей минимум — я не хочу и не буду покупать ноунейм, то, что делают производственники под своей торговой маркой.
— Я с вами не соглашусь. По нашему исследованию, выросла доля охотников за ценами, которые могут купить морковь в одном магазине, а за молоком пойти в другой, потому что считают, что оно там более свежее или дешевое. Тем более, теперь есть агрегаторы, в которых можно сравнить цены.
Есть мнение, что дискаунтеры выжигают все возможности для среднего класса: они занимают все пространство и предлагают по низким ценам ограниченный ассортимент средненького качества, не оставляя выбора людям с нормальными доходами.
— Когда только кризис начался, мы с одним из арендодателей вели переговоры — нас не устраивала экономика по одному из наших магазинов «Елисей». Он не пошел нам навстречу, сказав, что ему есть кому сдать помещение, и мы ушли из этого магазина. Федеральная ТС села туда только через полгода, а еще через год эта ТС пришла ко мне с разговором о том, а не хочу ли я продать им свои помещения. Я сказал, что моя экономика интереснее, чем сумма аренды, которую я мог бы от них получить. И оказалось, что их товарооборот был сопоставим с моим. Это же убыток! Но им неважно: они считают прибыль не по отдельно взятому магазину, а с целого куста. Так что правильно — их задача выжечь все вокруг, а дальше уже можно что-то оптимизировать.
Какова судьба союза региональных ритейлеров, инициатором создания которого вы были? Жив он или мертв?
— В этот союз входили шесть торговых сетей, трех из которых уже нет. Какова судьба этого союза? Она печальна. Но он не получился не только потому, что сети продались федералам. К сожалению, были велики противоречия между собственниками. Попросту мы не смогли договориться.
Дмитрий Потапенко* ругал местных ритейлеров, говоря, что они привыкли перекладывать проблемы на плечи федералов вместо того, чтобы свою голову лечить и искать свои ниши — например, садиться на трафик дискаунтеров. Вы с ним согласны?
— Мы не можем не оглядываться на федеральные торговые сети, потому что именно они формируют основу рынка. Но при этом нельзя не согласиться с г-ном Потапенко, потому что мы можем сколько угодно пенять на федералов, но бесполезно тыкать в поезд пальцем и при этом стоять на пути этого поезда. Ты, как минимум, друг, отойди.
Элементарный пример. В Москве за последние несколько лет возникла очень сильная сеть «ВкусВилл», у них уже порядка 450 торговых точек, и они не боятся садиться на трафик других сетей, работая в нише здоровых продуктов.
Какое самое сложное решение вам приходилось принимать, будучи собственником торговой сети?
— Могу сказать об ошибке, которая была допущена буквально за год до кризиса. Это не только нас касается, многих. Недвижимость тогда взлетела до поднебесных цен, а ритейлеры продолжали покупать эту недвижимость, беря инвестиционные кредиты. Вот когда кризис ударил, банки взвинтили ставки до 20%, а доходность сетей сильно упала, это все повлияло на рынок. И гибель многих региональных ритейлеров была связана с тем, что они не смогли справиться с закредитованностью. С нами тоже это случилось, но мы этот рубеж прошли и большую часть кредитов погасили.
Бывает у вас соблазн продать свою сеть?
— Ни от чего нельзя зарекаться. Мы и сейчас рассматриваем возможность продажи одной-двух нерентабельных точек, чтобы эти деньги вложить в более интересные проекты, которые хотим реконструировать, а также в открытие новых гастрономов.
Полную версию интервью смотрите в видео медиаагентства «Контент-король»
* - выполняет функции иностранного агента