«Беспринципная цензура». Как уничтожают российский Forbes и причем здесь группа «Сумма»
«У владельца журнала финансовые проблемы и явная паника». Из номера Forbes исчез текст про бизнес группы «Сумма» братьев Магомедовых. После его публикации в издании сменился главный редактор.
Война между редакцией российского Forbes и владельцем группы ACMG Александром Федотовым, который является учредителем издания, вышла на новый уровень. 26 июля выяснилось, что в августовском номере журнала исчезла статья про бизнес владельцев группы «Сумма» Зиявудина и Магомеда Магомедовых, которых обвиняют в хищении 2,5 млрд руб. из бюджета. По чьему распоряжению журнал вышел без этого текста, журналисты не знают.
Однако после этого теперь уже бывший и.о. главного редактора журнала Николай Мазурин и редакция обратились в прокуратуру и к издателю Forbes. Такие действия нарушают закон о СМИ, согласно которому никто, даже учредитель, не может вмешиваться в работу редакции. Прежний главред Forbes Николай Усков был уволен с формулировкой за «неудовлетворительное качество работы», сам он называл причиной отставки постоянное вмешательство Федотова в дела редакции.
В пресс-службе ACMG сообщили, что материал о бизнесе Магомедовых дорабатывается из-за угрозы многочисленных исков, и что его публикация перенесена. Представитель группы «Сумма» заявил, что у компании нет претензий к публикации Forbes.
Между тем в тексте, который был выложен на сайте Forbes, говорится о ранее неизвестных деталях истории бизнеса Зиявудина и Магомеда Магомедовых.
Так, их влиятельным теневым партнером стал Давид Каплан, один из источников издания назвал его «основным финансистом и стратегом» строительного бизнеса «Суммы». Каплану приписывали связи с литовской ОПГ «Вильнюсская бригада». По данным Forbes, он свел Магомедовых с бывшим главой «Транснефти» Семеном Вайнштоком.
Тесные отношения, согласно публикации, у Магомедовых были и с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным. Forbes приводит историю 2005 г.: Зиявудину Магомедову поучаствовать в допэмиссии якутской газодобывающей компании «Якутгазпром» и получить ее 75% за $25 млн (ее запасы оценивались в $300 млн). Это размывало бы долю государственной «Алросы», которую курировал Кудрин. «С Лешей договоримся», — пересказал слова Магомедова один из участников той истории. Сделка тогда состоялась.
Впрочем, в последние годы у «Суммы», которая очень много работала по госконтрактам, возникли серьезные проблемы: компания срывала сроки строительства автодорог и некачественно подготовила площадку для строительства стадиона в Калининграде. Это привело в ярость первого вице-премьера Игоря Шувалова.
По версии следствия, Зиявудин Магомедов отвечал в «Сумме» за экономику, а Магомед Магомедов — за политическое и силовое прикрытие. На судебных заседаниях братья Магомедовы рассказали, что последние годы почти не общаются друг с другом. В 2009 г. Магомед попросил Зиявудина переписать на него половину активов «Суммы», тот согласился, хотя и без восторга. У братьев был слишком разный стиль ведения бизнеса: Зия постоянно конфликтовал с партнерами, в том числе с государственными. Якобы еще в 2017 г. Зиявудин предложил Магомеду и Давиду Каплану выйти из бизнеса.
После обращения в прокуратуру и публикации статьи на сайте в редакции Forbes отключили свет, а журналистам закрыли доступ к редакционной системе управления контентом на сайте, пишет The Bell. И.о. главного редактора журнала стал главред глянцевой полукоммерческой вкладки «Forbes Life» Андрей Золотов. В отличие от Мазурина, у него хорошие отношения с Федотовым и он всегда готов выполнять его пожелания, сказал «Ведомостям» один из сотрудников ACMG.
Очевидно, у владельца журнала финансовые проблемы и явная паника. Он пошел на войну с редакцией — либо я, либо они, — сказал газете бывший главный редактор русского Forbes Эльмар Муртазаев.