«Безответственность — проблема 25-летних». Что не так с новым поколением работников
Раньше отцы и матери говорили: «Нужно освоить достойную специальность, достичь профессиональных высот и тогда профессия будет всю жизнь тебя кормить». Но 10 лет назад эта формула перестала работать.
На очередной встрече в рамках проекта «Умная среда» участники дискуссии обсуждали формирование Новой экономики. В частности, речь шла о том, как меняются условия труда в современном мире, какие качества ценят компании в молодых сотрудниках и чего ждут от работодателей соискатели.
Иван Шкиря, основатель компании Callibri:
— Раньше на производстве важны были бизнес-процессы, материальные активы. Любому заводу требовался хороший станок, качественное оборудование — долгое время именно это было главным для производственного предприятия. А люди всегда расценивались как ресурс, расходный материал, любого можно было заменить, потому что ценность работника для завода минимальна, главным оставался станок, которые работает бесперебойно и производит определенное количество продукции в час.
Никто раньше никогда не думал, как сделать так, чтобы работнику было комфортно на работе. О каком комфорте идет речь? Человек должен работать.
Но со временем ситуация изменилась, ценность человека возросла. Например, моему бизнесу прибыль приносят люди, которые «делают что-то в интернете». Мы не занимаемся материальным производством, а работаем с ноликами и единичками. У нас нет никаких материальных активов. Все, за что мы получаем деньги — интеллектуальная собственность. И чем лучше люди работают, тем больше денег получает моя компания.
Если я правильно организую рабочий процесс сотрудников, то я буду больше зарабатывать. Естественно, мне нужно сделать так, чтобы людям было комфортно, я постоянно ставлю перед собой цель повышать качество жизни сотрудников. У меня работает примерно 40 человек, они все получают белую зарплату, у них у всех есть ДМС, есть возможность взять корпоративный займ, у нас классный офис, где есть чай, кофе, печеньки и комнаты отдыха.
Я организую именно так работу своих сотрудников не потому, что я люблю людей и не потому, что я так люблю своих сотрудников, просто я точно знаю, что в таких условиях они будут эффективнее работать, а значит, приносить мне больше денег. Если бизнес зарабатывает на интеллектуальной деятельности сотрудников, то логично, что я как предприниматель буду стремиться сделать жизнь сотрудника проще и лучше, чтобы он думал не о жизненных проблемах, а о работе.
Если не брать руководителей, то средний возраст сотрудников моей компании 25-26 лет — и я должен сказать, это очень эгоистичное поколение. Они не привыкли, чтобы их ругали, критиковали, они не привыкли к ответственности. Человек может проработать два месяца в компании, а потом просто не выйдет и пропадет со всех радаров, если ему вдруг не понравилось в коллективе, если его излишне критиковали. Сотрудник может даже оставить личные вещи в офисе: телефон, кружку, компьютер. Безответственность — большая проблема 25-летних.
Артемий Кызласов, генеральный директор ОЭЗ «Титановая долина»:
— Работа занимает 80% жизни человека. И я вижу, что сегодня запросы сотрудников к работодателям вышли на другой уровень: помимо того, что люди рассчитывают на достойную оплату труда, теперь они выдвигают требования к обустройству офисов и к качеству рабочих мест.
Еще десять лет назад, формируя офисную среду коллектива, я заботился о таких вещах, как: обустроенное место для обеденного перерыва, пара кресел для отдыха, оптимальное расположение офиса, до которого легко можно добраться и так далее.
Сейчас, при опросе по поводу удовлетворенностью местом работы, в графе «чтобы вы хотели улучшить» чаще встречаю не «оплата мобильной связи» или «медицинское страхование». Большая часть коллектива отмечает среди важных критериев возможность действительно переключиться и отдохнуть, приводя в пример наличие в офисном пространстве просторной комнаты отдыха с библиотекой.
Александр Прохоров, экономист, автор книги «Русская модель управления»:
— Карьерные стратегии молодежи меняются, а значит, меняется и отношение к рабочему процессу.
Раньше у молодежи сбывались предсказания, которые давали отцы и матери, они говорили: «Нужно освоить достойную специальность, желательно, техническую. Достичь профессиональных высот и тогда профессия будет тебя всю жизнь кормить». Но примерно 10 назад эта формула перестала работать.
Благодаря тому, что появляется много новых ниш, технологичных компаний, возникла прослойка людей, которые не удосужились или не успели получить хорошее образование и теперь они перепрыгивают со льдины на льдину временно всплывающих заработков.Чаще всего они занимаются несложными вещами, которые не требуют высокой квалификации. С каждым годом такой работы становится все больше, на рынке формируется пул профессий, которым еще не начали обучать в институтах, но которые востребованы на рынке труда.
Ольга Смирнова, руководитель проектного офиса СКБ Контур, проектный коуч:
— Сейчас в новой реальности работодатели ценят в сотрудниках несколько конкретных качеств. Во-первых, всем нужны идейные генераторы, креативщики. Есть такие люди, которые сыпят идеями, им делать это несложно, и для многих современных технологичных компаний такие работники очень важны. Ведь чем больше идей попадает в воронку, тем больше новых продуктов из этих идей родится.
Во-вторых, очень ценятся люди, которые могут брать на себя ответственность. Такие кадры — большой дефицит.
Раньше люди на заводах не должны были нести ответственность за проделанную работу, они были винтиками в системе, не принимали решений, работали по регламенту. Сегодня с такими людьми кашу не сваришь.
И еще очень ценятся люди, которые способны создавать команды, формировать горизонтальные связи. Таких людей еще называют энейблерами, в ИТ-компаниях их сильно не хватает. По сути, эти люди не имеют конкретных компетенций, но умеют договариваться, сводить между собой людей, которые смогут сработаться, — это ценный навык.
Константин Юрченко, экономист:
— Чтобы в современном мире не остаться без работы, человек должен либо уметь делать что-то руками, либо разбираться в Excel. Если он не умеет ни того, ни другого, то обычно идет работать преподавателем и учит других.
Вообще, человек существо древнее и весьма хорошо изученное, его цель — заработать денег. Экономика научила человека монетизировать свои полезности.
Беда современного мира в том, что технологии высвобождают большое количество людей из производства, а взамен ничего не предлагается. Тогда люди, которые понимают, что их профессия устарела, вместо того чтобы пойти в сферу услуг, в ИТ-бизнес или заняться собственным делом, начинают хотеть стать чиновниками. Я вижу отчетливый тренд именно в этом направлении. Беда тому обществу, которое потакает такому поведению.