Безрасходное производство: уральские финансисты раскрыли антикризисные стратегии
Кризис 2008 г. разделил историю российского бизнеса на «до» и «после». Взрывной рост и жизнь в кредит остались в прошлом.
(см. "ДК" №15 (873) от 22.04.2013)
Нынешние компании, по свидетельству их финансовых директоров, больше склонны «копить жирок» и меньше занимать — в предчувствии нового кризиса. Инвестиционному креативу предпочитают надежность и выполнение планов.
Специфика бизнеса сегодня — в желании его руководителей максимально сокращать траты. Кризис отбил тягу вкладываться в плохо прогнозируемые по рискам проекты. В этих условиях финансовые директора получают дополнительное влияние — как люди, которым, по их собственным словам, чужд креатив. Генеральные директора и собственники чаще прислушиваются к их советам. Участники Дискуссионного клуба «ДК» раскрыли некоторые детали финансовых стратегий на 2013 г. и рассказали, каково это — быть финдиректором, когда все рынки готовятся к внезапным потрясениям.
Борясь с желанием тратить
Даже сейчас, когда умение экономить играет решающую роль в тактике бизнеса, многие собственники и руководители относятся к финдиректорам либо с опаской, либо недостаточно серьезно. «Российский бизнес сложился недавно, множество компаний до сих пор возглавляют люди, которые сами их создавали, — говорит Марк Пакин, директор проектного бюро «Уралпроектдубрава». — На Западе как обычно происходит: отец отдал бизнес сыну, а пока сын опыта не набрался, фирмой по факту руководит опытный финдиректор. У нас же собственники привыкли держать дело в своих руках». Однако контролировать все в одиночку можно только до определенного момента, считает Наталья Пасечная, финансовый директор ТС «СуперСтрой»: «Однажды собственнику надоедает оперативное управление, либо масштаб бизнеса уже не дает возможности контролировать все самому».
Специалиста, ответственного за финансовые потоки, руководители компаний в основном подбирают под собственный стиль работы, говорят участники Дискуссионного клуба. Когда у финансового директора есть доля в компании, за ним не оставят лишь консультационные и исполнительские функции, говорит Алексей Зайцев, финансовый директор и совладелец компании «Менеджмент Апгрейд». «Однако сейчас идет смена поколений, при которой финдиректор становится в хорошем смысле слова — смотрящим. Он следит за тем, чтобы молодежь, встающая у руля бизнеса, не принимала решений, не взвесив за и против. Финдиректор превращается в полновесную фигуру и имеет право голоса на совете директоров».
Трения между гендиректором и финдиректором неизбежны, но они должны носить позитивный заряд, утверждает Олег Филатов, директор компании «Управление и учет» (ведет финансовые дела ГК USTA).
«Это не борьба за первенство: нужно понимать, что первое лицо компании — генеральный, — говорит г-н Филатов. — Но это право на то, чтобы критически оценить идеи руководства и быть услышанным». По мнению эксперта, ключевыми качествами хорошего казначея являются хладнокровие в любой ситуации («Он никогда не скажет, что все пропало»), широта кругозора («Он должен знать, как конфликты в Сирии отразятся на контрактах его компании») и умение делиться информацией и опытом — и прежде всего с руководством и с другими.
При этом если руководители являются генераторами разнообразных идей, не всегда анализируя их жизнеспособность, финдиректор таких вольностей в своей работе позволить не может. Напротив, как раз он и должен оценить, насколько тот или иной проект осуществим и с какими рисками он связан, уточняет г-жа Пасечная. «Не могу представить себе финансового директора, чтобы он на падающем рынке говорил: а давайте откроем еще десять магазинов — это же круто, — подтверждает Владимир Заболотский, финдиректор ГК «Агора». — Место креативу есть, но только вне работы. И так — во всем. Это стиль жизни».
Тишина и покой раздражают
Сегодня все рынки, как могут, готовятся к кризису, свидетельствуют финансовые директора. Чуть что — собственник потребует дивидендов, а компании выйдут в кэш. На разных рынках сегодняшнее затишье перед бурей выражается по-разному: ритейлеры не держат крупных товарных запасов, застройщики, насколько возможно, снижают долю заемных средств в новых проектах и так далее. И все поголовно — стараются избегать плавающих процентных ставок. Хуже этого, по мнению финдиректоров, — только занимать в валюте. Они убеждены: именно потому, что все зарылись в окопы и готовы к войне, войны пока не случилось.
Финансовый директор, стоящий на страже активов и нормы прибыли, оценивает перспективы расходов, исходя из множества показателей. Но почти все они зависят от поведения рынка. «Если рынок растет, есть смысл, например, взять товарный кредит или увеличить расходы в ожидании роста продаж, — рассказывает г-н Заболотский. — Но все, кто работает по такой схеме, помнят урок 2008-го: при падении рынков товарные запасы просто некуда будет пристроить». Однако стоить дешевле, чем сегодня, кредиты в России уже не будут, уверен Олег Филатов: «Сейчас в банках много денег, и они пока что готовы их выдавать. Пока российские власти сдерживают рост доллара, но после Олимпиады доллар может начать бурно дорожать, и банки, как и все остальные, пойдут зарабатывать на валютном рынке. Это, с одной стороны, подстегнет курс доллара, а с другой — снизит аппетит банков к кредитованию».
В конце 2012 г. никто не мог оценить с высокой степенью достоверности, каким будет следующий год. Поэтому компании планировали сразу несколько вероятных сценариев. «Обычно мы в стратегии смотрим на три года вперед. Но контролируем выполнение показателей — каждый месяц. Иногда это гадание, упадет рынок или вырастет. А иногда все понятно без лишних слов. Сейчас решили: если рынок будет падать, мы снижаем цены и выходим в кэш», — делится г-н Зайцев. У других компаний горизонт планирования, даже стратегического, меньше: это до 2008 г. предприниматели имели смелость расписывать показатели на годы и годы вперед — все рынки росли как бы сами. Сегодня срок рабочего плана редко превышает один год.
Финансовые директора осторожничают не просто так. «Я был в Америке в 2008 г., когда все паниковали. А наши ходили гордые и говорили: «Россия — островок стабильности», — вспоминает Алексей Зайцев. — Мы не верили, что у нас может быть хуже, чем тогда в Америке. А сейчас мы так боимся кризиса и настолько к нему готовы, что именно эта готовность кризис и отодвигает. Я на ближайшие два года планирую развитие всех проектов, заранее закладывая вероятность нового коллапса. И продумывая, что с этим буду делать». «Готовность к кризису даже выше, чем риск наступления кризиса», — полагает Людмила Шеянова, финансовый директор ГК «Березовский привоз».
И все удивляются, отчего молчат СМИ. «Падение рынков в секторе торговли сейчас оценивается в 10-12% от уровней 2012 г., — говорит г-н Заболотский. — Это уже не стагнация, это определенно спад. Меня удивляет, что все молчат. В результате мы приходим к арендодателям с просьбой о снижении цены аренды — мы-то твердо знаем, что рынок падает. А они-то находятся в не менее железной уверенности, что все хорошо». В 2008 г. информационный фон кризиса во многом пошел на пользу компаниям, утверждает эксперт. По крайней мере — дал пространство для маневра: «Правительство официально признало существование больших проблем, и мы могли перед теми же арендодателями потрясать этим признанием. В итоге снижалась стоимость аренды, компании обоснованно сократили зарплаты сотрудникам. Сейчас тишина и покой, и это даже раздражает».
Жить в режиме энергосбережения — это еще и отказываться от заемных средств. Развитие преимущественно идет за счет собственной прибыли. При этом банки, у которых (в отличие от 2009 г.) — избыток ликвидности, — сегодня стараются навязать кредиты проверенным крепким заемщикам. Те осторожничают и сопротивляются. («И в том числе это сопротивление не дает начаться очередному витку кризиса», — продолжает свою мысль г-н Зайцев). Но полностью кредитные отношения с банками рвать никто не намерен. Просто они принимают новые формы. «Сегодня популярны кредитные линии. Оформляешь лимит, предположим, на 100 млн руб., а используешь 50, — рассказывает Владимир Заболотский. — Это нормально, деньги могут понадобиться в любой момент. Не забуду, как в 2008 г. я чуть ли не ночевал в одном банке до тех пор, пока нас не перекредитовали!». Алексей Зайцев приводит другой пример — овердрафт: «Чем проще финансовый инструмент, тем он надежнее». По мнению г-жи Пасечной, компаниям сегодня не столько важны кредиты, сколько наличие у банка сопутствующих услуг и разветвленной филиальной сети в регионе.
Вместе с тем, нынешняя стагнация может стать серьезным трамплином для роста бизнеса небольших компаний, утверждает Олег Филатов: «В бизнесе, если у соседа все плохо, у вас есть шанс вырваться вперед. Средние и малые компании с агрессивной политикой четко ощущают границы и тупики рынков, на которых они работают. Крупные компании в силу своей инерции хуже чувствуют пределы развития, поэтому они, как правило, не предпринимают резких движений, когда их положение начинает ухудшаться. Для мелких игроков это отличный шанс отвоевать себе позиции на рынках, где лидируют консервативные игроки».
Проектов не брать
Основы финансовых стратегий на 2013 г. у экспертов «ДК» почти одни и те же — тратить по минимуму и ясно представлять себе, на что уходят деньги. Точно нельзя экономить на квалифицированном персонале и на основных ресурсах, считает г-н Филатов: «У нас принято в первую очередь урезать самые крупные статьи расходов, а это, как правило, персонал и само «орудие труда»: для металлургов это сталь, а для ритейлера — товар. Но кадры — это ключевая точка роста для любого бизнеса. Так же, как и то, на чем этот бизнес зарабатывает. Если ты не экономишь на качестве персонала и сырья, ты будешь конкурентен на любом рынке».
«Не стоит входить в новые крупные проекты на падающем рынке, — считает г-н Заболотский. — В таких условиях лучше всего «нагуливать жирок» — без взрывного роста и экспансии. Можно склад или уже действующее производство чуть расширить, открыть пару небольших точек продаж. Точно не стоит набирать кредитов, даже если есть такая возможность». По мнению г-на Зайцева, деньги в предкризисных условиях стоит вкладывать только в проекты с понятной отдачей: «Я точно не буду брать валютный кредит, потому что это риск, который я не в состоянии контролировать. Вообще, в нашем случае не стоит планировать рост бизнеса за счет кредитов». Эксперт также говорит об опасности популярных в свое время кредитов с плавающей ставкой, привязанной к Mosprime: «В определенный момент Mosprime начал очень резко колебаться и принес заемщикам много вреда. Сейчас банки отказались от строгой привязки и по некоторым кредитам просто устанавливают коридор ставок «не выше Mosprime».
Оценивать оптимальное соотношение заемных и собственных средств в активах нужно, исходя из прибыльности бизнеса, считает Олег Филатов: «Не имеет значения, сколько ты взял кредитов, главное — чтобы рентабельность позволила тебе спокойно погасить их за 5-7 лет». Г-н Филатов говорит, что кредитование вообще пока что остается едва ли не единственным финансовым инструментом для малого и среднего бизнеса: если крупные компании имеют возможность проводить IPO и размещать облигации за рубежом, небольшим игрокам вход на мировые рынки закрыт, а в России на их бумаги нет спроса.
Рентабельность же самого бизнеса сегодня не так высока, чтобы можно было развиваться бодрыми темпами исключительно на прибыль. К тому же, на нее, в своем праве, претендуют собственники компаний. «Акционеры приучают бизнес к дивидендам как к стабильной плате за использование капитала, — поясняет г-н Зайцев. — Разговоры «А давайте всю прибыль пустим на развитие» теряют актуальность, определенную долю прибыли нужно отдавать на дивиденды. Оставшейся части едва хватает на сдержанное развитие».
Парадокс в том, что все это происходит в тот момент, когда показатели ряда рынков (например, уровень цен на жилье) приближаются к показателям 2007 г. Просто у финансовых директоров меняется отношение к происходящему. «Это был период расцвета и эйфории. Сейчас такого еще долго не будет, — говорит г-жа Шеянова. — Былого оптимизма нет».
Поле битвы - баланс
20% - минимальная доля кредитов в пассивах компаний
5 лет – оптимальный срок погашения кредитов на развитие
161,6 млрд руб. – объем средств юрлиц на счетах в банках СО на 1.01.2013 г.
Источник: «ДК», ЦБ РФ