«Бизнес — это когда твоя спина в дырах от выстрелов тех, кому доверяешь». МНЕНИЕ
Александр Кравцов, владелец франшизы «Экспедиция», рассказал о том, как создавать идеи и не терять прибыль, зачем нужны деньги и в каком количестве и почему «бирюзовые» компании похожи на бензопилу.
Беседу с Александром Кравцовым провели журналисты Cossa.ru. «Деловой квартал» выбрал самое главное из интервью.
Об усталости и дырах в спине
— Я устал создавать товары массового спроса и дистрибутировать их через традиционные каналы продаж, потому что это могут делать многие: например, сделать обычную кружку в Китае и нанести на нее логотип. Мне это неинтересно, потому что теперь я могу делать то, что могут немногие. Еще я устал общаться с бухгалтерами, таможенниками, проверяющими органами. А если говорить о бодрости, то ее достаточно, но при этом у меня вся спина в дырках от выстрелов. И в первую очередь, это были выстрелы в спину от людей, которым я доверял. И самое сложное в моей работе — это даже не какие-то операционные штуки, а постоянно залатывать эти дырки.
О людях и статистике
— Я много лет работаю с людьми, а, работая с людьми, ты всегда рискуешь. В 20% случаев ты все равно ошибаешься. Но главное — не ошибаться в 80% случаев. При этом ты не можешь лишить себя права на ошибку, иначе ты ограничишь количество людей, которые будут вокруг... Ну и иногда дырки появляются по другой причине. Например, вначале у вас были одинаковые ценности, и вы могли быть вместе. А потом ценности поменялись, и вы больше не можете находиться в рамках одних ценностей.
Надо быть честным и преданным самому, потому что подобное притягивает подобное. Если ты сам не предан, то ты не можешь требовать от людей, чтобы они были преданными.
Об идеях и где они живут
— Для меня это большая слабость и большой непрофессионализм, если я должен сам что-то генерить. Мое мастерство, оно, скорее в том, чтобы научиться включать коллективный разум. Моя задача в том, чтобы создать поле, в котором рождаются идеи. Я люблю строить хорошую команду.
Я бы назвал себя архитектором человеческих команд или архитектором человеческих систем.
Тут самое главное — в нужный момент поймать идею за хвост и просто зафиксировать.
Правила бизнеса
— Два главных правила: коллективно играть против рынка и рассматривать все возможности. Что касается первого, то нужно использовать силу рынка или силу противника против него самого. Но при этом никогда не биться в лобовую.
Насчет рассматривания возможностей. Это важно, потому что сейчас в мире постоянно происходит что-то новое.
О бензопилах и «бирюзе»
— Кто сказал, что, например, бензопила — однозначная штука? Если ты умеешь пользоваться бензопилой, это очень хороший инструмент. А если дать его 7-летней девочке и сказать, что это крутая штука, то она отпилит себе ногу. И на самом деле, чем компания бирюзовее, тем, с одной стороны, кайфовее и прибыльнее, с другой стороны, тем опаснее.
Я уже говорил про дырки в спине, они тоже от бирюзы.
Чтобы бирюза работала, нужно помнить о трех вещах. Во-первых, создать общее коммуникационное поле, чтобы смежные подразделения понимали друг друга и сонастраивались. Во-вторых, искать общую правду. Многие ошибки, которые мы совершили, произошли из-за того, что правда не была общей. В-третьих, в бирюзе важен органический рост. Нельзя заставить березу расти на 30% в год каждый год 10 лет подряд. Это плохо для нее кончится.
О деньгах компании и деньгах личных
— Я считаю, что чем больше открытой информации целиком в компании, тем лучше. Чем больше люди знают, чем больше они вовлечены в процесс, тем лучше. Чем больше люди знают про прибыль и расходы компании и итоговую прибыль, и чем больше они к ней привязаны, тем лучше.
Для меня деньги — это бензин. У тебя может быть крутая машина, но если у тебя нет бензина, она все равно не поедет.
Для комфортного проживания мне надо в месяц не менее двух миллионов рублей.
О детях
У Макиавелли была отличная фраза: «Мужчин надо либо ласкать, либо уничтожать». Вот я детей — это про младших — ласкаю. Но если они хулиганят, то я беру, например, и слегка выкручиваю руку. И держу руку выкрученной, пока мальчик не поймет, что он не прав.