«Бизнес, который зарабатывает, часто бывает убыточным. Выход один — чужие деньги, всегда»
Аркадий Морейнис: «Принцип «сделаем подешевле, иначе никто не купит» говорит о том, что вашему продукту не хватает ценности в глазах покупателей. Увеличивать объем и охват в такой ситуации — провал».
Аркадий Морейнис, программист, предприниматель и инвестор, основатель «фабрики стартапов» «Главстарт», создатель сервиса Price.ru, в своем блоге на Facebook рассуждает, почему бизнесу нужно развиваться только на чужие деньги. Только так, считает эксперт, можно опередить конкурентов.
— Почему так многие считают, что «бизнес, который зарабатывает» и «развиваться на свои» — это одно и то же?
1. Надо делать бизнес, который зарабатывает. Но развиваться надо на чужие деньги. Лучше на кредиты. Если не получается на кредиты — то на инвестиции. Это единственное, что может обеспечить рост быстрее других в этом рынке.
2. Бизнес, который зарабатывает, может быть убыточным. А-а-а-а! Как? Общий концепт — экономика одной продажи сходится, но у нас есть расходы на инфраструктуру и развитие, которые приводят к операционному убытку. Пара примеров:
— Покупаю сепульки по 10 рублей, продаю за 1000. Экономика одной продажи сходится. Бизнес-модель хорошая. Но для продажи сепулек мне надо открыть магазин. Взял кредит на открытие магазина. Пока я с ним расплачиваюсь, я в минусе. На сепульки бешеный спрос, поэтому я каждый день открываю еще по одному магазину, на каждый из которых беру кредит. Пока спрос на сепульки не падает и есть свободные территории, я продолжаю открывать магазины. Пока еще есть место для моего развития, я все время в минусе, потому что продолжаю брать кредиты и за них расплачиваться.
— Я вампир и еще продаю бутилированную кровь вампирам. Продажа одной бутылочки приносит мне тысячу рублей прибыли — экономика одной продажи сходится. Чтобы у меня были покупатели, мне нужно человека укусить, чтобы он стал вампиром. А потом он будет ко мне вынужден сам приходить за бутылочками с кровью. Я плачу за рекламу «Думай по-другому. Стань вампиром», это обходится мне в 30 тысяч рублей в пересчете на одного укушенного. Поток желающих укуситься не иссякает, и я беру все больше и больше кредитов, чтобы платить за рекламу. Сначала я буду очень долго в минусе, а потом я стану богаче всех в мире.
3. Бизнес, который зарабатывает — это бизнес, у которого сходится экономика одной продажи. Она не будет сходиться, если я продаю не за столько, за сколько мне нужно, а за столько, за сколько это купят. Типа «давай сделаем подешевле, иначе никто не купит». Это происходит только в одном случае — когда моему продукту не хватает ценности в глазах покупателей. В этом случае надо увеличивать ценность, а не охват. Охват не вылечит убыточную экономику одной продажи, зато кратно увеличит потери.
4. Минимальный жизнеспособный продукт с минимальным возможным охватом в самом начале нужен не потому, что мы «хотим развиваться на свои», а потому, что мы хотим побыстрее и подешевле протестировать экономику одной продажи. Начинать с охвата, не имея на руках результатов такого тестирования — рыть себе глубокую финансовую яму. Рытье ямы происходит обычно под бравурный мотивчик «Когда о нас узнают все, все сразу будет по-другому».
5. Прибыльная экономика одной продажи вкупе с операционной убыточностью бизнеса — это признак хорошего бизнеса. С хорошими темпами роста, обгоняющими средние по рынку, и широкой востребованностью. Оговорюсь, что я не имею в виду ситуации, когда фаундеры берут чужие деньги, а потом сжигают их в печке.
6. Когда бизнес живет на свои — это признак одной из следующих ситуаций:
— Я уже в списке самых богатых людей в мире.
— Я работаю на недостаточно большом рынке.
— Мне много не нужно.
— Я ничего не понимаю в экономике.