Подписаться
Курс ЦБ на 27.12
77,69
91,20

Бизнес начинает борьбу за входящие звонки

эксперты Олег Агапов директор компании «Альфа-Информ» Игорь Боровский директор Департамента розничного бизнеса банка «Северная казна» Олег Зельдин управляющий партнер компании «Апекс Берг Контакт

Неизвестно, сколько денег бизнес теряет из-за непринятых звонков. Никто не знает, сколько людей не дозванивается в компанию, поэтому и невозможно оценить потери. Парадоксально, но осознание проблемы приходит только вместе с ее решением — внедрением корпоративного call-центра. Бизнес сразу избавляется от потерь и приобретает новый маркетинговый инструмент.

эксперты

Олег Агапов
директор компании «Альфа-Информ»
Игорь Боровский
директор Департамента розничного бизнеса банка «Северная казна»
Олег Зельдин
управляющий партнер компании «Апекс Берг Контакт Центр Консалтинг»
Светлана Стрельникова
руководитель call-центра компании «СКБ Контур»
Зачем компании свой call-центр
Как встраивают call-центр в бизнес-процессы
Какую пользу может принести call-центр помимо работы с телефонными вызовами

В Северной Америке сегодня около 55 тыс. call-центров (основная часть — корпоративные), в которых работает почти 3 млн человек. В России в этой отрасли едва ли занято 100 тыс. человек. И это не потому, что российские потребители менее склонны разговаривать по телефону, просто отечественные компании только учатся общаться с клиентами заочно.

Потребность в call-центре продиктована ростом бизнеса

ОЛЕГ АГАПОВ, директор компании «Альфа-Информ», внедряющей call-центры, постоянно посмеивается над собственным альтруизмом: «К нам часто обращаются за услугами по установке call-центров, но большую часть клиентов мы просто раз­убеждаем. Люди поддаются бизнес-моде и искренне считают, что им нужен call-центр, хотя на самом деле под их задачи достаточно элементарной офисной АТС. Единую точку входа в компанию можно сделать с помощью переадресации звонков по занятости — вот уже половина обратившихся отпала. Вторая половина отпадает после того, как поясняем методику работы с входящими вызовами: создаем в компании правило — переводим звонок на сотрудника, только выяснив, что он на месте». После такого разговора убежденность в необходимости call-центра сохраняют единицы. Но зато это компании, которым он действительно нужен и опыт которых пригодится всем остальным.

Чаще всего топ-менеджмент задумывается о необходимости обзавестись собственным call-центром, когда компания просто утопает в шквале звонков и обработать их традиционными методами нет возможности, — инвестиции в него кажутся самым простым способом спасти ситуацию. Однако если борьба с потоком — единственная мотивация, то нередко прибегают к помощи аутсорсинга. ОЛЕГ ЗЕЛЬДИН, управляющий партнер компании «Апекс Берг Контакт Центр Консалтинг», обращает внимание, что потребность в создании корпоративного call-центра или контакт-центра (берет на себя как телефонную связь, так и все формы связи с внешним миром — веб, электронную почту, ICQ, SMS и т. д.) диктуется соображениями не только количества, но и качества обработки входящих вызовов.

Call-центр как специальная структура, ориентированная на связь с клиентом, — это «лицо» фирмы, показатель ее отношения к клиентам. По данным международной исследовательской компании Benchmark Research, 92% заказчиков составляют мнение о предприятии исходя из своего опыта взаимодействия с его центром обработки вызовов. При этом 38% обратившихся и получивших отрицательный опыт общения больше никогда не воспользуются услугами и не приобретут предлагаемые здесь товары. Однако корпоративных call-центров в Екатеринбурге до сих пор лишь считанные единицы.

Уральские компании начинают строить call-центры, если те оказываются производственной необходимостью. Для «СКБ Контур», например, толчком стало завоевание московского рынка передачи налоговой отчетности через Интернет. СВЕТЛАНА СТРЕЛЬНИКОВА, руководитель call-центра компании «СКБ Контур»: «Техподдержка в организации существовала с момента выпуска первого программного продукта. Но к строительству полноценного call-центра в Екатеринбурге мы приступили только в прошлом году, когда справляться с нагрузкой традиционными методами стало сложно. В этом отчасти виноват резкий рост числа абонентов в Москве и Московской области, дороговизна предоставления сервиса операторами нашего столичного офиса и общая географическая экспансия компании». Сейчас call-центр «СКБ Контур» в Екатеринбурге обслуживает клиентов компании из четырех регионов — Москвы, Московской и Свердловской областей и Чукотского АО. В дальнейшем к ним добавятся те регионы, в которых партнерам компании невыгодно оказывать техподдержку самостоятельно. В отдельные дни call-центр обрабатывает более 2 тыс. звонков, несмотря на то что длительность разговора при сложных консультациях может достигать полутора часов.

Банк «Северная казна» взялся за организацию call-центра тоже с прицелом на региональную экспансию. Только случилось это еще несколько лет назад. ИГОРЬ БОРОВСКИЙ, директор Департамента розничного бизнеса банка: «Резкое увеличение клиентской базы и появление у «Северной казны» клиентов в других часовых поясах — факторы, которые вынудили задуматься об организации центра круглосуточного телефонного обслуживания». Кредитное учреждение подстегивали и сами банковские технологии: широкое распространение пластиковых карт и интернет-банкинга требовало круглосуточного сервиса. «Если у клиента украли карту, ее необходимо блокировать немедленно, а не ждать, пока в Екатеринбурге начнется рабочий день. К этому времени можно остаться без денег», — акцентирует внимание г-н Боровский. Сейчас даже в выходные нагрузка на call-центр «Северной казны» — около 500 звонков в сутки.

Организационный момент важнее технического

Технические вопросы организации call-центра с каждым годом становятся все менее значимыми. Обеспечить его линиями связи, синхронизировать оборудование с прочими системами уже не так сложно: дефицита на телекоммуникационном рынке практически нет. По наблюдениям г-жи Стрельниковой, основная часть постоянных затрат call-центра — это зарплата и аренда помещения. При снижении доли расходов на связь региональные компании получили возможность для маневра: теперь при желании можно разместить call-центр в любой части страны. «СКБ Контур» рассматривал возможность открытия своего call-центра в одном из подмосковных городов, ориентируясь на дешевый кадровый ресурс. Но компания отказалась от этой идеи из-за сложностей организации взаимодействия удаленного офиса с центральным и постоянного оттока кадров в Москву.

Купить оборудование и софт тоже не проблема: свои технологии предлагают десятки западных и отечественных компаний. В столице Урала представлены решения международных компаний (Terrasoft, OKTell, Avaya) и есть разработчик собственного и вполне успешного решения для call-центров — NAUMEN. Г-н Агапов уверен: существует технический минимум, который отличает call-центр от продвинутой АТС и делает его более эффективным, но важнее регламенты работы: «Если в CRM-системе бизнес-процесс идет недели, а то и месяцы, то в call-центре он сжат до времени разговора и должен уложиться в одну-три минуты — за это время оператор должен решить проблему клиента. Достичь этого можно только специальными средствами». Поэтому call-центр должен обладать базой знаний для консультации клиентов, доступом в корпоративную систему предоставления услуг (например, блокировка карты). Чтобы была возможность управлять call-центром как производственной единицей, техника должна обеспечивать получение подробной статистики, желательно в режиме онлайн.

По мнению г-на Зельдина, мелочей при создании call-центра практически не бывает: «Например, основная цель перегородок в помещении call-центра не ограничение слышимости, а создание комфортного рабочего пространства для операторов, потому что в их мотивации это один из важных пунктов. Обеспечить отсутствие постороннего шума может хорошая гарнитура». Если гарнитура плохая, в помещении будет шумно, а это отразится на работе всего центра обработки вызовов. Как отмечает Олег Зельдин, при создании корпоративного call-центра компании чаще всего сталкиваются с тремя проблемами: мания технологии (люди настолько очарованы техническим решением, что приобретают оборудование, превышающее потребности фирмы), недооценка технологии (неверный выбор решения) и недостаток квалифицированных менеджеров.

Но помимо технического момента не менее важен и организационный. Необходимо, чтобы в создании call-центра участвовали как технические специалисты компании, так и будущий руководитель центра обработки вызовов, руководитель подразделения (основной внутренний заказчик), представители маркетинговых и кадровых служб, которые также будут с ним плотно сотрудничать. От этого, в част­ности, будет зависеть, в чьем подчинении окажется call-центр и соответственно кто и как будет проставлять ему метрики успешности. Например, в банке «Северная казна» call-центр входит в состав службы продаж Департамента розничного бизнеса. «Это не случайно, — поясняет Игорь Боровский. — Именно запросы частных клиентов составляют основную массу обращений. Корпоративные клиенты меньше нуждаются в консультациях и чаще общаются с менеджерами. Наша стратегическая цель — телефонные продажи. В перспективе мы будем именно по телефону информировать клиента о тех продуктах, которыми он еще не воспользовался, чтобы, придя в банк, он уже не тратил время на разговор с операционистом в зале, а сразу оформлял необходимые документы. Для банка это выгодно — заочное обслуживание дешевле». В других кредитных учреждениях, например в Екатеринбургском муниципальном банке, call-центр подчинен напрямую одному из вице-президентов. Но в целом эксперты единодушны: лучше подчинять его тому подразделению, которое в нем больше нуждается, именно оно в итоге определяет критерии успешности. В «СКБ Контур» основную нагрузку на call-центр создают абоненты системы «Контур-Экстерн», поэтому и call-центр развивается, в первую очередь ориентируясь на ее требования.

Call-центр поможет разобраться с кадрами

Во многих организациях call-центр — это не просто точка входа в компанию или инструмент для маркетинговых исследований. В той же «Северной казне» в call-центре самостоятельная группа проверяет правильность распознавания компьютером рукописных заявок на кредиты. В «СКБ Контур» call-центр используют как кадровый полигон. Это не значит, что компания стремится, как аутсорсинговые call-центры, пропускать через себя массу людей и чувствовать себя уверенно даже при большой текучке. Светлана Стрельникова: «В составе call-центре есть кадровая служба, которая занимается поиском и адаптацией новых сотрудников, а так же ведет базу данных по уже работающим. Когда каким-то подразделениям СКБ Контур необходимы люди, они имеют возможность пользоваться этой базой». Этим «СКБ Контур» убивает сразу двух зайцев — с одной стороны вводит дополнительную мотивацию для операторов, а это немаловажно, учитывая, что около половины из них студенты, и перспектива роста хорошо их стимулирует и, во-вторых, облегчает в целом компании поиск персонала. По крайней мере, степень усидчивости и уровень дисциплины сотрудника call-центра после пары месяцев работы ясна всем.

Не пренебрегает call-центром как кадровым инструментом и «Северная казна». Г-н Боровский: «Пора расстаться с мыслью о том, что персонал call-центра — это «дешевая рабочая сила». Оплата таких специалистов постоянно растет: продуктовая линейка банка все время увеличивается. На ее освоение уходит не менее трех месяцев, и мы не можем себе позволить постоянную ротацию этих людей. Для нас сотрудник call-центра — это тот же работник фронт-офиса. И мы только рады, если люди вырастают и остаются в банке на других должностях».

Один из основных двигателей развития call-центров — рост конкуренции на рынках. Чем дороже бизнесу станет обходиться каждый потерянный или приобретенный клиент, тем легче будут инвестироваться средства в корпоративные центры обработки вызовов.

 

детали
 
Когда аутсорсинг лучше своего call-центра
Методика выбора в пользу собственного или аутсорсингового call-центра

Вопрос Оставить у себя Отдать на аутсорсинг Особенно этот вопрос важен...
Услуги собственного call-центра обходятся дешевле аутсорсингового? Да Нет для стабильного бизнеса
Важны ли быстрота реакции и масштабируемость call-центра? Не важны Очень важны для сезонных, циклических и новых бизнесов
Насколько ценно взаимодействие с клиентом с финансовой точки зрения? Очень ценно Малоценно ...когда call-центр — наи­более важный канал сбыта
Насколько нестабильны рыночные условия? Нестабильны Нестабильность незначительна ...при использовании новых бизнес-моделей
Насколько более качественные услуги соб­ственный call-центр способен предоставить по сравнению с внешним поставщиком? Существенно качественнее Отличия невелики ...для новых call-центров
Насколько затруднено взаимодействие с заказчиком? Затруднено Нисколько не затруднено ...когда опыт и знания играют решающую роль


Источник: компания McKinsey.

Самое читаемое
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Зеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с РоссиейЗеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с Россией
  • План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.