Бизнес не корова, хватит доить
Леонид Барышев совладелец, генеральный директор «Эссен продакшн АГ» (бренд «Махеевъ») С точки зрения инвестиционной привлекательности Россия устраивает многих: рынок хороший, развивающийся. Зарубе
Леонид Барышев совладелец, генеральный директор «Эссен продакшн АГ» (бренд «Махеевъ»)
С точки зрения инвестиционной привлекательности Россия устраивает многих: рынок хороший, развивающийся. Зарубежные инвесторы созрели для вложений в экономику нашей страны, но часто не могут понять, как действовать.
Недавно я присутствовал при разговоре крупных инвесторов, когда один бизнесмен поделился своей формулой выбора региона для инвестиций. Для этого важно, чтобы была хорошая логистика, наличие транспортных узлов и ресурсов, развитая инфраструктура, в том числе таможня.
Сам же регион он выбирал по принципу «где слабее административный ресурс». И в этом случае лучше там, где недавно сменился глава или где уже руководит молодой, не связанный с внутренними элитами лидер, который ориентирован на создание имиджа региона, а не на укрепление собственной власти.
Следующая позиция — удаленность региона от Москвы как минимум на 12 часов езды. «Нельзя «вставать» близко к Москве, потому что если «заказ» на тебя поступит из Москвы, то в запасе есть 12 часов для того, чтобы оперативно среагировать», — аргументировал он. Это логика инвестора, который вложил в развитие своего бизнеса более $500 млн.
Мне, как предпринимателю, эти позиции близки. Развитые логистика и таможня — техническая основа для ведения бизнеса. Соглашусь и с тем, что там, где слабый административный ресурс, работают законы. Когда нормативные акты местных властей исполняются лучше и быстрее, чем Конституция или Гражданский кодекс, рано или поздно на инвестора накинут административное лассо.
Нередко чиновники, избалованные тучными годами, считают, что бизнес — это дойная корова. Очень часто коллеги рассказывают о том, как им предлагают подписать инвестиционные соглашения, где оговариваются так называемые добровольные инвестиции на нужды города или региона. Это утяжеляет нагрузку на рентабельность проекта на десятки процентов и в конечном счете делает инвестиции бессмысленными или рискованными. Мне кажется, что главная задача властей в посткризисный период — превратить предпринимателей из «дойных коров» в «священных».
Нужно перестать раздавать бесплатные деньги направо и налево. Уже сейчас становится невыгодно быть талантливым предпринимателем и очень выгодно быть талантливым попрошайкой у антикризисной кормушки. Выборочная поддержка особо лояльных предпринимателей подрывает основы честного рынка и конкуренции, начисто лишая мотивации остальных участников к инвестициям. Не говоря уже о коррупции вокруг любой халявы.
Из анализа региональных законодательных инициатив у меня создается впечатление, что каждый регион заинтересован в улучшении системы инвестирования по-своему. Все ищут какой-то собственный путь, что в итоге усложняет процесс инвестирования.
Например, в Ульяновской области создали инвестиционную корпорацию, которая инвесторам, вложившим более 200 млн руб., возвращает в процессе реализации инвестиционного проекта все затраты, связанные с покупкой земли, налогом на имущество, затратами на присоединение и согласование. Правильная вещь, но она реализована в маленьком регионе за счет местного бюджета.
Думаю, депутатам Государственной думы РФ следует мониторить удачные «изобретения» местных регионов и пытаться их тиражировать путем создания федеральных законов. Если, к примеру, акт нельзя провести на федеральном уровне, пусть дадут возможность остальным регионам с ним ознакомиться. Между регионами должен идти постоянный обмен информацией.
Принцип равных возможностей — это основа рыночной экономики. Задача властей не в спасении единичных субъектов бизнеса, а в создании прозрачных и понятных правил игры для всех участников, независимо от величины бизнеса или близости к власти.