Бизнес почувствовал выгоды профобъединений
эксперты Радик Ахметишин исполнительный директор «Элитарного клуба корпоративного поведения» Сергей Бакунин собственник ресторана «Тюрингия», директор регионального консультационного центра «Кар
эксперты
Радик Ахметишин
исполнительный директор «Элитарного клуба корпоративного поведения»
Сергей Бакунин
собственник ресторана «Тюрингия», директор регионального консультационного центра «Карл Цейсс», экс-президент Ассоциации рестораторов Екатеринбурга
Евгений Болотин
заместитель председателя
Уральского банковского союза
Алексей Галагузов
президент Уральской ассоциации развития игорного бизнеса
Рустем Галеев
исполнительный директор
Уральской палаты недвижимости
Павел Здравомыслов
директор по маркетингу компании «Бизнес-Архитектура», координатор
Уральской палаты экспертизы
качества консалтинга
Олег Подберезин
генеральный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей)
Алексей Подоляко
исполнительный директор СУПР «Альянс»
Станислав Сиражев
исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий
Елена Чернышева
председатель комитета по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга
Зачем объединяются бизнесмены
Какие задачи решают некоммерческие партнерства
Как измерить эффективность работы ассоциации
Каков рецепт успешности общественной организации
В екатеринбургском бизнес-сообществе настоящий «объединительный» порыв: всевозможные союзы, ассоциации и некоммерческие партнерства появляются как грибы после дождя. Только в сфере потребительского рынка работает 34 ассоциации. До конца 2006 г. на свет появятся три новых союза: два из них объединят продавцов автомобилей, один — девелоперов и управляющие компании. Бум продлится еще пару лет — пока сохранятся общие причины, стимулирующие этот процесс.
Первые бизнес-объединения стали возникать в Екатеринбурге еще в начале 90-х гг. Наиболее активно альянсы предпринимателей, не связанные с извлечением прибыли, создавались в начале 2000-х гг. Точной статистики всех некоммерческих союзов в городе нет. Помимо десятков отраслевых и профессиональных объединений потребительской сферы, функционирует свыше 25 альянсов, сформированных Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей (СОСПП). «В них входят до 90% промышленных предприятий. По количеству союзов мы можем претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса»,— шутит Олег Подберезин, генеральный директор СОСПП.
Создание объединений бизнесменов — признак цивилизованного рынка
История возникновения каждой ассоциации уникальна и зависит от специфики рынка, на котором работают объединяющиеся фирмы, и переживаемых ими этапов развития. Но можно выделить несколько типичных факторов, побудивших бизнесменов создавать альянсы. Первая и главная причина — необходимость общей реакции бизнес-сообщества на внешние вызовы, например: на изменения законодательства, условий работы на рынке, которые могли бы привести к его стагнации и т. д. Как рассказывает Алексей Подоляко, исполнительный директор Союза участников потребительского рынка «Альянс», в 2002 г . возникла реальная угроза продления срока действия налога с продаж (НСП) до 2008 г . И ряд ритейлеров — руководители «Юнилэнда», «Кардинала», торговой сети «Купец», «СКМ-Холдинга» (сети «Звездный», «СуперСтрой» и компания «Юран»), которые уже вынашивали идею создания «Альянса», осознали, что необходимо активизироваться именно сейчас и попытаться повлиять на решение властей. Алексей Подоляко: «НСП был страшным ярмом, я это утверждаю как бывший топ-менеджер «Мегамарта». Это огромные деньги, которые кардинально снижали доходность. В декабре 2002 г . шли интенсивные переговоры между предпринимателями, в марте 2003 г . СУПР «Альянс» был создан. В конце апреля возникла экспертная группа с целью проанализировать ситуацию с НСП по региону и стране: в группу вошли финансовые специалисты компаний «Альянса» и приглашенные эксперты. И благодаря их работе удалось создать серьезный документ, который я озвучил в Совете Федерации как мнение регионов». Более свежий пример «оперативного реагирования»: Союз пассажироперевозчиков возник как ответ на действия властей, запретивших использование «газелей» на междугородных маршрутах.
Вторая распространенная причина для появления альянсов — потребность бизнесменов в повышении спроса на конкретные продукты или услуги. Яркий пример попытки создания ассоциации именно с такой целью привел на портале делового общения dk.ru Даниил Пивоваров, директор компании «CRM-Решение»: «В свое время у меня сорвался клиент — руководитель оптовой винной компании. Он, видя засилие пивных фирм, хотел продвинуть среди молодежи Екатеринбурга мысль о том, что употреблять пиво — моветон, а вот употреблять вино — модно и полезно. Составив план внедрения этой идеи, я понял: ресурсов одной фирмы не хватит. И предложил создать ассоциацию виноторговцев. Но пока это так и осталось планами, поскольку последние изменения на алкогольном рынке практически парализовали его». Игорь Черноголов, генеральный директор торгового дома «Уралпромсервис», инициировал создание Общероссийской саморегулируемой организации производителей гидроизоляционных материалов и работ, которая на первых порах объединила предприятия, специализирующиеся на выполнении работ с применением материалов системы ПЕНЕТРОН (компания «Уралпромсервис» в 2001 г. стала эксклюзивным дистрибьютором ICS Penetron International Ltd по России. — Прим. ред.).
Часто поводом для объединения бизнесменов служит защита от конкурентов внутри сообщества или от вторжения новых игроков на местный рынок. Как рассказывает Павел Здравомыслов, директор по маркетингу компании «Бизнес-Архитектура», координатор Уральской палаты экспертизы качества консалтинга, основной причиной создания Ассоциации бутилировщиков «Акварос», которую инициировала компания «Вода Новокурьинская», стала защита интересов добросовестных производителей. Аналогичный посыл был и у НП «Союз оконщиков Урала», возглавляемого Олегом Царевым, генеральным директором компании «СтеклоСити», — борьба с фирмами-однодневками, чьи действия наносили ощутимый урон всему рынку. По словам Евгения Болотина, заместителя председателя Уральского банковского союза (УБС), на начальном этапе целью этого объединения была защита от московского капитала, который стал активно проникать в регион в середине 90-х гг.: «На момент формирования союза на рынке сложилась уникальная ситуация: с одной стороны, региональные банки бурно росли. В то время их было около 50 (!). А потом обрушилась череда очищающих кризисов. Все банки-однодневки выгорели. Но началась экспансия федеральных банков, длившаяся до кризиса 1998 г ., после чего проблема борьбы с филиалами федералов отпала сама собой».
Но, помимо «оперативного реагирования», самая распространенная необходимость в объединении — стремление бизнес-сообщества установить правила игры на формирующемся рынке, определить профессиональные стандарты. Нередко ассоциации создаются в правовом вакууме: вид бизнеса выпадает из поля зрения органов власти и никак не регулируется. Алексей Галагузов, президент Уральской ассоциации развития игорного бизнеса (УАРИБ): «В 2002-2003 гг. получить лицензию для этого вида деятельности было очень просто: подождать два-три месяца и заплатить 3-4 тыс. руб. Налоговые ставки тогда были очень низкими и игровые автоматы окупались очень быстро. Количество участников рынка росло в геометрической прогрессии. Никаких правил игры на нем не было, и отсутствовал орган, который бы вел диалог с властью». До сих пор не принят закон, регулирующий деятельность игорного бизнеса, поэтому эту функцию взяла на себя УАРИБ.
Схожая картина и на рынке риелторских услуг. История создания одного из самых успешных объединений риелторов в стране — Уральской палаты недвижимости (УПН) — начиналась с решения очень даже меркантильных задач. Первые организации, продававшие недвижимость, появились в Екатеринбурге в начале 90-х гг. Когда их стало больше двух десятков, СМИ, почувствовав перспективное направление, начали предлагать риелторам невыгодные условия по размещению рекламы выставляемых на продажу объектов. «И риелторы сообща решали задачу устранения зависимости от массмедиа. Тогда у нас появилась своя газета «Есть вариант!» — рассказывает Рустем Галеев, исполнительный директор УПН.
Какими бы ни были причины и инициативы слияний, чтобы объединения возникли, необходимо одно важное условие — зрелость участников рынка. станислав Сиражев, исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ): «Компании приходят к выводу о необходимости вступать в ассоциацию, когда осознают, что требуется решать не только тактические задачи, но и думать о дальнейшем развитии рынка. Основной вывод — общими силами формировать это будущее». Все зависит от масштабов бизнеса, добавляет Евгений Болотин. «На определенном этапе развития фирме просто нельзя не входить ни в одну из структур. Когда бизнес маленький, он не сталкивается с системными проблемами. Но он вырастает и понимает, что многие проблемы решить в одиночку невозможно. Если десять голов стукнутся в стену, либо стенка сломается, либо лбы», — аргументирует г-н Болотин.
Некоммерческие объединения лоббируют интересы бизнесменов в органах власти
Взаимодействие с властью всегда прописывается в уставах некоммерческих организаций как одна из ключевых задач. «Ассоциация — это та структура, которой можно высказать свою проблему. На нашем рынке есть сильный регулятор, который в недалеком прошлом любил выпускать нормативные документы, не больно-то советуясь с рынком. Реакция отдельных подопытных его не интересует. Он хочет видеть тенденцию. И ассоциации как раз ее и выражают. Участие в альянсе — это возможность сказать регулятору, что он не прав», — полагает Евгений Болотин.
Некоторые идут дальше. В 2005 г . СУПР «Альянс» активно участвовал в выборах в городскую думу, и депутатами стали трое его участников: Олег Хабибуллин — генеральный директор торговой сети «Купец», Рафаэль Шихов — генеральный директор сети «Кардинал» и Николай Лантух — генеральный директор строительной компании «Юран». Алексей Подоляко: «Позиция «Альянса» в диалоге с властью такова: критикуешь — предлагай что-то взамен. Наши предложения по тем или иным законодательным актам любого уровня всегда сопровождаются юридическими проработками, обоснованиями, почему необходимы изменения».
Эффективное лоббирование различных идей помогает ассоциации заслужить уважение властей и доказать полезность своей деятельности самим бизнесменам. По словам г-на Подоляко, на счету СУПР «Альянс» лоббирование и отстаивание интересов бизнеса в вопросах по отмене НСП и введению ЕНВД с 2004 г . «В 80% случаев наши предложения к власти принимались. Считаю, это хороший результат для некоммерческого объединения». Алексей Галагузов приводит в качестве примера результативного сотрудничества с властью защиту интересов бизнеса перед муниципалитетом. «В одном из северных городов вышло постановление, фактически запрещающее там игорный бизнес. Предприниматели обратились к нам за помощью, мы подали в суд на главу города и победили. Мэру пришлось отменить свое постановление».
Вторая задача любой ассоциации — создание взаимодействия внутри бизнес-сообщества и формирование цивилизованных отношений на рынке. При вступлении в «Альянс» подписывается соглашение об экономическом взаимодействии членов. Партнеры по СУПР договариваются, что в ходе заключения сделок при прочих равных условиях предпочтение отдается участнику «Альянса». Например, если его член решил продать непрофильный актив, то первыми об этом узнают участники объединения. Если с их стороны нет интереса к сделке, то тогда предложение выходит на общий рынок. Проведение совместных проектов — признак эффективного союза. Станислав Сиражев рассказывает, что компании «ДиджиТек», «Корус» и «АСК» наладили общее производство компьютеров. «Когда конкуренты договариваются, это подтверждает цивилизованность рынка», — подчеркивает г-н Сиражев.
Некоммерческие ассоциации стараются играть роль регулятора рынка или прилагают все усилия, чтобы таковым стать. Во-первых, с целью привести все фирмы к общему знаменателю: в каждом союзе устанавливаются «входные» требования. В зависимости от рынка и его специфики они различаются, но их объединяет одно: принимаются игроки с положительной репутацией, не имеющие шлейфа нарушений этики ведения бизнеса и согласные следовать целям организации. В УПН от кандидата в члены требуют стаж риелторской деятельности (в качестве руководителя агентства недвижимости) не менее трех лет, три рекомендации от действительных членов ассоциации и две — от членов совета УПН. Кроме того, обязательное условие — публикация во внутреннем вестнике организации заявления о намерении вступить в ряды УПН с указанием полной информации о компании и т. д. После того как агентству недвижимости формально разрешают вступить в УПН, еще два года оно находится в статусе кандидата. В Уральский банковский союз попасть проще — необходимо заявить о своем намерении и дождаться одобрения общего собрания и совета. В «Элитарный клуб корпоративного поведения» вступить крайне сложно — подчеркивает его исполнительный директор Радик Ахметишин: «Членом может стать один, лучший представитель каждой отрасли. Это наша принципиальная позиция. Поэтому если захочет прийти еще одна какая-то медная компания, сделать это будет сложно. Уже существует компания, на которую равняются. Вторая здесь просто не нужна».
Во-вторых, попав в организацию, ее члены соглашаются исполнять общие стандарты, а значит, становятся подконтрольными ассоциации. Иначе говоря, принцип участия в любом сильном объединении выглядит так: вот тебе входной билет и доступ к ресурсам, а если ты нарушил правила и провинился — получай волчий билет, для рынка ты почти не игрок. В пример другим ставится работа УПН. «В палату входят не 100% АН, но у нас есть возможность устанавливать и контролировать соблюдение разработанных профессиональных стандартов вне зависимости от того, является агентство недвижимости участником палаты или нет, — рассказывает Рустем Галеев. — Любое АН на нашем рынке имеет доступ к единому информационному пространству, которое создано и контролируется УПН. И все, кто пользуются базой, берут на себя обязательства выполнять профессиональные стандарты». В УПН «провинившихся» игроков карают. Если комиссия по этике установила, что АН нарушило профессиональные стандарты, ему выдается предписание устранить возникшие проблемы. Если же виновник это игнорирует, к нему применяют суровые санкции, вплоть до исключения. «У нас нет системы штрафов, но есть отмена льгот. Они достаточно существенные: на обучение, подачу рекламы и т. д. Если предписание не исполняется, агентство недвижимости может лишиться льгот на длительный период». Самый худший исход дела — попасть в черный список АН, который публикуется в газете «Есть вариант!». Обратного пути для агентства недвижимости такого бизнесмена уже нет.
Ассоциация может стать эффективным инструментом защиты от вторжения иногородних игроков
Борьба со структурами, проникающими на локальный рынок, — негласная, но все-таки значимая задача, которую решают региональные ассоциации. Если возникает реальная угроза ущемления коммерческих интересов игроков рынка, то в ход идут любые инструменты — от пиар-акций до объявления экономических блокад, существенно осложняющих работу «пришельцу». «Да, мы защищаем своих участников, — признается Станислав Сиражев. — Но мы не кричим, что, мол, не работайте с чужаками, они плохие, а работайте с нами. Мы просто разъясняем потенциальным заказчикам, почему выгодно сотрудничать с региональными компаниями».
Как отмечает Алексей Подоляко, защитные функции ассоциации действуют только в том случае, если новый игрок входит на рынок, как «жук в муравейник». В интервью информационному порталу Just-Media Валерий Бубнов, президент СУПР, приводил конкретные факты: «Когда они (Metro. — Прим. ред.) пришли, проверили цены у конкурентов и убедились, что, например, в «Мегамарте» на продукцию «Коркунов» цены были лучше, чем у них, они буквально «задавили» Коркунова, чтобы лишить нас прямого контракта. Вот пример «цивилизованной» конкурентной борьбы… То есть они могут бороться так, как они хотят, а все здесь должны «схлопнуться» в поклоне: пришло Metro, какое счастье...» Пример эффективной «защиты» ритейлеров от «иноземцев» — противостояние «Альянса» предпринимателю Владимиру Дмитриеву, представлявшему в Свердловской области торговую сеть «Пятерочка». Члены союза — местные розничные и оптовые фирмы — устроили экономическую блокаду новой сети: у компании возникли трудности с поставками продукции некоторых производителей. И «Пятерочке» пришлось завозить товар из соседних регионов.
Защитой от надвигающейся угрозы в лице транснациональной компании IKEA стал проект торгового центра НП «Мебельщики Урала». Объединив крупных игроков мебельного ритейла, партнерство будет строить концептуальный магазин с отличным от IKEA ассортиментом, чтобы удержать долю местных игроков рынка.
Пять слагаемых успеха любого некоммерческого объединения
Как отмечают эксперты, первое условие, чтобы ассоциация стала успешной, — активность ее членов. Станислав Сиражев настаивает, что этот фактор составляет 70-80% результата. Помимо активности, предприятия должны быть еще и значимыми игроками на рынке. Чем больше удельный вес членов ассоциации, тем она привлекательнее для остальных игроков и уважаема властными структурами. «Компании, которые мы объединяем, дают 50% оборота IT-рынка Свердловской области, хотя в численном выражении их всего 20», — отмечает г-н Сиражев. Алексей Галагузов добавляет, что 13 компаний, состоящих в УАРИБ, имеют долю в игорном бизнесе 40%.
Второе условие — четкость целей и задач. Чем больше совпадают интересы участников альянса, тем продуктивнее он работает. Поэтому многие ассоциации идут по пути создания узкоспециализированных объединений бизнесменов, не привлекая в свои ряды непрофильных игроков. Часто провальными оказываются организации, где количество участников слишком велико, притом что многие из них работают на разных рынках, — подчеркивают эксперты.
Третье слагаемое успеха — наличие исполнительной дирекции (освобожденного менеджмента) и выстраивание отношений между ней и членами ассоциации. «Человек, занимающийся бизнесом, в полной мере не сможет работать в общественной организации. Поэтому правильный путь, когда члены ассоциации нанимают людей, ведущих только дела союза. Формировать общественную организацию следует по принципу коммерческой структуры — с нанятым менеджментом. Есть акционеры — члены ассоциации, вложившие свои средства, и есть приглашенный менеджмент, который на эти средства на основе устава, целей и задач выполняет те или иные действия в интересах бизнесменов. Как и у всех наемных менеджеров, у нас есть отчетный период, когда мы показываем и доказываем свою эффективную работу за год членам объединения», — говорит Станислав Сиражев.
Немаловажный фактор успеха организации — ее финансирование. Обычно оно осуществляется за счет взносов. Во многих ассоциациях для проведения совместных проектов привлекаются дополнительные средства. «Перебои с финансированием — одна из ключевых проблем, из-за которой мы не может работать в полную силу и часть наших отраслевых союзов неэффективна. Половина наших участников не платит взносы», — признается Олег Подберезин. Эксперты сошлись во мнении: чтобы этот фактор успеха присутствовал в работе ассоциации, требуется грамотная мотивация членов и положительный имидж организации, который она нарабатывает, выполняя поставленные задачи. Для своих членов ассоциации формируют некие выгоды, прописанные в специальной форме в предложении вступить в ряды объединенных бизнесменов. Рустем Галеев определил два мотива для игроков рынка. Во-первых, это материальная мотивация: предоставление услуг и сервисов для своих участников, освобождение членов ассоциации от непрофильной деятельности — обучения персонала, анализа рынка и т. д. Во-вторых, моральная мотивация. «Сегодня членство в УПН — это гарантия более высокого уровня услуг для клиентов. Указание на свою принадлежность к палате стало нормой на вывесках агентств недвижимости, в объявлениях и т. д. Имидж, выработанный организацией, приносит конкурентные преимущества ее участникам», — поясняет Рустем Галеев. Станислав Сиражев подчеркивает, что любая общественная структура должна позиционировать себя как голос рынка: «Даже если в нее и не входят все компании, необходимо доказать рынку, что она имеет право играть эту роль. Тогда некоммерческий союз состоится».
Текст: Ольга Рябова. dk@apress.ru
мнение
Можно ли измерить эффективность
работы ассоциации?
Евгений Болотин
заместитель председателя Уральского банковского союза:
— Предъявить формализованные требования к работе исполнительной дирекции ассоциации очень трудно. Любое объединение — все равно клуб по интересам, а они у каждого разные. Поэтому присутствует некая эмоциональная оценка деятельности организации. По принципу «устраивает — не устраивает». Из чего складывается удовлетворенность предпринимателей от участия в ассоциации? Кому-то помогли снять проблемы, кому-то — принять важное для бизнеса решение и т. д. Все очень индивидуально. Уверен, такого интегрального показателя, как прибыль для акционерного общества, у некоммерческого объединения нет. В акционерном обществе все понятно: если менеджер смог увеличить прибыль фирмы любой ценой, не выходя за рамки закона, значит, он хороший. В ассоциациях с этим сложнее. Вот, к примеру, ситуация слияния страховщиков «Белый соболь»: союз сетует на инертность фирм-участников, а бизнесмены жалуются на пассивность исполнительного органа. И та и другая стороны правы. И произошло это из-за несовпадения взглядов на то, как должна функционировать ассоциация.
мнение
Ассоциация не будет успешной,
если в нее не входят крупные игроки рынка
Сергей Бакунин
собственник ресторана «Тюрингия», руководитель международного проекта ЕВРАФЕСКА, экс-президент Ассоциации рестораторов Екатеринбурга:
— В 2003 г . с группой инициаторов мы создали Ассоциацию рестораторов Екатеринбурга. Тогда казалось, что общими силами можно сформировать сильную организацию, чтобы вместе решать стратегические задачи для развития местного рынка, взаимодействовать с государственными органами и с только что созданной Федерацией рестораторов и отельеров России. Но, как оказалось, не все члены местной ассоциации были готовы поддержать эту идею.
Опыт работы ассоциаций в других отраслях показал, что интересы бизнеса в общественном объединении должны представлять именно собственники, а возглавлять — самые авторитетные из них. Так происходит у металлургов, нефтяников, газовиков и многих других. А владельцы местных ресторанов перепоручили принятие решений своим наемным управляющим. Сильные собственники ресторанного бизнеса Екатеринбурга пока дистанцируются от общественных организаций, решая вопросы защиты и развития своего бизнеса индивидуальными способами. Хотя проблемы перед всеми стоят общие: подготовка кадров, защита от беспредела контролеров, выработка экономически целесообразных рекомендаций для местных законодателей, проведение масштабных информационных проектов и т. д. Пока все эти вопросы в масштабе России, и особенно Москвы, активно ведет федеральная ассоциация. Хочется надеяться, что и екатеринбургская Ассоциация рестораторов станет такой же сильной.
мнение
Основная задача власти — взаимный информационный обмен через ассоциации
Елена Чернышева
председатель комитета по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга:
— В нашем городе более 10 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. На многих рынках проблемы у бизнесменов сходные. Контактировать отдельно с каждым предпринимателем и решать его проблемы нам достаточно сложно. Именно поэтому мы заинтересованы в создании объединений бизнесменов. Кроме того, не первый год в правительстве РФ и в Госдуме обсуждается законопроект о саморегулируемых организациях (СРО ), которые впоследствии должны заменить такую структуру, как наша в администрации г. Екатеринбурга, и регулировать рынок изнутри.
Принимая участие в создании ассоциации, мы выдвигаем бизнес-сообществу единственное требование — сформировать цивилизованные условия конкурентной борьбы на рынке. Вопросы же, которые перед нами ставят участники ассоциации, мы пытаемся решать в рамках своих полномочий. Некоммерческие объединения помогают нам наладить взаимный информационный обмен с бизнесменами. В конечном счете это ориентир — мы узнаем, куда развиваются предприниматели, и понимаем, как город может им помочь.
Я считаю, что успех любой ассоциации определяется не количеством ее членов, там может быть представлено и пять организаций, а решением конкретных задач. Вот, например, СУПР «Альянс». Сегодня они объединяют крупнейших сетевиков, которые, по сути, являются конкурентами. Мне кажется, что через года два-три этот союз перестанет существовать: конкуренция усиливается, крупные игроки начнут искать новые рынки для развития и влезать в бизнес друг друга. Но пока ассоциация активна, потому что она реально защищает интересы своих членов.