Бизнес получит деньги по заслугам
эксперты Петр Авен президент Альфа-Банка Олег Вьюгин председатель совета директоров МДМ-Банка Аркадий Дворкович помощник президента РФ Чаба Зентаи руководитель блока «Малый и средний бизнес» Альфа-
эксперты
Петр Авен
президент Альфа-Банка
Олег Вьюгин
председатель совета директоров МДМ-Банка
Аркадий Дворкович
помощник президента РФ
Чаба Зентаи
руководитель блока «Малый и средний бизнес» Альфа-Банка
Евгений Ясин
научный руководитель Высшей школы экономики
Когда малый и средний бизнес сможет получить деньги
По какому принципу государство санирует проблемные банки
Как получить кредит небольшому предприятию
Зачем отправлять свердловчан на общественные работы Наконференции «Российский финансовый сектор: ответы на глобальный вызов», которая проходила 31 октября в Москве, дольше всего обсуждали две вещи: что делать с финансовой системой страны и как вернуть деньги предприятиям. Здесь должно быть комплексное решение, настаивали спикеры — руководители крупных банков, ведущие экономисты, высшие чиновники правительства и администрации президента. Потому что две темы тесно связаны. «Уже в августе доступ к дешевому капиталу был полностью прекращен для всех российских компаний и банков. И не ликвидность банков — главное, а то — как разблокировать эту систему», — сформулировал проблему ОЛЕГ ВЬЮГИН, председатель совета директоров МДМ-Банка.
Противоречие, говорили эксперты, в том, что каждое предприятие видит лишь свой участок проблем. Собственники и управленцы не улавливают связи между глобальными переменами и их бизнесом. Например, региональные торговые сети не понимают, как падение фондовых индексов соотносится с отсутствием кредитов на пополнение «оборотки». Риэлторы не видят связи между укрупнением банков и стоимостью квадратного метра. Производственные компании не постигают зависимости мировых цен на нефть и их собственных долгов перед поставщиками.
Между тем индивидуальных решений для бизнеса сейчас не будет — конечно, если не принимать во внимание проблемы бюджетообразующих компаний нефтегазовой отрасли. «В стране появится новая модель рефинансирования предприятий — старой, которая позволяла использовать долларовые доходы от экспорта углеводородов, уже не существует, — констатирует АРКАДИЙ ДВОРКОВИЧ, помощник президента РФ. — Я думаю, мы новую систему создадим. Законы сейчас принимают за один-два дня, и у нас много идей».
Однако советник президента признает: деньги, которые влиты в финансовую систему сегодня, смогут восстановить кредитование бизнеса лишь через несколько месяцев, а то и лет. А средства нужны срочно: по прогнозам экономистов, преодолеть острую фазу кризиса удастся лишь к следующей весне. Потребление всего — от стройматериалов и сырья до продуктов питания — снижается уже сейчас. Если не принять оперативных мер, в 2009 г. страну ждет рецессия: спад производства по всем отраслям, остановка мощностей, сокращение зарплат и штата компаний, а в итоге — снижение уровня жизни каждого, от наемного работника до топ-менеджера.
Чиновники на федеральном и региональном уровнях собирают предложения по возврату денег в обескровленный бизнес. Пока идей немного. «ДК» проанализировал наиболее интересные.
Власти анонсируют: в целом до крупных предприятий и небольшого бизнеса через госструктуры должно дойти $110 млрд. Три главные меры — рефинансирование внешнего долга компаний (чтобы собственники не выводили деньги за границу), скупка акций для поддержки важных бизнесов (Центробанк сделали полноправным биржевым игроком) и кредиты банкам. Риск один — что большая часть денег осядет на счетах посредников (тех же банков) и до частных компаний не дойдет. Поэтому в ближайшее время новации будут именно здесь, считают эксперты.
Ждать их стоит еще и потому, что президент ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ расставил приоритеты. «Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике «финансовые тромбы». Так, чтобы выделенные средства дошли до их конечных получателей в таких отраслях, как сельское хозяйство и строительство, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс. А также — довести деньги до малых предприятий», — подчеркнул он в своем послании к Федеральному собранию.
По словам г-на Дворковича, в правительстве для начала намерены реанимировать промышленность, строительство и ритейл. Но по этим отраслям в основном будут работать посредники. «Наша позиция: банки должны поверить, что риски не так высоки, и начать кредитование реального сектора, — поясняет он. — В итоге рост экономики будет связан не столько с сырьевым рынком, сколько с ростом торговли, обрабатывающей промышленности и так далее».
Промышленникам и строителям пока везет больше, чем ритейлу. Например, власти намерены замещать импорт внутренним производством. Это для многих предприятий означает рост госзаказа и возможность продолжать работу в более или менее нормальном режиме. Застройщикам же хотят помочь через поддержку ипотеки (см. «Детали» «Государство взяло на себя самые крупные внешние долги») и механизм государственных гарантий. Примеры уже есть. В частности, ВТБ, Сбербанку и Газпромбанку рекомендовали кредитовать крупнейшие строительные фирмы под 16-18% под госгарантии выкупа жилья. В Екатеринбурге этой схемой воспользуется «Ренова-СтройГруп» при возведении жилого микрорайона Академический (см. «ДК» № 40 от 1 ноября 2008 г.).
Но если только скупать проблемные активы, это приведет к укрупнению и частично — к национализации бизнеса, предостерегают эксперты. «Отдельные компании могут потерять свои активы. Это произойдет. Как и у части населения», — комментирует ПЕТР АВЕН, президент Альфа-Банка.
Вернуть предприятиям деньги можно не через государственные, а через коммерческие банки. Чтобы они перестали экономить на ссудах бизнесу, им нужна уверенность в собственных доходах. Идею, как дать ее банкирам, высказал г-н Вьюгин: все получится, если выданные кредиты рефинансировать по принципу, реализованному в ипотеке. «Внешэкономбанк (ВЭБ) может проводить лимитные аукционы. Выиграв такой аукцион, коммерческий банк из собственных средств дает ссуды компаниям реального сектора. Потом передает кредитные договоры в ВЭБ и получает средства под процент, установленный в ходе аукциона», — объясняет схему глава МДМ-Банка.
В этом механизме, по его словам, банк заработает на разнице в ставках, бизнес получит целевые деньги, а государство понесет единственный риск. «Он связан с банкротством банка, который выиграл лимит, — поясняет Олег Вьюгин. — Но государство готово нести этот риск». Эксперт напомнил, что в случае банкротства запускаются уже предусмотренные механизмы. Например, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) вправе приобретать проблемные банки и назначать там временную администрацию. Г-н Вьюгин добавил, что письмо, в котором изложена его идея, он направил «на самый высокий уровень».
Не исключено, что эту меру примут в ближайшее время. Впрочем, парируют экономисты, такая поддержка приведет только к росту инфляции. «Правительство сейчас смотрит на Запад и копирует его действия по преодолению финансового кризиса. А это неприемлемо, — считает ЕВГЕНИЙ ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики. — У России и западных стран экономика отличается существенно. Например, у нас уровень инфляции гораздо выше — 14-15%. Раздавая деньги на поддержку банковской системы, мы раздуваем инфляцию, а она и есть главная проблема на пути преодоления кризиса».
В любом случае воспользоваться идеей Олега Вьюгина смогут только те банки, у которых накоплен хороший запас ликвидности. Другим, кто сейчас озабочен собственным выживанием, просто не до того. А доступ к госденьгам быстро усилит расслоение банковской системы, и в итоге выживут только самые крепкие финансовые организмы.
Федеральные чиновники это подтверждают. Так, Аркадий Дворкович ожидает консолидации банковского сектора: «Консолидация — это рациональное поведение. Потому что предполагает сохранение банка, а не ликвидацию. У каждого финансового института должен быть шанс на выживание. Для этого и нужна санация через АСВ, деньги Центрального банка, другие действующие схемы. Небольшие банки, которые имеют вес, должны выжить».
По просьбе «ДК» советник президента пояснил, как обязано действовать Агентство по страхованию вкладов при санации региональных банков. Как выяснилось, основная мера — это поиск внешнего инвестора. «Но прежде всего у самого банка должна быть готовность прийти в АСВ. Агентство будет искать для банка нового акционера с новым капиталом, а не использовать свои деньги. Они будут вливаться, только если инвестора не найдут», — подчеркнул он.
Страховать риски банков станут и через принятие финансовых законов. По мнению экспертов, можно ждать новаций по упрощенному использованию залогов и новшеств в депозитной системе. Здесь, скорее всего, ограничат возможности вкладчиков. Например, будет закреплен запрет забирать деньги с депозитов до истечения их срока. Аналогичная схема работает в других странах, и об этом же последние пару месяцев просят российские банки, которые тяжело пережили вывод средств со счетов. Да и сами власти сделали выводы из недавней паники вкладчиков.
Отказ банков кредитовать бизнес и население понятен: играет роль опасение, что случится отток вкладов. «Наращивать кредитные портфели, не имея представления о том, придут ли завтра ваши клиенты снимать все свои деньги, чтобы отнести их в Сбербанк или зашить дома в матрас, просто опасно», — констатирует г-н Вьюгин.
Непростые времена ждут прежде всего малый и средний бизнес (МСБ): пока власти спасают флагманов рынка, его судьба полностью зависит от воли банков. Те, кто выдает кредиты, придерживаются общей политики: они ужесточают условия ссуд и меняют подходы к оценке рисков заемщика. И они же продвигают идею: давать деньги тем, у кого нет серьезных обременений и имеется хорошая кредитная история. Впрочем, для многих банков в этом смысле почти ничего не изменилось. По словам ЧАБЫ ЗЕНТАИ, руководителя блока «Малый и средний бизнес» Альфа-Банка, подходы к заемщикам остались прежними. «При принятии решения о кредите приходится анализировать несколько ключевых параметров: отрасль, в которой работает заемщик, объемы его выручки, показатели региона, запрашиваемую сумму и срок, на который она требуется», — перечисляет он.
Чем больше владелец способен рассказать банку о своей компании, тем больше шансов, что его кредитную заявку внимательно рассмотрят. Банкиры советуют сразу готовить качественную презентацию, где будут представлены сведения об истории развития предприятия, масштабе его работы, основных конкурентах, продукте и ассортименте, поставщиках и покупателях, условиях расчетов, стратегии и тактике развития и т. д. Но и этого недостаточно: повторить презентацию вне офиса банка придется кредитному инспектору, когда тот приедет посмотреть на реальную работу предприятия. И кроме того — обеспечить банку доступ к бухгалтерским документам, к рабочим местам сотрудников и на склад (см. «Детали» «Как получить кредит»). Еще один важный момент — банк-кредитор обязательно попросит открыть у него расчетный счет. Раньше такое практиковалось, но не было принято повсеместно. Теперь, когда платежи юридических лиц идут до получателей неделями, банки страхуют себя от возможных просрочек, а кредитную историю заемщика — от негатива по вине сторонней финансовой организации.
Что касается процентов, г-н Дворкович считает объективной ставку в 16-19% годовых. «Но это средняя ставка, — подчеркивает он. — Потребительское кредитование, например, ниже 20% и не стоило. Если инфляция не опустится ниже 10%, ставок «как раньше» не будет. Я не считаю текущие процентные ставки в федеральных банках завышенными». Центробанк дает коммерческим банкам короткие кредиты под 8-10%, поясняет эксперт. Расходы на поддержание филиальной сети добавляют к стоимости денег примерно 3%, риски невозврата и прибыль банка — еще по 2,5-3%.
По мнению г-на Ясина, для борьбы с явлениями финансового кризиса России нужно сокращать расходы. «Промышленность должна расти быстрее, чем расходы и доходы населения. Такая экономика могла бы спокойно развиваться в ближайшее восемь-десять лет», — подчеркивает эксперт.
Идея урезать бюджет не чужда и региональным властям. В Свердловской области принятый в первом чтении проект финансового документа на 2009 г. уже пересматривают, поскольку понятно, что параметры доходов выполнены не будут. Основа доходов — поступления от металлургических предприятий, а они сворачивают часть бизнеса из-за неблагоприятных внешних условий. Поэтому бюджет секвестируют по всем возможным статьям, по самому пессимистичному сценарию — рассказал «ДК» источник в региональном правительстве: «Лучше ужаться заранее и потом, если появятся внеплановые доходы, распределить их, чем внезапно оказаться с дырявым бюджетом». Одновременно власти думают, чем заменить поступления от металлургов.
По словам собеседника «ДК», руководство области в работе с бизнесом сознательно выбрало спокойную линию поведения. «Мы будем контрастировать на общем фоне. Другие регионы, разработавшие специальные антикризисные программы, очень нервничают. А мы просто работаем, принимая, конечно, необходимые меры», — поясняет он. Поэтому специальных проектов для насыщения предприятий деньгами в регионе не будет. Но область продолжит предоставлять гарантии для обеспечения кредитов важному с социальной точки зрения бизнесу. Например, на гарантии могут рассчитывать застройщики, готовящие объекты к саммиту ШОС, который пройдет в Екатеринбурге летом. А свободные остатки денежных средств региона могут быть размещены на счетах в региональных банках — по итогам конкурса. «Это не для того, чтобы поддержать чей-то бизнес, а чтобы добавить ликвидности местным банкам и в итоге сохранить устойчивость экономики», — подчеркивает эксперт.
Дополнительной мерой способно стать введение в Свердловской области механизма общественных работ — в городах, население которых может пострадать от сокращения штата крупных предприятий. Занятость жителей позволит снять напряжение. Аналогичную возможность, кстати, сейчас рассматривает правительство Москвы.
Банкам дали доступ почти к 2 трлн руб.
Комплекс мер, принятых властями для поддержания ликвидности российских банков
Мера
|
Объем поддержки
|
Условия
|
Скупка акций на рынке
|
500 млрд руб.
|
Госинвестициями будет управлять Внешэкономбанк
|
Государственное рефинансирование внешнего долга
|
$50 млрд
|
Рефинансироваться будут кредиты свыше $100 млн1
|
Капитализация банков
(субординированные кредиты) |
950 млрд руб.
|
Сбербанк получит 500 млрд руб., Россельхозбанк — 25 млрд руб. Еще 225 млрд руб. могут быть доступны другим банкам
|
Предоставление капитала АИЖК
|
60 млрд руб.
|
АИЖК должно продолжить выкуп ипотечных закладных
|
Беззалоговое кредитование
со стороны ЦБ РФ |
Н/д
|
Потенциально в программе смогут принять участие до 120 банков — с достаточно высоким рейтингом международных и российских агентств
|
Расширение системы страхования вкладов
|
‑
|
Максимальная сумма страхового покрытия повышается
с 400 тыс. руб. ($16 тыс.) до 700 тыс. руб. ($27 тыс.) |
Источник: ЦБ РФ.
Государство взяло на себя самые крупные внешние долги
Объявленный пакет мер по поддержке экономики
Мера
|
Предоставленный объем
|
Доступ к ресурсам
|
Снижение Фонда обязательных резервов
18 сентября 2008 г.
|
300 млрд руб.
|
Все банки соответственно объему их резервов
|
Депозиты Минфина
|
1,6 трлн руб.
|
29 банков, соответствующих критериям размера собственного капитала и рейтинга
|
Снижение Фонда обязательных резервов
15 октября 2008 г.
|
70 млрд руб.
|
Все банки соответственно объему их резервов
|
(1)Нефтегазовые компании («Роснефть», «Газпром», ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ) подали заявки в общей сложности на $9 млрд.
Источник: ЦБ РФ, Reuters, отдел исследований Альфа-Банка.