Бизнес серьезно экономит на аренде: побит рекорд по предложению торговых помещений
В Екатеринбурге арендные ставки по торговым помещениям стрит-ритейла падают, и это стимулирует открывать новые бизнесы. Но цены продажи почти не снижаются.
Цены на рынке коммерческой недвижимости в сегменте «стрит-ритейл» в Екатеринбурге продолжают падать, однако, как констатируют эксперты, рынок аренды и продажи недвижимости реагируют на ситуацию каждый со своей спецификой.
«За первые 3 месяца арендные ставки на магазины снизились на 4%, а на офисы на 5%. В то же время продавцы помещений не так активны в корректировке цен. Складывается впечатление, что далеко не все осознают реальную ситуацию на рынке и возможные направления его развития», — приводит данные исследования Михаил Хорьков, аналитик Уральской Палаты Недвижимости.
По данным УПН, только на первичном рынке в готовых и строящихся жилых домах предлагается к продаже более 100 тыс. кв. м — это рекордный показатель для Екатеринбурга. Объем предложения растет, а разрыв в ставках аренды и ценах продажи увеличивается.
«Поведение отдельных продавцов в этом секторе не перестает удивлять. В то время как некоторые девелоперы стараются реализовать площади конечным пользователям за счет ценовых дисконтов, на рынке присутствуют продавцы, которые продолжают эксплуатировать тему «выгодных инвестиций» и поднимают цену предложения, несмотря на отсутствие продаж на объекте. Все это происходит на фоне снижения оборота розничной торговли и закрытия торговых точек», — добавляет Михаил Хорьков.
Как отмечают в УПН, данная ситуация, конечно, негативна для рынка недвижимости, но значительное снижение арендных ставок и рост предложения, по большинству торговых коридоров, открывает новые возможности для малого бизнеса. Позволяет многим компаниям перенести торговые объекты на новые площадки, с более высоким трафиком и перспективами развития бизнеса.
Представители малого бизнеса Екатеринбурга, опрошенные DK.RU, разделились в оценке важности этого фактора для развития, так называемой, уличной торговли.
«Сейчас и правда можно лучше торговаться по цене аренды, но падение общей активности покупателей и их готовности тратить деньги таковы, что снижение арендных ставок: для уже работающего бизнеса это скорее небольшой стимулирующий фактор, а не серьезная причина для развития стрит-ритейла в Екатеринбурге», — считает Анатолий Шашков, владелец магазинов одежды «Новая мода».
Главное, чему может помочь такой стимул, это новые проекты.
«Мы сейчас с двумя партнерами планируем открытие нового магазина десертов и общий спад на рынке аренды нам, конечно, выгоден. Мы только на этом сэкономили примерно 20% от первоначально запланированных расходов на помещение в масштабах года», — приводит пример молодой предприниматель Андрей Меляев.
Правда, этот фактор сам по себе новый бизнес не спасет.
«Да, это помогает открывать новые проекты. Но от последующего закрытия не спасает», — прокомментировал ситуацию Анатолий Павлов, собственник в ГК «Частная пекарня «На Вишневой».
Собственники помещений отмечают, что разрыв между ставками аренды и ценой продажи не случаен, и этот тренд сохранится.
«Вся эта ротация арендаторов и поиск новых ниш, про который говорят аналитики, упирается в простую преграду: объекты недвижимости — это актив длинный, и собственники, которым не нужны деньги срочно, могут годами ждать выгодных условий для продажи. Так что, чтобы ни случилось с арендными ставками, продажи так быстро за ними не пойдут», — полагает Юрий Делягин, владелец нескольких торговых помещений по ул. Малышева.