Бизнес стал приносить меньше денег? Срочно бросайте его. Этот утопающий не стоит спасения
Что делать, если в бизнесе начались проблемы? Тратить время и силы на «оживление» или уйти, не побоявшись косых взглядов? Суть в том, чтобы не слушать советов: их дают лишь те, у кого все получилось.
Что делать с бизнесом, если все не слишком радужно? Закрыть компанию или бороться до конца? Советы тем, кто никак не может принять решение, дает Нил Люьис, бизнес-коуч, в своем блога на Medium.com.
— Продолжать ли работать, если в компании много проблем? Начать искать инвестиции? Сократить расходы? С этими вопросами многие предприниматели встают каждое утро и с ними же идут в постель вечером. Мотивационный спикер Саймон Синек советует ни за что не сдаваться:
Не оставляйте попыток создать мир таким, каким вы его видите, даже если другие не могут его себе представить. Прислушивайтесь только к своему ритму.
Синек не говорит, что не нужно бросать какое-то конкретное дело. Он советует быть самим собой. Эти два совета точно не стоит смешивать. Порой бизнесмены считают, что, оставив бизнес, предадут самих себя, но вспомните историю сооснователя Monzo Bank: в свое время он бросил стартап Startling, но в итоге смог открыть банк.
Уход из бизнеса — не всегда плохо. Иногда так открываются новые возможности.
В новой книге Джеймса Сильвера Upscale описаны беседы автора со множеством предпринимателей. Большинство из них говорит, что ни в коем случае нельзя сдаваться и бросать бизнес. Проблема в том, что советуют это люди, у которых все получилось, они допускают типичную ошибку выжившего.
Что это такое?
Представьте, что все люди отказались от еды на 60 дней. Многие умрут, но часть выживет. Когда живых спросят, что они ели, те скажут: «Ничего». В итоге их советом по выживанию станет «Ничего не есть».
Как подобные советы помогут тем, кто впервые пытается создать успешный бизнес? Вероятнее всего, никак.
Чужое мнение превыше всего?
Почему нам хочется говорить окружающим — особенно младшим партнерам, инвесторам и тем, кто на нас рассчитывает — что мы никогда не бросим свое дело? Почему демонстрация уверенности так важна для нас? Потому что почти все думают: чтобы люди верили в твой стартап, они должны видеть твою уверенность.
Но опытные инвесторы и партнеры сразу поймут, что такая напускная решимость говорит только о том, что вы не понимаете, чем заняты. Опытные люди знают, что иногда просто необходимо закрыть компанию, оставить бизнес. Многие из них в прошлом сделали так же.
Конечно, никто не хвастается тем, как бросил свое дело (а жаль). Если бы о таких случаях и проблемах говорили чаще, это помогло бы многим начинающим бизнесменам.
Я сам бросил бизнес, хотя за полтора года до этого у него был оборот в более $5 млн и мне предлагали продать его за $15 млн. Мы решили закрыть компанию, потому что наша бизнес-модель умерла, нам не хотелось вкладывать собственные средства для «спасения» бизнеса.
Я знаю многих предпринимателей, которые не бросали дело во время кризиса в 2008-2009 годах. Они отдали все, хотели стать героями и многое потеряли.
Поэтому часто бросить бизнес — лучший выход. Так у вас останутся деньги и приятные вспоминания. Не позволяйте боязни порицания или желанию стать героем-спасителем помешать вам принять правильное решение. И решать нужно как можно раньше.
Так что же сделать правильнее? И бросать, и не бросать. Успешные предприниматели поступают и так, и так. Вы должны быть всегда готовы бороться за ваше дело до самого конца или оставить его в любую минуту. Это часть пути бизнесмена.
Опра Уинфри сказала: «Делайте то, что вам кажется невозможным. Терпите поражение. Пробуйте снова. Но во второй раз делайте уже лучше».
Иными словами, не бойтесь бросать бизнес и браться за него снова, уже с большим опытом.