«Бизнес стал устойчивым, и тут приходит мысль: «Наконец-то! Я все знаю!» И это — конец»
«Сейчас разгар лета: о чем, по-вашему, в большей степени думают предприниматели? О профилактике своего бизнеса или о пляже и холодном пиве? Как думаете, что выберут 9 из 10-ти?». — Олег Сгонников
Олег Сгонников, владелец Бизнес-школы «Капитал»:
— Предприниматель проходит разные этапы развития. Вначале он учится — он, как пылесос, всасывает «чужие наработки», даже особо не занимаясь их сортировкой. Потом, конечно же, стремится укрепить свое дело, выхватывая самые «блестящие» из набранных идей. Его бизнес достигает некоторой устойчивости, и вот тут-то его подстерегает самая страшная угроза. И это даже не налоговая инспекция. Когда бизнес подрос, и возникла более-менее комфортная ситуация, в голову проникает убийственная мысль — «Наконец-то! Я все постиг! Я теперь все знаю!».
И вот прямо с этого самого мгновения предпринимателю начинает приходить конец. При достижении именно этого рубежа предпринимателю угрожает настоящая Опасность.
Один мой знакомый электрик рассказывал о несчастных случаях в своей профессии. Он долгое время работал с допуском к высоковольтному оборудованию. Электрическое напряжение там было очень сильное, и поэтому, так же как и у саперов, можно было ошибиться только один раз. Периодически там бывали несчастные случаи.
Но почти никогда жертвами электричества не становились начинающие сотрудники. Чаще всего «влипали» в неприятности именно те, кто проработал больше четырех лет и уже имел весомый опыт. Начинающие были, как правило, более осмотрительны и осторожны, а у бывалых «глаз замыливался» и развивался комплекс «я все знаю», «я все умею». В результате терялась бдительность, а потом находились их обугленные тушки.
Что именно прикончило этих горе-электриков? Высокое напряжение? Нет. Их прикончила собственная глупая идея — «Я все знаю!»
Девять из десяти российских бизнесменов допускают в управлении предприятием типичные повторяющиеся ошибки, теряя кучу денег и нервов. А причиной любой их ошибки всегда является принятая ими когда-то ложная идея.
Например, идея: не накапливать резервы «на черный день», а все засовывать в оборот. Или идея — не торопиться избавляться от неэффективных сотрудников. Или — о том, что в России можно спокойно нарушать минимум две-три статьи Уголовного кодекса, вроде статьи УК, угрожающей наказанием за «невыполнение обязанностей налогового агента».
Самая типичная из глупейших идей — «как-нибудь выкрутимся!». Великолепная идея, позволяющая зарабатывать многочисленным юристам и адвокатам по уголовным делам.
Многие предприниматели знают, слышали или как минимум догадываются о том, что они неправильно что-либо делают. Но с завидным упорством продолжают наступать на те же «грабли». Даже предостережения не помогают.
Почему же они с такой странной покорностью повторяют те же самые глупости? Да потому что их головы уже заполнены ворохом ложных фиксированных идей. Они хоть и ложные, но свои, а свое всегда теплее чужого.
Представьте семью, в которой муж давно «бухает по-черному» и постоянно бьет свою жену. И вот этого домашнего террориста пришла забирать полиция. Десять полицейских не смогут справиться с одной женщиной, если ею движет вросшая в ее несчастную голову идея — «Хоть убогонький, но свой!» Они попытаются ее спасти, но битая жена будет кричать: «Не наааадо! Оставьте его! Может, он одумается!».
Думаете, она верит в то, что он одумается? Неееееет!
Она больше всего боится остаться совсем без мужа! Хоть какой-то, но СВОЙ. Хоть плюгавенький, но есть. Это важная для нее идея — иметь собственного мужика. Это ее идея, и за нее она будет стоять насмерть.
Вы попробуйте вырвать у кого-нибудь мужа, имущество или, не дай бог, какую-либо ранее принятую им ИДЕЮ. Человек скорее сдохнет, чем отдаст то, чем УЖЕ обладает.
Когда пытаешься забрать у человека что-либо, иногда выручает предоставление чего-то взамен. Например, если бы битой жене полиция вначале предоставила заботливого непьющего мужика, и только потом забрала «ту пьянь», женщина, может, и согласилась бы. Но даже отличная замена не всегда помогает.
В бизнесе такая же ситуация. Предприниматель даже в обмен на великолепное предложение выдвинет вам двести отговорок, прежде чем согласится поменять свою точку зрения. Если уж он принял какое-то пусть и неразумное, но СВОЕ решение, то выкорчевывать даже ложную идею приходится чуть ли не клещами. Обычно свои ошибки ему ближе к сердцу, чем чужие дельные советы.
Почему-то в нашей стране не принимают, просто отчаянно не любят профилактику. Не пойму почему, но не любят, и все. И почему-то не любят выявлять свои собственные недостатки. Хотя, мне кажется, найти свой собственный недостаток — это все равно, что найти точку роста. Это же ценно! В этом весь смысл профилактики!
Может, люди просто стыдятся? Стыдно, наверное, признавать свою некомпетентность? А угробить бизнес — не стыдно?
Вот и живут предприниматели, как привыкли — совсем без профилактики. Живут, ограничивая самого себя набором нескольких фиксированных идей, не выходящих за рамки своей многолетней привычки.
Вот прямо сейчас разгар лета, и о чем, по-вашему, в большей степени думают предприниматели? О профилактике своего бизнеса или о пляже и холодном пиве? Как думаете, что выберут 9 из 10-ти, первое или второе?
Уже много лет я работаю с предпринимателями. Частенько пытаюсь объяснить им, что они делают некоторые вещи нерационально. И почти всегда вначале проявляется достаточно сильное сопротивление. Они так врастают, вцепляются в свои прошлые решения, как глупая жена в СВОЕГО привычного пьяницу. Приходится серьезно попотеть, чтобы изменить ложную точку зрения.
Предпринимателю частенько кажется, что он «Знает!». А что на самом деле обычно знает предприниматель?
- Знает, откуда взять товар и кому его продать.
- Знает достаточно много о своем товаре (услуге).
- Знает некоторые юридические данные, необходимые для открытия компании.
- Знает некоторые способы улучшить сервис.
- Знает некоторые слухи о том, как ведет себя власть в его городе или в стране.
- Знает некоторые принципы управления компанией.
- Знает свои личные желания, цели.
Вот, в принципе, и все, что он знает. Этот стандартный «суповой набор» у 9-ти из 10-ти предпринимателей и составляет тот объем навыков, который и создает эту иллюзию — «Я все знаю!».
Всего вышеперечисленного вполне хватит, чтобы открыться и хоть как-то держаться «на волне». Однако теперь этого совсем недостаточно, чтобы успешно развиваться, чтобы бизнес рос, укреплялся и не падал.
Для этого необходимо знать гораздо больше: по-настоящему ЗНАТЬ, что такое эффективность и как ее повысить.
Сейчас особенно остро понадобились знания о том, как работать без нарушений многочисленных Кодексов и ФЗ относительно налогов, банков, кадров, контрагентов и т.п. Знание некоторых особенностей законодательства смогут вашу судьбу и ваше имущество просто спасти.
Сейчас важно:
- Знать все «подводные камни» и «лазейки».
- Знать все способы управления сотрудниками.
- Очень хорошо знать своих потребителей. Причем постоянно-постоянно следить за изменениями, происходящими в их головах.
- Необходимо знать по-настоящему и во всех мельчайших деталях сервисную работу с клиентами. Ведь сервис сплошь состоит из мелочей и разных «фишечек».
- Знать, как правильно делать стратегическое планирование.
- Знать PR и маркетинг в полном объеме.
- Знать проверенный стандартный классический менеджмент.
- Знать правильные способы инвестирования.
- Знать, как повысить свою личную эффективность.
И все это такой значительный пласт знаний, изучая который, хочешь или не хочешь, а займешься делом по-настоящему. А губительная идея о том, будто «все знаешь» больше никогда не придет тебе в голову.
Так радует, что в мире бизнеса есть хоть какие-то по-настоящему мудрые люди. У отдельных предпринимателей по-прежнему проявляется активность и стремление к выживанию, они тянутся к знаниям и успешно приспосабливаются к изменениям рынка. Радует и приятно поражает степень выносливости наших бизнесменов. Бесит только то, что их меньшинство. А еще бесит, что большинство «опытных» предпринимателей ведут себя чрезвычайно беспечно. Большинство чувствуют себя уверенными «всезнайками», даже, несмотря на то, что 95% российских бизнесов убыточны.
Да, я слышал, что русские — смелые и видел множество примеров смелости в жизни, но зачем же путать смелость с безрассудностью?
Похоже, что понять важность профилактических действий у нас в состоянии лишь тот, кто хоть раз огребал реальные проблемы. Например, ценность накопления резервов очень хорошо понимает лишь тот, кто хоть раз потерял бизнес. Ценность наведения порядка в юридических вопросах способен прочувствовать только тот, к кому в офис вламывались «маски-шоу». А ценность честного сотрудника способен понять только тот, кто хоть раз становился жертвой обмана.
Остальные, похоже, живут в каком-то розовом тумане, загороженные до поры до времени узкими рамками своих привычных идей.
Не зря же в России есть поговорка: «Пока жареный петух не клюнет, русский мужик не перекрестится». Похоже, большинство сделало эту поговорку своей фиксированной идеей. Реально ведь так и живем — ждем, пока не возникнет острая необходимость, пока «не клюнет». А где же ваша мудрость, дамы и господа? Где же ваша способность мыслить, рассуждать и делать выводы? Где же ваше умение правильно пользоваться жизненным опытом (и своим, и чужим) для того чтобы ежедневно «не влипать» в те же самые неприятности? И где же ваше умение рационально изменять свою точку зрения?
Остается только посочувствовать тем, кто пытается перехитрить здравый смысл, тем, кто не хочет избавляться от своего главного препятствия. Пусть они по-прежнему думают, что знают. А мы с вами проявим мудрость и пройдем дальше, «подстелив себе соломки» и избавившись от этой губительной идеи — «Я все знаю!»
Колонка написана специально для DK.RU