Бизнес в «облаках»: за и против
Достоинства облачных решений известны, тем не менее, бизнес не уходит в «облака» массово. Мы выяснили, что останавливает руководителей от этого шага и справедливы ли их опасения.
Облачные технологии помогают оптимизировать бизнес-процессы компании, объединить информационные ресурсы в систему с возможностью доступа для всех сотрудников, сократить расходы предприятия и многое другое. Однако, несмотря на весомые аргументы «за», решения в пользу «облаков» нередко пробуксовывают. Эксперты рынка отмечают: отечественный бизнес все еще не достаточно осведомлен об особенностях облачных сервисов, несмотря на огромное количество информации о них. Кроме того, сознание некоторых руководителей остается на уровне 90-х.
Александр Полищук, генеральный директор Акула Web, отмечает: «Предприниматели рассуждают в ключе «лучше я найму хорошего специалиста». То есть, жива идеология «человек — функция». Дойти до решений на уровне «функция — сервис» многие психологически не готовы. Хорошие технологии стоят хороших денег. Люди не готовы целиком интегрироваться в облачные» сервисы, не имея возможности точно рассчитать стоимость конечного продукта. Они боятся переплатить». Кроме того, не все предприниматели верят в безопасность «облаков». Дополнительными препятствиями на пути распространения облачных» технологий выступают страх перехода на «новые рельсы» и уверенность в том, что это сложно.
Сергей Самоукин, заместитель руководителя департамента облачных технологий компании Softline:
– В ходе переговоров с потенциальными клиентами мы сталкиваемся с рядом возражений. Одно из них – «облака» не решают бизнес-задач. Однако «облака» могут решить любые потребности компании в вычислительных ресурсах. В «облаке» можно размещать любые сервисы и бизнес-приложения. •Кроме того, компании, предоставляющие «облачные» сервисы, покупают дорогое и надежное оборудование, а специалисты обеспечивают поддержку систем в круглосуточном режиме. Нередко заказчиков волнует вопрос: как быть с инфраструктурой и лицензиями, которые есть сейчас? Подчеркну, что текущую инфраструктуру можно применять под тестовые среды и разработку, а лицензии можно прекрасно использовать в совокупности с «облаком», поскольку они легко туда переносятся.
Алексей Бессарабский, руководитель отдела брендинга и PR Mango Office:
– Огромные географические масштабы страны, отсутствие достаточно широких и стабильных каналов связи во многих регионах, отсутствие четких требований к отрасли со стороны регуляторов, а также меньшее развитие малого и среднего бизнеса по сравнению с США и Западной Европой тормозят процесс активного внедрения «облачных» технологий в России.
Александр Васильев, заместитель директора филиала — директор по b2b Дом.ru Бизнес:
– Нужна связка: «облачные» сервисы и надежные каналы связи. Если серверная часть будет не доступна из-за отсутствия связи, то и сервис работать не будет.
Многие решения нельзя применить сразу, без изменения концепции ИТ-инфраструктуры предприятия. Например, если завод работает на классической модели телефонии, у него есть своя АТС, то ему нелегко отказаться от привычного решения, понести затраты на развертывание услуги. Но я убежден в том, что к «облачным» решениям в итоге придут все. Наша компания, в свою очередь, старается сделать их невесомыми с точки зрения затрат на инсталляцию.
Капля камень точит
Путь инноваций нередко тернист, однако спрос на облачные сервисы растет с каждым годом. Эксперты отмечают: пять лет назад рынок спал, сейчас же он активно развивается. «Количество обращений за последние годы увеличилось в разы, — свидетельствует Сергей Самоукин. — Люди стали интересоваться темой облачных вычислений, и многие понимают все выгоды и преимущества их использования. Как правило, самостоятельное строительство отказоустойчивой платформы, каковой является «облако», обходится значительно дороже ее аренды. Отсутствие капитальных затрат, прозрачный ИТ-бюджет и высокое качество сервиса – весомые преимущества «облаков».
О наличии устойчивого положительного тренда в сегменте облачных решений говорит и Александр Полищук. «Пять лет назад наш собственный SaaS SEO-продукт Pr.Akula не был востребован. Ничего, кроме вопросов и недоумения, он не вызывал. Но мы продолжали разработку алгоритмов облачной раскрутки сайтов. Сейчас есть веб-агентства, применяющие наше облачное решение Pr.Akula. Аналогов ему нет».
Кризис подкармливает спрос на «облака»
Кризис подтолкнул многие компании к поиску максимально выгодных и удобных решений и инструментов. Поэтому облачный рынок продолжает расти. По словам Александра Васильева, «облаками» интересуются те, кто хочет без снижения потребления услуги оптимизировать расходы и сделать ИТ эффективней. «Более всего клиентами Дом.ru Бизнес востребован сервис ОАТС 2.0. Посекундная тарификация, возможность управления онлайн, бюджетное развертывание на любой ИТ-инфраструктуре делают эту услугу настоящим помощником для решения задачи по повышению эффективности», – говорит г-н Васильев.
Mango Office тоже сохраняет показатели в сложной экономической ситуации, сложившейся в 2015 году. «В период кризиса, возможных санкций в области ИТ и волатильности валютного курса модель SaaS становится еще более привлекательной по сравнению с решениями на основе собственной инфраструктуры. Кроме того, наши продукты помогают отлаживать процессы коммуникации с клиентами, что позволяет увеличить выручку и повысить показатель СLTV (customer lifetime value) без капитальных вложений. В сложных экономических условиях это особенно важно», – отмечает Алексей Бессарабский.
В условиях кризиса компании ИТ-рынка стремятся предложить клиентам максимально эффективные решения и привлекательные условия сотрудничества. Так, в компании Softline сохранили цены 2014 года. «Мы не стали повышать прайс, чтобы заказчики могли пользоваться качественными сервисами Softline без ущерба для бюджета. Наши облачные сервисы способны сэкономить клиентам денежные средства, при этом решать важные ИТ-задачи», — подтверждает г-н Самоукин.
Компания Mango Office изменила систему тарифов на услуги «облачной» телефонии и вывела на рынок новый продукт для микробизнеса — «Виртуальный номер». «Мы создали оптимальный пакет услуг, позволяющий оплачивать только действительно необходимый функционал», – комментирует Алексей Бессарабский.