Бизнес впадает в депрессию. Настроение предпринимателей ушло в пике
Чтобы остаться на плаву и продолжить заниматься бизнесом, предприниматели, кажется, уже готовы на все – даже сменить сферу деятельности. Настроения среди предпринимателей панические.
Альфа-Банк провел исследование «Пульс малого бизнеса», чтобы узнать настроения, которые царят в среде предпринимателей. В опросе участвовало 3,1 тыс. индивидуальных предпринимателей и компаний с выручкой до 350 млн руб. в год. Результаты опроса показали, что бизнес впадает в депрессию. Причин на то несколько: снижение покупательской способности населения, повышение с 2019 года НДС, постоянный рост налогов, вывод из теневого сектора самозанятых граждан и резкое ухудшение настроений в сфере IT.
В сегменте малого бизнеса происходит серьезная отраслевая трансформация. Часть отраслей уже несколько лет пребывает в стагнации — это грузоперевозки, строительство…Растет доля тех, кто готов менять вид деятельности, пересматривать бизнес-модель. Компании меняются под давлением новых условий, — рассказывает руководитель направления маркетинга массового бизнеса Альфа-Банка Ольга Третьякова.
Меняет настроение бизнеса и новая модель потребления населения, которая получила название sharing economy. Граждане предпочитают пользоваться такси или каршеринговыми сервисами вместо того, чтобы обслуживать личный транспорт, арендовать на длительное время квартиры, а не покупать их и т.д.
Итак, индекс настроений малого бизнеса в июне 2018 года опустился на 27 пунктов. Это даже ниже показателей 2017-го, но и не так плохо, как в 2015-м, отмечают представители Альфа-Банка.
83% опрошенных отметили, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, 50% респондентов уверены, что в дальнейшем ситуация только ухудшится.
73% бизнесменов отметили резкое снижение покупательской способности и более половины опрошенных — падение прибыли своей компании.
Также исследование показало, что в июне 2018 года резко изменились настроения у представителей сферы IT — оптимизм прошлых периодов сменился на негативные ожидания в отношении как экономики в целом, так и отрасли и собственной компании. Предприниматели сферы IT стали более сдержанными в ожиданиях.
Традиционно IT-индустрия отличалась среди других отраслей оптимизмом и уверенностью, сейчас мы видим спад настроений. С каждой волной опросов представители IT чаще упоминают санкции в списке своих проблем. Возможно, программисты, IT-компании чаще сталкиваются с трудностями при получении заказов от зарубежных контрагентов, — отмечает Ольга Третьякова. — Также ранее энтузиазм IT-компаний подогревался ожиданием государственных инвестиций в развитие цифровой экономики, которые простимулируют всю отрасль — как крупных игроков рынка, так и малый бизнес в сфере IT.
Есть среди «пессимистов» и те, кого все устраивает. Успешным свой бизнес считают 22% предпринимателей — эта доля неизменна. Под успехом предприниматели понимают «высокий доход», «возможность расширения бизнеса», а также «создание продуктов или услуг самого высокого качества».
Среди тех, кто считает свой бизнес успешным, преобладают компании, работающие более 5 лет, со штатом более 15 человек, их деятельность связана с экспортом и они инвестируют в обучение сотрудников.