«Бизнес занимает у нищающего населения, чтобы накормить это самое население»
«Продажа сырого молока заводам — абсолютно убыточное для фермера дело. Но осознание этого не приводит к моментальной постройке своего молочного цеха». Российский бизнес переходит на краудфандинг.
Собственники небольшого агробизнеса собирают деньги на посевные работы в долг через соцсети — своих средств у предпринимателей не хватает, а кредитные обходятся слишком дорого. Так, владелец семейной фермы «Кохман» в Калужской области Владимир Кошманов написал, что для посевной ему нужно собрать 800 тыс. руб. — вернуть деньги он обещает в течение года.
Он пытается построить рентабельное сельскохозяйственное производство с 2007 г. в зоне рискованного земледелия, а с 2015 г. на ферме живет 100 дойных коров. Выручка компании идет на платежи по кредитам и поддержание работы фермы — на развитие ничего не остается.
Достаточно давно стало понятно, что продажа сырого молока молокозаводам — абсолютно убыточное для фермера дело. Но осознание этого не приводит к моментальной постройке своего молочного цеха и выстраиванию своих продаж. Мы медленно, но верно идем к этой цели. На сегодня выбран путь продаж через торговые автоматы, и три наших автомата дают нам огромную надежду на то, что всё наше дело перейдёт в разряд безубыточного. А пока я разными способами спонсирую развитие нашей фермы, — пишет г-н Кошманов.
Надежду на развитие дают собственные переработка и продажи. Но для большей устойчивости необходимо нарастить объемы, чтобы перестать отдавать прибыль молокозаводу и торговым сетям, «которые к тому же ещё и мошенничают, и из нашего 1 л молока в итоге вы видите на полке 2 л "молока"», говорит предприниматель.
Сейчас же его резервов на посевную не хватает, и с точки зрения бизнеса надо все бросить, сетует он. Кохмана останавливает то, что на него надеются люди в деревне и что покупатели его продукции постоянно дают восторженные отзывы. И, когда в 2017 г. его «прижали банкиры и срочно нужны были деньги», Кошманов попросил их у читателей в Facebook, и ему дали, причем из средств, взятых в сентябре 2017 г., он вернул 86% в течение года. Остальные 14% — либо подаренные средства, либо те, которые непонятно от кого пришли. Сейчас он ищет 800 тыс. руб. и обязуется вернуть деньги в течение года.