Бизнес-процессы требуют «мобилизации»
Какие решения в области телекоммуникаций могут изменить бизнес Как должны сочетаться проводные и беспроводные способы передачи данных Как интенсивнее использов
Какие решения в области телекоммуникаций могут изменить бизнес
Как должны сочетаться проводные и беспроводные способы передачи данных
Как интенсивнее использовать уже имеющиеся технологии
Бизнес-гуру говорят о телекоммуникационной революции в способах ведения бизнеса. В Америке и Европе технологии передачи данных, организации сетей и управления информацией развивались как симбиоз потребностей бизнеса и предложений вендоров. Фактически западные технологические новинки в этой области — готовые бизнес-решения с изначально заложенным экономическим эффектом. В России большинство потенциальных пользователей пока еще воспринимают их как дорогостоящие излишества.
эксперты
Игорь Глазырин
руководитель департамента корпоративных решений компании «Бюро поставок и коммуникаций»
Виктор Грабовский
менеджер по работе с ключевыми
клиентами «Билайн»
Павел Зайцев
генеральный директор компании «Уралтелекомсервис»
Дмитрий Клейменов
представитель компании Cisco Systems по УрФО
Максим Максименко
директор компании «Технический центр «Пятая среда»
Алексей Пинженин
коммерческий директор компании КАБiNET
Владимир Шмелев
начальник отдела управления
базами данных и внедрения специальных услуг департамента по работе с ключевыми клиентами филиала
МТС «Макро-регион «Урал»
Алексей Шуваев
заместитель директора отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат»
Всемирный экономический форум (WEF) в этом году поставил Россию на 72-е место в рейтинге из 115 стран по активности применения ИТ в развитии экономики. Российские предприниматели не спешат пользоваться конкурентными преимуществами, которые предоставляют информационные технологии. Но при этом Россия входит в тройку лидеров по темпам преодоления «цифрового неравенства» со странами Запада — отмечает Международный телекоммуникационный союз (ITU) при ООН. Новые ноу-хау врываются в бизнес-повседневность, изменяя ее и не давая шансов ретроградам. Конференция «ДК» «Бизнес без ограничений. Современные мобильные и проводные технологии для растущих компаний» зафиксировала важную тенденцию: местные поставщики телекоммуникационных решений уже давно предлагают бизнесменам почти все, что есть за рубежом, но примеров внедрений у нас пока слишком мало.
Бизнес недооценивает возможности беспроводных технологий
Нередко именно правильный подход к внедрению новых телекоммуникационных технологий дает компании заметное преимущество на рынке. Первыми это почувствовали адепты Интернета, активно переводившие все свои отношения с клиентами и поставщиками в веб. Например, по словам Дмитрия Клейменова, представителя компании Cisco Systems по УрФО, Интернет радикально поменял бизнес многих предприятий, Cisco — ярчайший тому пример. Компания владеет одним из самых больших в мире корпоративных сайтов, через который проходит до 90% всех заказов. Это позволяет не только сделать взаимоотношения с ней удобными для клиентов и поставщиков, повышая тем самым их лояльность, но и экономить на издержках, связанных с обслуживанием заказов, почти $1,5 млрд в год. В России примеров, сопоставимых по масштабам, просто нет. Наши компании в массе своей до сих пор взаимодействуют «через бумажную накладную».
Но для западных предприятий e-торговля стала, по сути, рыночным мейнстримом: компания в Сети не получает радикальных преимуществ — она лишь обретает технологический инструмент, который есть у всех соседей по рынку.
Следующей технопарадигмой, способной кардинально изменить бизнес, вполне может стать глобальная мобильность сотрудников за счет внедрения беспроводных решений. «Раньше развитие беспроводных коммуникаций в бизнесе останавливали вопросы безопасности, но сейчас эта проблема полностью устранена», — заявил на конференции «ДК» г-н Клейменов. Во многие продукты, обеспечивающие беспроводной доступ в Сеть с ноутбуков, средства защиты от вторжений уже интегрированы. Полная управляемость точек беспроводного доступа делает эти технологии такими же простыми, надежными и безопасными, как и традиционные локальные сети. При этом эффективность работы всех сотрудников в беспроводной среде резко повышается. По статистике Cisco, беспроводные корпоративные пользователи получают на 15% больше корпоративных данных, чем их «проводные» коллеги. Вложения в беспроводные сети быстро окупаются как в офисе, так и в магазине или на складе за счет роста производительности труда всего персонала, связанного с обработкой данных.
Важная тенденция, озвученная на конференции «ДК», — готовность поставщиков беспроводной связи вкладываться в продвижение самой идеи полной мобильности. И среди них не только гиганты мировой индустрии типа Cisco и Intel, но и такие локальные игроки, как NETPROVODOV.RU и SkyLink. NETPROVODOV.RU уже запустила беспроводные широкополосные сети передачи данных, охватывающие город и пригород и позволяющие в сжатые сроки организовать для компании выход в Интернет в любой точке зоны покрытия. SkyLink позиционирует свою сотовую сеть стандарта CDMA-450 уже не только как зону доступа к передаче «голоса», но и как средство организации «мобильного офиса». После введения технологии EV-DO на территории Екатеринбурга SkyLink способен обеспечить пользователя через мобильный телефон выделенной линией со скоростью до 2,4 Мб/с. SkyLink оказывается резервным каналом, средством быстрого разворачивания нового офиса, склада и т. д. Характерный пример применения мобильного решения, сформировавшего конкурентное преимущество, — каналы SkyLink, к которым обращается компания «Такси-Город», собравшая в единую сеть все автомобили своего таксопарка. В каждой машине установлен КПК, связанный с сервером диспетчерской по каналам SkyLink. На экране карманного компьютера водитель видит поступающие ему заказы, карту проезда, стоимость. Через КПК же контролируется передвижение машины по городу. Это позволяет сделать коммерческие перевозки более технологичными и управляемыми. Другие примеры применения технологии мобильной передачи данных приводит Максим Максименко, директор компании «Технический центр «Пятая среда». «Конкуренция среди дистрибьюторов постоянно растет, а рентабельность падает, даже несмотря на то, что все процессы откатаны и автоматизированы. Однако очень мало компаний в Екатеринбурге используют возможности систем мобильной торговли», — говорит он. Обеспечение сотрудников КПК или ноутбуками, подключенными к корпоративным данным через сети сотовой связи, позволяет агентам объезжать больше клиентов и увеличивает прибыль на 15-30%. Эта система уже работает в торговой компании «Кредос» — дистрибьюторе алкогольной продукции. По словам ее директора Владислава Комарова, агенты видят в КПК свою клиентскую базу с адресами торговых точек, свободные остатки товаров с ценами. Величина дебиторской задолженности отображается в КПК общей суммой по каждому заказчику и т. д. Все это помогает снизить вероятность человеческой ошибки и повысить эффективность работы агента. Но даже на высококонкурентных рынках число внедрений измеряется считанными единицами. Как отмечают в компании NETPROVODOV.RU, главным тормозом развития беспроводных и мобильных технологий оказывается неспособность топ-менеджеров понять, что подобные технологии уже реальность.
Мобильные
коммуникации невозможны без проводных сетей
Активные кампании по продвижению идеи тотальной мобильности нередко создают у пользователей ощущение, что еще немного прогресса — и от проводов можно будет отказаться полностью. Эксперты «ДК» с такой постановкой вопроса не согласны и предлагают разделять сферы применения технологий. По мнению Алексея Шуваева, заместителя директора отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат», зона беспроводных технологий в бизнесе начинается там же, где проходят границы сети, ориентированной на конечного пользователя, а к ней все данные будут поступать по проводам. Технологию Wi-Fi как средство беспроводного доступа удобно развивать в офисах и на складах, если предприятие не хочет вкладываться в его «стационарную» инфраструктуру и намерено быстро развернуть сеть или планирует сделать труд сотрудников более эффективным. «Беспроводные технологии дорогие, и у многих потребителей не хватает квалификации посчитать выгоду от их применения, например, на складе, где с их помощью товар будет учитываться в реальном времени», — говорит Алексей Шуваев. То же самое относится к использованию мобильных терминалов сбора данных в торговле или в сервисной организации.
Сами же офисы еще долго будут подключаться по проводам. «Перейти на беспроводные технологии или остаться в «проводной» зоне — не самоцель: технологии призваны решать бизнес-задачи. Так что противоречия между традиционными и новыми коммуникациями нет, если смотрим с точки зрения бизнес-процессов», — резюмировал Алексей Пинженин, коммерческий директор компании КАБiNET.
Примечательной тенденцией последнего времени стали разговоры о достижении мобильности без применения собственно инновационных беспроводных решений — такова позиция компании КАБiNET, об этом же рассуждал Павел Зайцев, генеральный директор компании «Уралтелекомсервис», представлявший «Уралсвязьинформ» («УСИ»). И если КАБiNET старается обеспечить мобильность для своих клиентов за счет быстрого подключения офиса практически в любой точке городе, где есть сети компании, «Уралсвязьинформ» готов подавать Интернет клиентам через существующие телефонные сети по технологии ADSL. Павел Зайцев уверен: это особенно выгодно для тех, кто часто меняет офис, ценит конфиденциальность и быстро растет. ADSL-каналы «Уралсвязьинформа» помогают не зависеть от арендодателя, если в компании есть телефон от «УСИ».
Уже имеющиеся технологии таят в себе большие ресурсы
Внедрение новых технологий не всегда означает смену поставщика телекоммуникационных услуг. Иногда потребность в передаче корпоративных данных вполне может решить уже имеющийся GSM-оператор. Тем более что сотовые компании активно продвигают дополнительные услуги, связанные с передачей информации. Это объясняется приближающимся наполнением рынка услуг мобильной связи, невозможностью развиваться дальше за счет притока новых клиентов (годовые темпы прироста абонентской базы неуклонно сокращаются: с 105% в январе 2005 г. до 42% в июне 2006 г.).
В первую очередь операторы предлагают с помощью телефона получать доступ к корпоративным данным — не только к почтовому ящику, но и к любым другим сведениям. В МТС для этого ввели новую услугу — APN-доступ в корпоративную сеть. Она позволяет подключаться к корпоративным базам данных, минуя каналы публичного Интернета. По словам Владимира Шмелева, начальника отдела управления базами данных и внедрения специальных услуг департамента по работе с ключевыми клиентами филиала МТС «Макро-регион «Урал», появление сервиса связано прежде всего с возрастающими требованиями к каналам передачи служебной информации. «Многие сотрудники, независимо от своего географического положения, должны иметь доступ к корпоративным данным, и он должен быть мобильным и безопасным, — именно на них ориентирована технология APN-доступа», — рассказывает г-н Шмелев. Для тех же, кому высокий уровень защиты, имеющийся при APN-доступе, не требуется, МТС предлагает услугу «Офис-лайн» — возможность добраться до корпоративного ящика, корпоративного расписания и т. д. через GPRS.
Абсолютно в том же направлении развивается и другой сотовый оператор — «Билайн». Виктор Грабовский, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании, прямо заявляет: «Сотовый телефон — вот мой офис». Превращению мобильника в полноценный офис способствует услуга « Мобильная почта», обеспечивающая защищенный доступ к почтовому ящику и услуги высокоскоростной передачи данных в GSM-сетях — EDGE.
Важная тенденция, позволяющая судить о коммерческой перспективе подобных технологий, — появление IT-фирм, независимых от сотовых операторов и позволяющих извлечь максимум возможностей из существующих мобильных сетей. Как сообщил Игорь Глазырин, руководитель департамента корпоративных решений компании «Бюро поставок и коммуникаций», на екатеринбургском рынке сейчас доступны специальные шлюзы: с их помощью сотовые сети моментально обеспечивают подключение к корпоративной системе удаленных офисов, налаживают слежение за транспортом, сигнализацию и многое другое.
Текст: Денис Кауфман. dk@apress.ru
цитата
Беспроводные технологии дорогие, и у многих потребителей не хватает квалификации посчитать выгоду от их применения.
Владимир Шмелев: «Cотрудники, независимо от своего географического положения, должны иметь доступ к корпоративным данным, и он должен быть мобильным и безопасным».
Алексей Пинженин: «Перейти на беспроводные технологии или остаться в «проводной» зоне — не самоцель: технологии призваны решать бизнес-задачи».
Дмитрий Клейменов: «Раньше развитие беспроводных коммуникаций в бизнесе останавливали вопросы безопасности, но сейчас эта проблема полностью устранена».
Павел Зайцев: «Провайдеры должны обеспечить бизнесу настоящую интернет-независимость».