бизне$стори: Первопечатница
досье Татьяна Деева Родилась 24 мая 1968 г. в Реже. Образование: 1986-1989 гг. — Куйбышевский издательско-полиграфический техникум; 2001 г. — российско-шведская учебная программа Института мен
Татьяна Деева
Родилась 24 мая 1968 г. в Реже.
Образование:
1986-1989 гг. — Куйбышевский издательско-полиграфический техникум;
2001 г. — российско-шведская учебная программа Института менеджемента и рынка при УГТУ-УПИ;
2002 г. — курс «Китайские стратагемы и приемы управленческой борьбы».
Карьера:
1988-1990 гг. — технолог типографии Красноярска-26;
1993-1996 гг. — директор типографии «Циркон» (Реж);
с 1997 г. — директор типографии «Лазурь» (Реж).
Семья:
разведена, сыну — 17 лет, дочери — 5 лет.
Хобби: книги, туризм, парусный спорт.
Несколько лет назад крупнейший продовольственный ритейлер Екатеринбурга собрался печатать толстый глянцевый журнал тиражом 50 тыс. экземпляров. Обратился в «Лазурь». Соблазн получить такого заказчика был велик, и директор типографии Татьяна Деева специально под этого клиента решила приобрести новую четырехкрасочную печатную машину. Будущий партнер выделил предоплату, машина пришла, начались отгрузки тиражей. Через два месяца владельцу сети надоела издательская деятельность, и он позвонил в типографию: «Чтобы сегодня деньги были у меня на столе».
Эту историю г-жа Деева вспоминает как страшный сон: «Я к нему приехала, прошу — может быть, хотя бы неделю дадите? А он, невозмутимо поигрывая пистолетом, отвечает: «Думай не думай, а вариантов, по-моему, у тебя нет». Пришлось взять кредит, вернуть деньги в считанные дни». Урок из этой истории Татьяна Деева вынесла: «Видимо, на все грабли нужно наступить самой».
Г-жа Деева принадлежит к династии полиграфистов. Дед и бабушка работали в Слободской типографии Кировской области. Их дети — все шестеро — приобщились к семейной профессии. Браки заключали практически на рабочем месте, дети и внуки все свободное время проводили в полиграфических цехах. Татьяна Деева не исключение: «У нас дома кто только не перебывал. Всех интересных людей отец тащил к нам. Постоянно ночевали геологи, поэты, художники. Многих редакторов знаю — ведь тогда редакция и типография были тесно связаны. До ужаса люблю линотип. Умнейшая машина. Просто завораживает: и откуда она знает, какую буковку взять, куда ее поставить, какая в итоге строка отольется?!»
Однако, несмотря на очевидную вовлеченность, г-жа Деева не хотела быть полиграфистом: «Сначала собиралась пойти в артистки, потом в юридический институт. Почему-то думала, что могу найти себя в чем-то другом, не связанном с семейным делом».
Бывших школьников в юридический просто так не брали: прежде нужно было получить двухлетний стаж работы. А куда можно пойти в 17 лет? Только в торговлю. В магазине Татьяна проработала год. И тут выяснилось, что для поступления в юридический институт годится любой стаж, кроме торгового. Так что пришлось забыть о собственных амбициях и поступить в Самарский полиграфический техникум. Родители к тому моменту уехали работать на Север, и Татьяна совершенно одна, без всякой поддержки, отправилась в центр России.
Способность к предпринимательству и организаторский талант обнаружились у нее уже в техникуме. Была комиссаром студенческого отряда своего потока, участвовала в создании хозрасчетной бригады при местной типографии. Эту бригаду по окончании учебы ей и предложили возглавить. А также — стать командиром районного стройотряда. Но она от всего отказалась. «Я всегда была активисткой. Но такой, которая сама по себе. Делаю только то, что мне нравится. Очень принципиальна, но за партию и комсомол горы сворачивать не пойду. Мне хотелось романтики, хотелось уехать в чужой город по распределению, найти себя», — объясняет сегодня свое решение Татьяна Деева.
Так что на комиссию по распределению Татьяна собиралась в полной боевой готовности — нужно было приехать пораньше, чтобы выбрать самый интересный город. Но возникла непредвиденность: «В 7 утра стучит девушка из нашего общежития. Она была беременна, начались схватки, помочь некому. Плачет. Ну что, вызвала я скорую, повезла приятельницу рожать. Потом нужно было забрать ее вещи, привезти в больницу — к черту на кулички. Все это на общественном транспорте, с пересадками. В общем, когда я пришла на комиссию по распределению, мне сказали: с нами еще никто так не поступал. И отдали последнее, что осталось. Это был закрытый город Красноярск-26 (в разное время — Железноводск, Атомград)».
На выданном направлении было написано: «Красноярск-26». И все — ни адреса, ни телефона. Как Татьяна искала свое будущее место службы — отдельная история: «Приехала я в «большой» Красноярск, целый день ходила по улицам и спрашивала, как мне попасть в Красноярск-26. А было же все секретно! Вроде все знают, но никто не говорит. Я и в горкоме на ступеньках стояла, и в райкоме. Потом один молодой человек сжалился, оказалось, его тетя работает в отделе кадров в НПО «Прикладная механика», туда мне и нужно было. Позвонил он ей из своего кабинета, вышел ко мне и говорит: ждите в подведомственной гостинице. И абстрактно обозначил, где она находится. Я хожу, спрашиваю о ней — никто не показывает. Да и кто покажет, если гостиница засекречена! Наконец нашла я это место — совершенно обычный подъезд в обыкновенном доме. Но пройти туда просто так нельзя было: вели меня через темные подвалы, какие-то склады с детскими игрушками».
В обстановке полной секретности г-жа Деева проработала полтора года. За это время успела создать хозрасчетную бригаду при типографии НПО. Люди начали зарабатывать. Но пришлось все бросить — встретила будущего мужа (тоже полиграфиста) и уехала с ним в Ставрополье.
Ставропольский край запомнился Татьяне инертностью печатного рынка и жестким партийным давлением. Она работала в огромной офсетной типографии, выпускавшей 14 районных газет — это все печатные издания Кавказских Минеральных Вод. Директора как такового не было — на вершине управленческой пирамиды стоял главный редактор. Всеми типографскими вопросами занимался старший мастер, т. е. Татьяна Деева. «Было сложно. Перспектив особых не было, о современных бизнес-процессах никто в Минеральных Водах и не слышал. Завести свое дело было нереально — не дали бы. Да и где денег взять?» — вздыхает она.
Пришлось вновь подумать о смене прописки. На тот момент родители Татьяны уже вернулись с Севера на Урал и создали в Реже первую частную типографию «Циркон», сделав ставку на технологию рулонной печати газет — эта ниша пустовала. И г-жа Деева приехала на родину строить совместный бизнес.
В свободное от типографских дел время она управляла четырьмя продуктовыми магазинами. Это была вынужденная мера — производство пока не приносило стабильного дохода, приходилось покупать новые машины и погашать бесконечные кредиты.
Семейный бизнес дал трещину в 1996 г. Заболел отец, и Татьяне пришлось на какое-то время стать руководителем вместо него. Многим такой поворот не понравился, и, когда отец вышел на работу, доброжелатели стали шептать на ухо: а не звездная ли болезнь у вашей дочери, не боитесь ли вы, что она скоро попытается вас отодвинуть? Все наложилось на кризис в семье — в тот момент отец готов был вообще все бросить, включая бизнес. И у него была такая возможность, ведь дочери руководство предприятием вполне удавалось.
В том, как разрешилась ситуация, основная заслуга матери, говорит Татьяна Деева: «Маме нужно было удержать отца и в семье, и в бизнесе. Она сделала это так, как умела. И чтобы отец продолжил семейное дело, мне пришлось выйти из него».
Вспоминать эту историю г-жа Деева не любит. «Было тяжело осознавать, что я осталась за бортом. Мне казалось, что я нужна своей семье, что принесу только благо. Я думала, мы с родителями дополняем друг друга и вместе нам будет легче развить типографию, вывести ее из рядовых в передовые, — с горечью говорит она. Но тут же признается: — Если бы не та чрезвычайная ситуация, может, и «Лазури» не было бы. И я не научилась бы выживать, надеяться только на себя, принимать взвешенные решения. Ведь я сразу понимала: никто за мной с большим кошельком не стоит и в случае провала не поможет».
На тот момент «Циркон» печатал только черно-белые газеты. В последние месяцы работы Татьяна Деева начала активно заниматься участком цвета: было очевидно, что рынку требуются новые полиграфические мощности. Бизнес активно развивался, всем стали нужны этикетки, каталоги. Еще будучи в «Цирконе», г-жа Деева подобрала машину для цветной печати, присмотрела здание для аренды под производство. В момент семейного «развода» взяли кредит на новый бизнес, оборудование. Поэтому, уходя из «Циркона», Татьяна попросила выделить ей участок цветной печати. Вместе с новым направлением пришлось взять на себя все долги и обязательства. «Отец просто положил перед собой листок бумаги и начал считать, — рассказывает она. — Вот печатная машина, которая еще не пришла, вот фальцовка, вот здание, в котором ты будешь работать. Все сложил, молча умножил на два и сказал: отдашь до конца года. А был май. В таких жестких условиях мне ничего другого не оставалось, как сказать себе: я смогу, я выдержу, я выплыву».
Новую типографию назвали «Лазурь», а сотрудников в ней было четверо — все пришли из «Циркона». Двое печатников, один монтажник, который раньше пленки выводил для печати газет, и человек без определенной специализации. «Почти с улицы, то ли заборы перед этим строил, то ли туалеты». Полиграфистов не было — впрочем, их тогда вообще в области не было. Зато люди, которые пришли в первый год существования «Лазури», до сих пор там работают. В этом — один из главных факторов успеха, говорит г-жа Деева: «Помню, мы всей типографией, полным составом, выехали в Финляндию на встречу Нового года. Тогда мы были как настоящая семья, да и сейчас во многом это так же».
Новую машину осваивали самостоятельно. Настроили, стали учиться на ней работать. Свой первый заказ Татьяна Деева помнит хорошо: «Это была этикетка для водки «Алконы» — с такими яркими красными драконами. Подготовили форму, начали печатать. Ночью мне звонят из цеха и говорят: приезжай срочно, тут такое! Приезжаю. Смотрю — лезет из машины что-то большое, размером примерно 50 на 70 сантиметров. Ну перепутали что-то с масштабом. Пришлось повторить».
Впрочем, на тот момент заказчик был нетребователен. Конечно, этикетку в десять раз больше бутылки клиент бы не принял, но на разные мелочи все плевали. «Совпадение плюс-минус километр — неважно. Все смотрят: классно же. Цветное!» — смеется г-жа Деева.
Со специализацией — печатью цветных журналов — Татьяна Деева определилась практически сразу: «Это периодика, это мне ближе». Были и объективные факторы: чтобы заниматься печатью рекламной продукции, нужны хорошие дизайнеры, креативщики, где их взять в Реже? Получается, пошли по пути наименьшего сопротивления и не прогадали. Хотя конкуренты уже были — тот же печатный дом «Формат». «Наше счастье, что сами они в нас конкурентов не видели, — говорит г-жа Деева. — Они себя вольготно чувствовали, а мы в это время потихоньку занимали свою нишу».
В заказчиках недостатка не было — из-за ограниченности предложения. Но катастрофически не хватало опыта. Учиться приходилось всему. Ездили по типографиям, в которых была цветная печать. Посещали выставки полиграфического оборудования. «Я привозила на них весь свой крохотный коллектив. Одного к технологу посажу, другого — к печатнику. Узнавали о новых материалах, смывках. Мы одними из первых в области начали полностью применять всю импортную технологию расходных материалов. Первые расходники, включая краску, возили сумками из Москвы», — сейчас подобное кажется абсурдом, а тогда было в порядке вещей, объясняет Татьяна Деева.
Правда, в основном заказывали мелочевку. Первым крупным клиентом «Лазури» стал издательский дом «АБАК-ПРЕСС». Директор типографии сама пришла к учредителю «АБАКа» Алексею Харитонову и заявила: «Давайте я напечатаю красивую обложку для вашего «Пульса цен». Тот согласился. «Мы напечатаем вариант, он приедет, посмотрит: нет, говорит, учитесь дальше. Опять напечатаем, а он: теперь лучше, но потренируйтесь еще. Вот так и тренировались», — вспоминает г-жа Деева.
Приезжали в Свердловск смотреть на местного суперпечатника: 20 лет в отрасли отработал, был специалистом по цвету. «Он ходит вокруг «Рамайора», к поясу мешочек с тальком привязан — и это все его орудие. Когда что-то прилипает, он тальком присыпает. Этот человек для нас был как колдун-волшебник. Мы бы тоже так хотели, с тальком, но не получалось у нас», — смеется Татьяна Деева. Пошли по другому пути — в новые технологии.
Первая машина в «Лазури» была двухкрасочная Polly для А2 формата. Затем взяли ту же марку, но уже на четыре краски. Этих польских машин в типографии было четыре. Потом, встав на ноги, перешли на машины Heidelberg.
«Рынок в начале 2000-х гг. был интересным, — рассказывает г-жа Деева. — Под Новый год заказчики брали типографию штурмом — к зданию подойти было невозможно. У нас же всегда так — в декабре надо все отпечатать, будто на этом вся жизнь заканчивается. Заказчики тогда не верили печатникам вообще. Они были убеждены — чтобы все было сделано как надо, необходимо тираж контролировать от и до, буквально своими руками носить из цеха в цех. Даже руководители крупных государственных типографий, которые переразмещали у нас заказы, считали, что за всем надо следить, что везде пьют, спят, а если отвернешься, твой тираж бросят и начнут печатать чужой. Они готовы были жить около машины. И удивлялись, что этого делать не надо, что у нас четкая структура выполнения заказов, а качество печати зависит вовсе не от того, кто больше заплатит или нальет».
Всю эту дикость рынка Татьяна Деева иллюстрирует распространенной ситуацией: «Приходишь в цех, а там заказчики печатнику аукцион устраивают. Один говорит: печатай мой тираж — я тебе сто рублей заплачу. А другой кричит: нет, я тебе заплачу двести! Печатник был — король».
В 2000 г. г-жа Деева ввязалась в авантюру с недвижимостью: купила у муниципалитета обанкротившуюся мебельную фабрику. Здание было полностью разорено: ни крыши, ни труб. «Когда я впервые сюда пришла, ужаснулась — темно, страшно, безлюдные цеха, огромная необжитая территория в 8 тыс. кв. м», — вспоминает она. Коллеги и знакомые тогда ее не поняли: все, кто приезжал на объект, крутили пальцем у виска и говорили: ты что, умалишенная, ты хоть представляешь, куда влезаешь?! «А сейчас эти же самые директора типографий бегают по Екатеринбургу и ищут подходящие помещения. Уезжают в Березовский, Пышму, — отмечает директор «Лазури». — Единственным человеком, который одобрил мое решение, был отец. Он посмотрел на все это, сказал: «Ты справишься» — и ушел».
Обживать территорию пришлось основательно: провели газ, электричество, отремонтировали водонапорную башню и цеха. Преимущества таких владений обозначились быстро: коммунальные услуги компания не платит (газ, вода свои), всегда есть возможность для расширения. Единственная проблема — электричество. Тут от монополистов никуда не денешься.
Татьяна Деева утверждает: «Лазурь» — абсолютно прозрачное предприятие. Правда, объясняет стремление к «чистоте» исключительно эмоциональными причинами: «Не хотелось, чтобы кто-то из работников, уволившись, начал обсуждать, какие тут зарплаты, как мы от налогов уходим. Тем более когда работников 300, за каждым не уследишь и держать его в штате только из соображений безопасности не будешь. Когда все по-честному, просто спокойнее спится».
С первых дней существования «Лазурь» жила на кредиты. «Когда я брала очередной кредит, рассчитывала так, чтобы отдавать его с нынешних объемов, а не с той прибыли, что принесет мне новая машина», — именно этот подход обеспечил типографии стабильность, считает г-жа Деева. Даже во время дефолта 1998 г. «Лазурь» ни разу не просрочила платеж по кредитам, хотя на компании висело сразу четыре лизинговых договора. Как результат — безупречная кредитная история.
А вот проблем, связанных с недобросовестными заказчиками, избежать не удалось: «Кидали много раз. Отчасти потому, что мы сами во многом были неграмотные. Хотелось верить людям на слово. Сидит такой клиент, смотрит проникновенно, а в глазах: да ты что, мне не веришь, ну неужели я тебя могу обмануть? Пять часов может сидеть уговаривать — отдайте мой тираж, я завтра деньги перечислю — а потом исчезнуть навсегда».
С тех пор в «Лазури» не начинают выпускать тираж без предоплаты. «Учу бухгалтеров, менеджеров, что на слово нельзя верить никому. Прекратить печатать журнал очень просто — взяли свою табуретку и ушли. Типографии сложнее — от должников со своими станками не сбежишь, — вздыхает г-жа Деева, но тут же признается: — Совсем никому не верить тяжело».
Но в целом, отмечает она, заказчики раньше были более добропорядочными. За типографию держались — выбор был невелик. Можно было заказать тираж в Прибалтике, в Москве, а в регионе сильных производств — считанные единицы.
Теперь игроков на рынке множество. Клиенты могут хоть каждый месяц менять типографию, «забывая» при этом расплатиться с предыдущей. «Год назад купили машину под конкретного заказчика-москвича. Огромный заказ — толстый журнал, 100 тысяч экземпляров в неделю. Вместо этого стали печатать только 20 тысяч. И он вроде не виноват, а я рискнула», — приводит пример Татьяна Деева. Правда, большой ошибкой она это не считает: просто машина будет окупаться дольше, чем рассчитывалось.
Рентабельность печатного дела вообще сильно упала в последние годы. Все типографии работают примерно по одним ценам, стоимость расходников тоже не варьируется, как и средние зарплаты. Тарифы стали предельно низкими, дальше падать просто некуда. Но и в этих условиях находятся желающие подемпинговать.
«Недавно звонит мне знакомая — директор небольшой типографии из другого города — посоветоваться. К ней пришел заказчик — представитель известного высококоммерческого тиражного журнала. А в этой типографии только листовая машина, тогда как журнал такого объема дешевле и быстрее печатать на роле. Когда я спросила, а почему он вообще пришел туда, выяснилось, что во всех больших типографиях заказчик уже побывал и всех планомерно опускал по ценам. Но ладно бы только это — в одной из типографий напечатал большой тираж, выискал где-то брак и потребовал переделать либо возместить деньги. В конце концов пришел к моей знакомой, предложив низкую плату за работу. После некоторого раздумья женщина согласилась. Маржи особой она не сделает, но хоть людей в летний период загрузит», — рассказывает г-жа Деева. Этот пример во многом характеризует нынешний рынок, подчеркивает она: никто не хочет платить достойно, поэтому планка качества снижается.
Еще один момент: практически всегда нарушают сроки оплаты заказов. Все сплошь работают под гарантийные письма. Но Татьяна Деева связывает это не с конкуренцией и не с финансовым кризисом. «Мне кажется, люди стали много отдыхать. Никого не найдешь на месте. Такое ощущение, что раньше у людей был только отпуск, а все остальное время они работали. Потом все стали отдыхать в Новый год. Затем — в майские праздники. А теперь вообще такое чувство, будто работать зазорно. Руководство приезжает на работу, чтобы взять очередную порцию денег и снова поехать отдыхать».
«Наша типография — уникальна», — утверждает она. Уникальность в одном: в «Лазури» не платят откаты заказчикам. Поэтому кто-то отказывается от сотрудничества. А кто-то — наоборот. «У любого крупного предприятия есть своя служба безопасности, которая жестко контролирует все договоры с подрядчиками. Недавно к нам приехал крупный иногородний клиент — раньше большие тиражи он печатал в «Лазури», а средние отдавал небольшим типографиям в своем городе. Эта компания тщательно нас проверила и в итоге решила, что выгодно и безопасно печатать у нас абсолютно все». Но не только это радует директора «Лазури». Подобная принципиальная позиция позволяет честно смотреть в глаза руководителям: «Ведь я не заигрываю с их менеджерами».
Как бизнес будет дальше развиваться — количественно или качественно, г-жа Деева пока сказать не может. Конкуренция огромна, рентабельность слишком предсказуема. «Уже на любое усовершенствование бизнес-процесса идешь как на амбразуру», — с горечью констатирует она. И тут проблема даже не в деньгах — их-то найти можно. Проблема — в ресурсах. Трудно стало с качеством электричества: умные машины сильно подвержены скачкам энергии, и от одного конкретного человека тут ничего не зависит. Трудно с государственными структурами — в этом Татьяна Деева окончательно убедилась, став депутатом Режевской думы: какое бы мнение ты ни высказывал, победит все равно большинство.
В 2002 г. г-жа Деева перестала быть единоличным собственником: на очередной бизнес-учебе встретила предпринимателя (не полиграфиста), который искал, куда бы вложить свободные средства. Была зарегистрирована «дочка» — ООО «Компания «Лазурь», под нее купили новое оборудование, взяли новые заказы. «Наличие соучредителя дисциплинирует, ты уже более ответственно относишься к бизнесу, лишний раз не рискнешь и глупость не сделаешь», — отмечает плюсы партнерства Татьяна Деева.
Именно соучредитель инициировал проведение оценки бизнеса «Лазури». Г-жа Деева сразу оговаривается: это не значит, что типография готовится к продаже, просто партнеру стало интересно, какими активами он владеет.
Первая цифра аудиторов компаньонам не понравилась: слишком дешево. Всю типографию, включая собственные помещения и производственные мощности, оценили в 8 млн евро. «Люди привыкли оценивать разорившихся, — комментирует Татьяна Деева. — Поэтому при продаже учитывают географическое положение компании, а оборудование в расчет не берут — дескать, это б/у, мы потом новое купим. А у нас все машины в идеальном состоянии, производство абсолютно рентабельно. Кроме того, есть имя, персонал, земля, помещения, благосклонность местных властей Нас по цене металлолома считать не надо!»