«Бизнесу не интересно возюкаться с ушедшими», — четыре уровня отношений к экс-сотрудникам
Продолжать контактировать с бывшим сотрудником или нет – выбор каждого отдельного работодателя. Как поступают зрелые бизнесмены? Ответ на этот вопрос дал Дмитрий Волошин.
Дмитрий Волошин, основатель проекта Otus.ru и директор корпоративной сетевой академии «Ростеха».
— Есть четыре типа компаний с точки зрения отношения к бывшим сотрудникам. Мне даже кажется, что эти стадии характеризуют не просто зрелость менеджмента и бизнеса в целом, но и его перспективы или устойчивость в моменте проведения такой оценки. Иными словами, посмотрите на то, как компания транслирует ценности по отношению к alumni (бывшим сотрудникам, прим.ред.), и сделайте вывод о сроке сотрудничества.
Это не значит, что с компаниями «уровня 1» нельзя долго работать вместе, но это значит, что риск быстрого прекращения отношений велик. Итак, про классификацию:
Уровень 1: безразличие
Характеризуется поговоркой «с глаз долой — из сердца вон». Прямое отражение тактического горизонта планирования. Бизнесу не интересно возюкаться с ушедшими, все мысли о завтрашнем дне и закрытии кассовых разрывов. Компания не имеет выраженной цели, весь процесс сосредоточен на зарабатывании денег.
Бонусы и премии сильно разделяют коллектив, что тоже добавляет фана. Сам процесс увольнения рутинный, «помер Максим, ну и хрен с ним». Отношения сохраняются на уровне бывших коллег, но и только.
Уровень 2: военный
Пословица: «Если ты не наш друг, то ты наш враг». Компания, как правило, не имеет своей идентичности, целей и стратегии. И транслирует этот пробел в любого рода конкурентную легенду, в образ внешнего врага. Обычно выбирают игрока рынка покрупнее и создают историю, весьма педалируя нужные факты, о том «как в хх году», ну вы поняли. В этом смысле ушедшие сотрудники рассматриваются либо как «оставшиеся с нами», либо как «перешедшие в чужой лагерь».
Черно-белая картинка, как правило, играет плохую службу, и компания теряет большинство контактов с бывшими сотрудниками из-за своей агрессивности. Увольнение потрясающее, уговаривают остаться и рвут баяны.
Уровень 3: деловой
Пословица: «Деньги счет любят». Компания уже вышла за пределы «бутербродной тактики», перестала мерять все шаги «на колбасу». Появились общие цели, некоторые начали вкладывать в R&D. Внешне этот этап характеризуется сокращением помпезности корпоративов, иногда даже вместо Басты на сцене выступают свои сотрудники.
Отношения с ушедшими строятся по принципу взаимной выгоды, рационально. Фактически, пул «выпускников» компании конвертируется в пул подрядчиков, иногда — продавцов. Увольнения проходят сдержанно, по соглашению сторон иногда действительно про соглашение, а не про увольнение по инициативе работодателя.
Уровень 4: партнерский
Пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Период наивысшей зрелости бизнеса и HR. Бывшие сотрудники компании рассматриваются и как адвокаты бренда, и как участники реферальных программ. Отношения с ними строятся вокруг общих ценностей и общих воспоминаний, заслуг сотрудников. При этом бизнес таки считает деньги на alumni и вот это все, с удивлением обнаруживая, что они отбиваются. Период евангелизма, сообществ и теплых ламповых посиделок. Увольнения проходят неторопливо, с вовлечением коллег (не путать с мамкающимися hr-ами).
По моей практике, компаний уровня 4 почти что и нет. Крупные импортные игроки, разве что.
Но, кажется, что их регламенты из HQ плохо приживаются в региональных офисах. Впрочем, компаний уровня 1 тоже становится все меньше, работать кому-то надо, людей же все меньше. Так что есть плюсы и есть минусы. Дуализм, как и было сказано.