Блеск и чистота: как работает российский клининговый рынок?
Клининговые компании в России являются достаточно прибыльным бизнесом, хотя этому рынку, пришедшему в страну в 90-е, так и не удалось достичь западных размеров.
В настоящий момент клининговый рынок в России, по данным Discovery Research Group, оценен примерно в 70 млрд рублей. Однако в этой сфере существуют проблемы, которые мешают новым компаниям занять свою нишу, а старым развиваться.
Как же выглядит этот рынок в России и в чем его отличие от Западного?
Издание «Понедельник» сообщает, что первыми российскими клининговыми компаниями стали «Ронова», «Каскад», «Ирис», «Ольва», которые появились в 90-е вслед за западными филиалами, которых уже не хватало для обслуживания офисов крупных компаний.
Спросом эта услуга стала пользоваться не только потому, что компаниям не хватало качественного обслуживания, но и потому что это выгодно: компании, прибегающие к услугам клининговой фирмы, экономят 7–15%.
В клининговых компаниях штат сотрудников растет очень быстро. По словам основательницы и совладелицы ГК «Ронова» Маргариты Авдеевой, через три года работы у них в штате было 150 человек, а через восемь лет — 1300.
Однако найти эти 1300 человек бывает большой проблемой. Это только на первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем нанять уборщиц: текучка в таких компаниях достигает рекордных размеров.
Ситуацию осложнили новые правила для граждан: раньше для них выделяли квоты на работу у юридических лиц, то сейчас им нужно покупать патенты. А стоит один патент около 15 тыс. рублей. По данным кадрового холдинга «Анкор», по этой причине произошел отток рабочей силы из стран Средней Азии.
«В условиях кризиса рынок сжался, это привело к необходимости искать новые решения для ведения бизнеса. Чтобы сохранить и качество уборочных работ, и адекватную стоимость контрактов, операторов уборки мы нанимаем через аутсорсинг. Мы смотрим на опыт кандидатов, можем позвонить на предыдущее место работы и попросить характеристику», - рассказывает о выходе, который нашла одна из фирм, заместитель генерального директора московской клининговой компании Егор Крылов.
Отмечается, что одна из самых дефицитных профессий на этом рынке - менеджер объекта. Найти кого-то на эту позицию всегда сложно из-за того, что нагрузки большие при весьма скромной зарплате.
При этом, данные опроса говорят о том, что 38% клининговых компаний своих менеджеров не обучают. 17% компаний проводят тренинги, большая часть этих тренингов касается технологии уборки, использования оборудования и химикатов.
В настоящий момент на рынке не много больших фирм, больше компаний, в которых численность штата не превышает 20 человек. Но у них довольно слабые шансы на конкуренцию с такими компаниями, как «Кристанваль», «Чистый свет», Clean Star. Их преимущество в том, что они уделяют внимание специализации: некоторые сотрудники отвечают за промышленные объекты, другие за торговые центры, третьи — за бизнес-центры.