БЛОГ: «Вот и сказке конец», — автожурналист Дмитрий Баринов об отставке Бу Андерссона
«Сейчас очень сложно найти управленца, не просто способного эффективного управлять компанией, работающей уже по правилам глобальной экономики, но и грамотно оценить перспективы российского рынка».
Бу Андерссон – самый амбициозный и харизматичный руководитель АвтоВАЗа за всю историю завода – ушел сегодня «по собственному желанию». А уже завтра на совете директоров обещают назвать нового президента компании. Выбирать будут из нескольких кандидатур из резерва альянса Renault-Nissan и представителя «Ростеха». Вот только вряд ли очередной топ сможет превратить убыточное производство в процветающее. Сказки, как и в случае с Бу, не получится. Прежде всего, из-за конфликта интересов двух основных акционеров. Понятно, что группа Renault-Nissan заинтересована в максимальной рентабельности проекта и загрузке собственных поставщиков комплектующих. У «Ростеха» немного другие задачи. Во-первых, не допустить социального взрыва – после агрессивной оптимизации персонала, которую проводил Андерссон, вероятность такого события довольно высока. Теперь варяга можно объявить виноватым и выпустить пар недовольства. Во-вторых, «Ростеху» тоже не терпится обеспечить заказами своих производителей запчастей. А именно российских поставщиков комплектующих постоянно прессовал Андерссон за слишком низкое качество продукции. Часть из них просто послал… И если новый президент компании снова позволит им гнать брак, качество автомобилей просто неизбежно рухнет. Хотя рост уровня локализации производства позволит хоть немного снизить себестоимость той же Lada Vesta. Словом, пока у компании столь разные акционеры, шансы на то, что очередной президент угодит и тем, и другим, близки к нулю.
И самое главное: на мой взгляд, сейчас очень сложно найти управленца, не просто способного эффективного управлять компанией, работающей уже по правилам глобальной экономики, но и грамотно оценить перспективы российского авторынка. Несколько лет назад Бу Андерссон их явно переоценил, а валютные риски, наоборот, не учел. В итоге прилично просчитался. Сделал ставку на новые модели, которые получились и для завода, и для потребителя слишком дорогими.
Впрочем, неумение учитывать риски – типичная ошибка работавших тогда в России топ-менеджеров. Многие упрямо не желали верить в возможность падения цен на нефть ниже сотни долларов за бочку. Другие как зомби твердили, что авторынок обязан расти в ближайшее десятилетие. Некоторые из западных автокорпораций тоже солидно просчитались, переборщили с инвестициями в Россию. Потом были вынуждены списывать сотни миллионов долларов в качестве убытков. Правда, списание прошло тихо . В случае с Бу без шумихи не обошлось – слишком красивую сказку обещал всем нам этот харизматичный мужчина.
Оригинал