Блогеры манипулируют мнением горожан в деле «Пассажа»
Центральной темой в информповестке Екатеринбурга стала реконструкция «Пассажа». Не прошла она и мимо меня.
В моих профессиональных интересах понять, как формируется общественное мнение и механика протестов.
Примерно через неделю после пиковой активности блогеров и СМИ я начал просматривать сайт за сайтом и восстанавливать картину событий. И скажу честно, стало скучно. Я увидел уже классическую картину: блогеры становятся инициаторами офлайновых акций, конфликт переходит из Интернета на улицы города. Дальше — больше: власти под влиянием немногочисленной, но громкой части общественности вмешиваются в ситуацию.
Давайте рассмотрим конфликт подробнее. В ночь на 8 марта собственник «Пассажа», «Общество Малышева 73», начал сносить элементы строения. Почти сразу блогеры стали сгущать краски: снос осуществляют под покровом ночи, без предупреждения, внезапно… Здесь нужна ремарка — уже эта первая информация не соответствовала действительности. Накануне сноса представители компании на пресс-конференции совершенно открыто рассказали о реконструкции и показали проект обновленного «Пассажа». Еще раньше «ДК» разместил на своем сайте эксклюзивное интервью, в котором соучредитель «Малышева 73» Константин Погребинский подробно рассказал о проекте реконструкции, также в публикации были впервые представлены эскизы проекта. После пресс-конференции новость перекочевала в большинство СМИ. На телевидении и в Интернете вслед за «ДК» появились иллюстрации, как будет выглядеть «Пассаж» после завершения строительных работ. И среди прочего было заявлено, что демонтаж начнется «в ближайшее время».
То есть горожане имели возможность прочитать новости, ознакомиться с проектом, обсудить его в комментариях и на форумах. Но даже после всего этого блогерам удалось развернуть свою кампанию. Не буду называть конкретных людей и организации, которые могут стоять за ее проведением (это чревато очередным «холиваром», который мне развязывать не хотелось бы), но отмечу: ситуация обычная и не является чем-то из ряда вон выходящим.
Еще один интересный момент. Выступающие против сноса утверждают, что «Пассаж», этот памятник периода конструктивизма, «всегда на слуху», причем не только в офлайне, но и в блогосфере. Они утрируют: согласно данным сервиса IQBuzz, за период с 2002 по 2011 г. записей в блогах, посвященных екатеринбургскому «Пассажу», в среднем за месяц было 0,001%. Капля в море!
Итак, уже утром 8 марта блогеры запускают акцию под привычными провокационными лозунгами: «Нас считают быдлом», «У нас снова хотят все украсть» и др. — все то, что совсем недавно звучало во время президентской кампании Владимира Путина. Неравнодушные горожане, на эмоции которых и ориентирован этот ход, вновь готовы встать под ружье. Не так, конечно, массово, как на выборах, но все же достаточно для организации заметной для властей движухи.
Удачным информационным фоном для блогеров стало возгорание в «Пассаже»: в ход пошел месседж «Теперь это пощечина не только всем горожанам — это пощечина властям». Тут уже не могли не подключиться представители властного аппарата, просто потому, что обиженных людей из Интернета на улицы стало выходить все больше. Как водится, что делать — властям непонятно, но явно озабоченный вид необходим. Так начались решения, проверка законности, общественные слушания и т. д. Что будет дальше, мы скоро увидим.
Скорее всего, последнее слово останется за прокурором, который, к счастью, не является блогером и работает не с сообщениями в ЖЖ, а с официальными документами. У него есть время, данное процессуальными нормами. Только вот я уверен: к тому моменту, когда будет озвучена официальная позиция прокуратуры, интерес к «Пассажу» уже угаснет. Люди быстро устают протестовать. Сделают ли горожане, которых втянули в провокацию, выводы? Скорее всего, нет. А вот властям уже давно вывод нужен: не надо делать резких движений в ответ на крики из Интернета. Блоги надо мониторить и реагировать на них своевременно, а не тогда, когда все уже повторяют мантру очередного популярного блогера, забыв, что было на самом деле. Потому что блогеры, увы, нередко оказываются всего лишь публичными глашатаями чужой воли, причем на их услуги есть вполне четкий прайс.
Колонка написана специально для «Делового квартала»