Богословский химкомбинат заработает на стиральных порошках: опыт Алексея Митина
ГК «Митал» отказалась от производства стиральных порошков в Новосибирске, чтобы вложить 150 млн руб. в предприятие на Урале. Преимуществ два — сырья много, и цена на него не изменится еще 10 лет.
По словам Алексея Митина, гендиректора ГК «Митал», переезду в Краснотурьинск предшествовали драматические события – компания «РУСАЛ» решила закрыть гидролизное производство алюминия на местном предприятии БАЗ-СУАЛ. Уральский металл обходился ей дороже, чем тот, что выпускали предприятия холдинга, использующие новые технологии и дешевое электричество (50% затрат в себестоимости конечного продукта – энергоресурсы). В 2012 г. областная власть, РУСАЛ и администрация Краснотурьинска договорились создать в Кранотурьинске индустриальный парк. Первым резидентом, еще до того, как завод начал готовить площадку с коммуникациями в пяти километрах от алюминиевого производства, стал Богословский химический комбинат (БХК), запущенный ГК «Митал».
10 лет химии
Прежде чем выпускать стиральные порошки в Краснотурьинске, ГК «Митал» два года возила сырье по железной дороге с Урала в Новосибирск, откуда готовый продукт под марками LOTOS и DOS распределялся по регионам – от Москвы до Владивостока. На российском рынке бытовой химии, большую часть которого делят иностранные фирмы Procter&Gamble, AccessBusinessGroup (Amway), SC Johnson и Henkel, новосибирские порошки занимают нижний ценовой сегмент. Г-н Митин рассчитывает: в кризис спрос на них будет расти, что отчасти подтверждают запросы потенциальных покупателей.
«В тех сегментах, где работают Henkel и Procter&Gamble – среднем, высоком и премиальном – конкурировать с ними трудно, – говорит он. – Спрос на их марки стиральных порошков, присутствующие на рынке десятки лет, поддерживается громадными рекламными бюджетами. Зато российские производители могут делать бизнес в сегменте «суперэконом», а также в нише продуктов private label для федеральных торговых сетей. Это поле деятельности БХК, и здесь мы планируем развиваться».
По словам г-на Митина, цех в Новосибирске был небольшим – с переездом на Урал необходимость в нем отпала. Решение создать производство в Краснотурьинске, где объемы выпуска планируется увеличить в шесть раз, собственник считает правильным, хотя и рискованным.
«С точки зрения логистики, Краснотурьинск расположен неоднозначно – в 400 км от Екатеринбурга, – рассуждает он. – Чтобы попасть в город, нужно четыре-пять часов добираться на автомобиле. Никаких ресурсов – ни материальных, ни кадровых – у нас там не было. Поэтому риски мы считали очевидными. Главным условием работы оставался долгосрочный контракт с БАЗ-СУАЛ, который зафиксировал бы цену на сырье и арендные ставки. Без гарантий руководства «РУСАЛа» и администрации региона мы бы на этот проект не решились».
Принципиальные соображения, связанные с переездом в Краснотурьинск, руководство ГК «Митал» обговорило с первым вице-премьером Свердловской области Алексеем Орловым на деловом форуме в Сочи накануне Олимпиады-2014. Затем, как говорит Алексей Митин, начались консультации с «РУСАЛом», продолжавшиеся около года. Результат был обнадеживающим – алюминиевая компания согласилась снабжать БХК сырьем по фиксированной (с учетом инфляции) цене в течение ближайших 10 лет. В свою очередь новое предприятие обязалось перерабатывать весь побочный продукт глиноземного производства, которое БАЗ-СУАЛ намерен развивать (по планам, инвестиции составят около $6 млн.).
В денежном выражении сырье, которое БХЗ покупает у БАЗ-СУАЛ, составляет примерно 30% себестоимости – прежде чем стать стиральным порошком, оно претерпевает серию трансформаций: содо-сульфатную смесь измельчают, сушат, очищают от примесей, гранулируют, соединяют с поверхностно-активными веществами (ПАВ), ароматической отдушкой и прочими ингредиентами.
Под производство порошков БАЗ-СУАЛ сдал компании в аренду корпус бывшего опытно-механического завода площадью 12 тыс. кв. метров, где прежде ремонтировали технологическое оборудование. Металлорежущие станки оттуда вывезли, помещения были свободными, но крышу и инженерные коммуникации пришлось восстанавливать – последние 15 лет здание находилось на консервации. Помимо реконструкции здания, которую предприятие завершает, остается перестроить железнодорожный тупик, куда будут подавать вагоны под погрузку. Сейчас готовый продукт ежедневно отправляют автотранспортом. Благодаря этому, говорит г-н Митин, БХК дает заработать местным перевозчикам.
Потребители Богословского химического комбината – небольшие производители стиральных порошков в регионах, которые продают продукцию БХК под собственной торговой маркой или используют ее как основу, в которую добавляют свои ингредиенты. Изменять состав порошка завод может и для химчисток, покупающих продукцию большими объемами. Часть порошков идет в розничную продажу – с федеральными торговыми сетями компания договаривается напрямую, местными занимаются дистрибьюторы. В Свердловской области, где дистрибьютора пока нет, общий язык с ритейлерами ищет генеральный директор БХК. В будущем, говорит Алексей Митин, предприятие намерено осваивать и мелкую розницу, но для этого понадобится расширять штат.
По северному пути
Как работодатель, БХК искал в Краснотурьинске специалистов, способных быстро освоить изготовление стиральных порошков, благо, технологии, которые при этом используются, уступают в сложности Электролизу алюминия. Поначалу командированные люди из Новосибирска по полгода жили на Урале, занимаясь подготовкой кадров и производственной площадки. Поскольку с остановкой мощностей с БАЗ-СУАЛ ушло около 1,2 тыс. рабочих и инженеров, подобрать квалифицированных сотрудников не составляло большого труда.
«К счастью, в отличие от Новосибирска и других крупных городов, где промышленники сталкиваются с дефицитом инженерных кадров и рабочих рук, в Краснотурьинске таких проблем нет, – поясняет г-н Митин. – А главное – люди настроены очень позитивно и готовы перенимать опыт. Мы начинали с 20 чел., сейчас на производстве работает сорок, а к концу года будет около ста. Помимо налоговых льгот, обещанных резидентам индустриального парка регионом и Федерацией, местная служба занятости помогает нам бесплатной переподготовкой кадров по заявкам БХК».
По некоторым данным, трудовые резервы еще не исчерпаны: в 2015-2016 гг. без работы могут остаться еще 460 бывших электролизников, которые сегодня занимаются демонтажом оборудования. Часть из них может перейти на работу в БХК.
Ближайшая задача комбината – производить и продавать 3 тыс. тонн порошка в год с наименьшими затратами. Сейчас предприятие выпускает 500 тонн и подбирается к тысяче. Работая круглосуточно, БХК может отгружать по 3 тыс. тонн порошка и сегодня. Есть заказчики, готовые брать большие объемы продукции на условиях отсрочки платежа на два-три месяца, но завод к этому пока не готов – поставщики отдельных ингредиентов для рецептуры основного продукта, упаковки и проч. хотят получать деньги сразу. А за свой счет БХЗ может давать отсрочку не больше 10-15 дней. Есть и другие обстоятельства, связанные с низкой ценой стиральных порошков. Прежде чем налаживать сбыт в дальних регионах, Алексей Митин намерен освоить северное направление – ХМАО-Югру и ЯНАО. Затем будет расширять продажи, охватывая новые территории.
«У нас же эконом-продукт, – поясняет он. – Нам удобнее работать с ближайшими потребителями, а когда начнем выпускать 1000 тонн в год, двинемся дальше. Одно из направлений сбыта – поставки на крупные промышленные предприятия, которые закупают моющие средства для своих нужд на конкурсной основе. Здесь сходятся два благоприятных фактора – высокая концентрация производственных предприятий на Урале (что ни город, то завод) и наше конкурентное ценовое преимущество».
Тем временем БАЗ-СУАЛ готовит территорию в 110 га для индустриального парка, где, по замыслу правительства области, появятся высокотехнологичные производства. Инженерную инфраструктуру создадут за счет Свердловской области и Федерации. Свою часть затрат регион учел в бюджете 2015 г., Москва обещала перечислить средства через Фонд поддержки моногородов (но не раньше второго квартала 2015 г.). Выездная комиссия фонда, которая инспектировала территорию парка в феврале, знакомилась с будущими резидентами и их инвестиционными проектами, написала замечания, которые нужно устранить. Пока обещанных денег нет, область будет строить парк за свой счет.
По традиции резидентов индустриального парка обещают освободить от земельного налога и налога на имущество до 2020 г. Помимо этого, губернатор и председатель правительства призвали муниципалитет не взимать с управляющей компании парка «Богословский» земельный налог в 2014-2015 гг. Средства, недополученные городским округом, область обещает вернуть в виде дотаций. Впрочем, депутаты Думы городского округа это предложение отклонили.
Пока управляющая компания индустриального парка подписала девять соглашений с будущими резидентами, которые будут перерабатывать шламы, производить тяжелое буровое оборудование, неорганические пигменты, минеральную подкормку для сельскохозяйственных животных и птиц, почвенные кондиционеры и другую продукцию. БХЗ построит в индустриальном парке цех площадью 10 тыс. кв. метров, выпускающий жидкие моющие средства – в дополнение в линейке сухих порошков. Когда это случится, Алексей Митин сказать не берется. По планам, для изготовления стиральных порошков требовалось газифицировать цех, однако производство и сегодня работает на жидком топливе. Поначалу это было оправданно, считает генеральный директор: надо было убедиться, что система действует. Однако с моющими средствами БХК спешить не станет – дождется, когда подключат газ и свет.
Читайте также на DK.RU:
Как Cybertime System доигралась до Америки: опыт Владислава Ницака
В online-игру по типу «Сталкера», созданную компанией Cybertime System Владислава Ницака, играют более 1,2 млн человек. Она не только приносит прибыль, но и позволяет финансировать другие проекты.
Как все закрутилось у «Сушкоф»: опыт Ивана Зайченко
Ресторан доставки готовых блюд eda1.ru, объединяющий бренды «Сушкоф», «Дель Песто» и «Лапша тетушки Бунси», вырос из маленькой кухни, которую в 2008 г. открыл Иван Зайченко.
«После Олимпиады в Сочи — ничего не страшно»: бизнес-опыт Александра Докучаева
Как художник стал банкиром, а топ-менеджер из телеком-отрасли — владельцем софтверной компании: за свою карьеру екатеринбургский предприниматель Александр Докучаев не раз круто менял вектор.
Как сеть «Штолле» состряпала бизнес: опыт Елены Макушевой
За девять лет управляющая сетью кафе-пекарен «Штолле» Елена Макушева и ее последователи приучили жителей Екатеринбурга есть пироги. На очереди - фермерская еда, которую Елена начала популяризировать.