«Большие структуры как слоны в посудной лавке — залезли и ради себя оттаптывают поляну»
«Пока у нас во главе бизнеса и экономики будет менталитет «обмани, урви», мы так и будем стоять на месте, не доверяя друг другу. Зачем так вести бизнес?» — Михаил Слепухин.
Михаил Слепухин, основатель компании «Деревянные дома под ключ»:
— Решили мы порадовать старшую дочь, купить ей подержанный автомобиль в трейд-ин. Выбрали, да вот незадача: не хватило чуть более 400 тыс. руб. Решили взять автокредит, и тут я познал все прелести работы банков и автосалонов. Автосалон «Брайтпарк» (Екатеринбург) под шумок накинул к цене авто еще 50 тыс., а банк-кредитор (на минуточку, один из системообразующих банков России!) навязал услугу страхования жизни, еще «ошкурив» нас на 80 тыс. В итоге кредит нам дали, но «незаметно» к искомой сумме добавили еще 30%.
Я понимаю, это не вина менеджеров, которые продают. Это система, выстроенная собственниками бизнеса. Один с ровного места «накидал» услуг, которые не стоят заплаченных за них денег, другой навязал страховку и повысил процент далеко от того, что обещает в рекламе.
Итог покупки — один негатив. Зачем так вести бизнес? Неужели «копеечная» прибыль (в масштабе салона и банка) важнее имиджа?
Федеральный банк, а ведет себя, как мелкий жулик в подворотне — только бы урвать, навязать. Отвечая при этом на претензии: «А что, клиент сам согласился». Но почему он согласился? Потому что автосалон, который наверняка имеет профиты от реализации «кредитных» страховок, не стесняясь заявляет: «Это требование банка, не выполнишь — кредит не дадут».
Я не против того, что люди зарабатывают, я против надувательства и мелкой лжи. Да, после оформленных претензий нам все вернули. Получается, это такой развод лохов: обратятся — вернем деньги, нет — хорошо!
Вот еще пример ближе к жизни. Энерго- и газовые сети. Мы постоянно говорим о высоких тарифах, а откуда они берутся? Да просто у энергетиков штаты раздуты, на каждый чих — отдельный человек, и при этом никто ничего не делает. Вот, приехали к нам в деревню тянуть линию 0.4 кВт, старший — злющий, говорит: «Сказали линию тянуть новую, а у меня ни проекта, ни привязки к местности». И так ведь и тянули без проекта, по схеме, что у бригадира в голове. Хотя специалисты в кабинетах сидят, зарплату получают. В итоге все свелось к тому, что какой-то дядя Вася бросил линию по своему усмотрению, набросав схему на сигаретной пачке и этим «сократив» кучу народа. Вот такая эффективность.
А попробуй кто с улицы для своих нужд линию протянуть! Столько бумаг и проектов надо собрать, стольким заплатить, пока тебе построят. А когда у них у самих сроки сдачи горят, так им и проект не нужен, и расчет быстро сделают на коленке.
Так и работают, каждая ставка при деле, а то, что тарифы заоблачные, так это такое — зачем им снижать издержки, им энергетическая комиссия хоть что подпишет.
Большие структуры мало заботятся о своей эффективности, они как слоны в посудной лавке — залезли и ради себя оттаптывают поляну, у них нет необходимости заботиться об эффективности бизнеса, они зарабатывают объемами, а клиент для них вторичен.
Впрочем, и мы, предприниматели, зачастую про клиента забываем, ставя прибыль (временами эфемерную) во главу угла. А там, где хорошо бы работать в связке, извлекая доход для всех сторон, уходим в одиночное плавание и тонем в итоге поодиночке.
Была вот история. Приехал ко мне предприниматель. Лесом занимается давно, в теме лучше меня разбирается. Неплохой специалист, работал начальником под кем-то, зарплата по местным меркам нормальная, две машины, все есть, но вот «вырос» и понесло его. Выхожу, говорит, в свободное плавание, ищу место для работы в своем цехе. Посмотрел мои возможности, но кооперироваться не захотел. Нашел цех рядом с сушилкой и четырехсторонним станком — ему показалось важным все процессы сосредоточить у себя, а не заказывать сушку и строгание у подрядчиков.
Взял цех в аренду и стал трудиться. Прошел год, убытков у новоиспеченного предпринимателя накопилось на миллионы. Объясняет: аренда большая, подрядчики подвели, долги скопились. А потому что не надо было влезать во все и сразу! Начал бы у меня как партнер, пилили бы заготовку, сушили бы и строгали ее у соседей, как я это делаю. Наработали бы клиентуру, наладили сбыт и оборот, а потом уж можно было бы и станок купить, и сушилку построить. Но ему надо было все и сразу. Итог самостоятельной работы «лесника» — машин нет, нормальной жизни нет, а только долги и отчаянные попытки расплатиться.
Многие боятся партнерских отношений — типа, как потом делить это все? И правда, есть масса печальных примеров. Со мной тоже было, правда я из этих отношений сумел экологично вылезти.
Лет 15 назад мой старый знакомый переехал в Москву и занялся там производством крышек для косметики. Но дела шли плохо. Я же, помня о том, как он мне помог раньше, вложился в это дело, купил нужное оборудование, добавил оборотки. Но перед тем мы обсудили условия. Во-первых, прибыль делится 50/50 — с этим проблем не было, просто на берегу обговорили, что считаем расходами, а что — доходами. А во-вторых, обозначили процедуру расставания, и тут, конечно, было сложнее. Он мне говорит: «Мишаня, да я тебя ни за что не кину, будем долго работать». Но я-то понимал, что рано или поздно ему захочется отъединиться, тем более, мы в разных городах, и мне его «кормить» в случае чего нет никакого резона. Поэтому сразу поставил жесткие условия, как мы будем расставаться. Спустя пять лет он прилетел в Екатеринбург и отдал мою долю. В результате он счастлив, что у него есть бизнес, а я доволен, что не потерял друга.
Думаю, это потому, что тему «развода» мы проговорили сразу, и ни у кого не было вопросов, деньги делить легче, чем убытки.
Глядя на то, как многие ведут дела, создается ощущение, что или консультанты победили, или «боссы» сосредоточены только на прибыли, а о клиентах, заказчиках, потребителях услуг никто и не думает. А ведь именно с их денег мы живем, платим зарплаты, налоги, обновляем оборудование, «смело смотрим в светлое будущее». Все реже встречаешь тех, кто, что-то предлагая, примеряет «шляпу потребителя», становится на его место и критически оценивает, то, что он продает.
Вот и происходит: банки жалуются, что мало качественных заемщиков, денег дать некому, у автосалонов затоварка б/у машинами, а бизнесмены всячески отворачиваются от любой кооперации, считая себя умнее и опытнее других. И чем дольше я в бизнесе, тем сильнее ощущение, что нас не надо завоевывать, мы развалим себя сами!
Вывод, пока у нас во главе бизнеса, экономики будет менталитет — «обмани, урви, прибыль — наше все», мы так и будем топтаться на месте, не доверять друг другу, и все у нас будет невесело и бесперспективно.
Читайте также на DK.RU: «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе