«Большие цели ставят перед собой неудачники. Живете проектом? У вас будущее лузера»
Бизнес-коучи внушают, что для успеха необходимо «гореть» делом, ставить амбициозные цели и идти напролом. Но часто это путь в никуда. Ведь в этом случае вы не смотрите по сторонам, теряя очень многое.
Знаменитый карикатурист Скотт Адамс, автор серии комиксов «Дилберт», регулярно начинает новый бизнес. Девять из десяти его дел провалятся, он знает об этом, но не останавливается, пишет Fast Company.
Адамс пережил провал двух ресторанов, продуктового бизнеса, нескольких ИТ-проектов. Но он уверен, что это только дает ему шансы на успех в будущем.
Стресс или разочарование — это обычно продукт разницы между тем, что ты получил, и тем, на что надеялся, — говорит создатель известных во всем мире комиксов о Дилберте. — Я заранее ожидаю, что все мои задумки имеют мало шансов реализоваться именно так, как я хочу. Но я также ожидаю, что все, что я делаю, повысит мои шансы на успех в дальнейшем.
Неунывающий бизнесмен рассказал о некоторых правилах, которых он советует придерживаться в жизни абсолютно всем.
Никогда не давайте денег страстно увлеченному человеку
Адамс понял это еще во время работы в банке. Тогда босс четко сказал ему: «Не давай кредит, если видишь, что человек чем-то сильно увлечен».
Страсть не дает судить здраво, и именно из-за страсти и увлечения люди продолжают цепляться за явно плохие идеи.
Инвестировать нужно в людей, которые точно умеют трудиться. Похожую жизненную философию Адамс заметил и у инвесторов своих проектов. Выбрать победителя, лишь глядя на его бизнес-идею, невозможно.
В итоге Адамс сделал вывод, что «страсть», которую так превозносят многие бизнес-гуру — только чепуха.
Когда вы уже заработаете свой миллиард, вы будете весьма увлечены своим делом — ведь оно изменило вашу жизнь, — говорит Адамс. — Оно сделало вас тем, кем вы являетесь, так что ничего удивительного.
Многие думают, что страсть приводит к успеху, но Адамс уверен, что только успех порождает страсть. Это значит, что нужно пробовать как можно больше разных дел и проектов, всегда иметь хотя бы один запасной план.
Большие цели внушают чувство неполноценности
Адамс уверен, что именно это убеждение часто давит на человека и заставляет чувствовать себя неудачником.
Допустим, вы решили сбрасывать по 4 килограмма каждый день. И вот вы встаете на весы и думаете: «Эх, ничего не получается», — хотя на самом деле вы стали ближе к своей цели. Это особое эмоциональное состояние — еще не успех, почти неудача, в общем, чистилище.
Именно поэтому не нужно ставить перед собой гигантские цели. Вы не знаете, на самом ли деле они правильны. Да и в момент выбора цели у многих затуманен взгляд, на нас давят самые разные приоритеты. Из-за этого вы можете упустить возможности в смежных областях.
Мир сегодня непредсказуем, вы не знаете, что будет с вашей карьерой через год. Невозможно предсказать, какие технологии изменят мир и не отнимет ли робот вашу работу. В этом мире выбор цели имеет свои минусы.
Адамс говорит, что цели, конечно, должны быть, но это должны быть конкретные, простые и не затягивающиеся надолго ситуации. Например, разумно ставить цель, если вы участвуете в соревновании лучников или если вы хотите поступить на медицинский факультет и стать врачом. Но ни в коем случае нельзя формировать цель так: «Я хочу занять место своего начальника через пять лет». Так вы точно упустите много других прекрасных возможностей.
В жизни должна быть система
Система подразумевает, что вы ежедневно делаете что-то, что повышает ваши шансы на успех. Это то, что сделает вас через некоторое время более дорогим на рынке труда.
У меня не было цели сделать «Дилберта» хитом, — говорит Адамс. — Он был лишь одной из многих вещей, что я пробовал в жизни. И все они отличались тем, что они, скорее всего, не сработают, но уж если сработают, то в них есть очень большой потенциал. Если не знать историю моей жизни, можно подумать: ну и везучий это чувак. Написал комикс и стал звездой. Но это далеко не только везение. Это и грубая сила. Я пробовал много всего разного и не знал, что из этого может получиться. В конце концов я увидел, на что реагирует рынок.