Борьба кланов и отвлечение. Россияне утратили интерес к громким антикоррупционным делам
«Идет подыгрывание настроениям людей, которые озлоблены, но и не допускается провоцирование настроений против власти». Почему россиян все меньше интересуют аресты высокопоставленных чиновников?
Всего треть россиян испытывают удовлетворение от арестов высокопоставленных чиновников, тогда как 46% не испытывают никаких особых чувств, говорится в опросе «Левада-центра». Ранее показатели были противоположными: 49% и 22% соответственно. При этом граждане стали реже интересоваться подобными событиями: в феврале 2019 г. за арестом сенатора Рауфа Арашукова и его отца Рауля Арашукова следили 17% респондентов, то в марте за делами экс-министра открытого правительства Михаила Абызова и экс-полпреда президента на Дальнем Востоке Виктора Ишаева — всего 9%.
При этом большинство опрошенных считают, что их аресты — это «отвлечение внимания населения от реальных проблем в экономике» (23%) и «Борьба за передел сфер влияния между высокопоставленными чиновниками» (25%). Лишь 19% полагают, что это проявление серьезной борьбы с коррупцией.
Аресты высокопоставленных лиц воспринимаются не как борьба с коррупцией, а как межклановые разборки, поэтому у них и нет особого резонанса, сказал «Ведомостям» директор «Левада-центра» Лев Гудков. Подобные сообщения становятся рутиной, мало кто различает арестованных.
Впрочем, Кремль вполне достигает нужного пиар-эффекта, считает политолог Николай Петров*: обозначить борьбу с коррупцией и в то же время не «гнать волну», которую могли бы перехватить популисты.
Идет подыгрывание настроениям людей, которые озлоблены, но и не допускается провоцирование настроений против власти, — резюмирует он.