«Почти весь малый бизнес России — это пережевывание нефтяных брызг. И всегда риск тюрьмы»
«В России хватает предпринимателей, но мало предпринимательства. Тех, кому нравится производить, 1%. Прикрыть нефтяные брызги — многое рухнет». Борис Дьяконов — о силе, слабости и зэковской культуре.
В очередном выпуске «Русские норм!» с Елизаветой Осетинской* пообщался Борис Дьяконов, основатель и директор банка для предпринимателей «Точка». В беседе он заявил, что почти весь сегодняшний бизнес России — это «пережевывание нефтяных брызг». DK.RU выбрал самые яркие цитаты из интервью.
Я придерживаюсь идеи холакратии. Она не то чтобы про мало контроля, она про много доверия, которое уравновешено ответственностью. Она подразумевает, что человек понимает, какая у него роль и миссия и соображает, куда лучше бежать. Это ситуация, которая некоторых окрыляет, а некоторых вводит в ступор.
Про бизнес в России
— Сколько реально в России предпринимателей — тайна, покрытая мраком. Есть цифра ЕГРЮЛ — порядка 4 млн. Но они в разной стадии: кто-то живой, кто-то сдает отчетность, кто-то в стадии ликвидации. Мы трезво понимаем, что часть из них — ненастоящие, «живопырки». Часть — один бизнес, но он оформлен в виде 120 разных компаний. Думаю, цифру можно смело делить на два — 2-2,5 млн предпринимателей.
В России хватает предпринимателей, но мало предпринимательства. Я думаю, что в экономике очень-очень не хватает критического количества свободных предприимчивых людей, у которых будут развязаны руки предпринимать. Сейчас почти весь малый бизнес — это пережевывание нефтяных брызг.
Ничего против (бизнеса в сфере обслуживания — DK.RU) не имею, но, если прикрыть нефтяные брызги, будет эффект домино. Они не виноваты, просто сильный толчок (в экономике) мог бы быть при росте производства. Предпринимателей, которые что-то производят, очень мало, их нам не хватает. Есть такие предприниматели, которые соединены с призванием, например, художники. Они не пойдут в сферу производства. А есть предприниматели, которым пофиг — пельмени, стройка или еще что-то. А есть, которым нравится что-то производить, на заводах, в наукоемких отраслях. Таких реально 1%.
Главная проблема бизнеса в России в том, что он ищет причины невзгод во внешней среде.
Читайте также: «Российская экономика находится в болоте, поэтому не может упасть с обрыва». МНЕНИЕ
Про банковскую деятельность и 115-ФЗ
115-ФЗ — о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк вправе отказать клиенту в обслуживании и закрыть счета, если подозревает, что действия клиента подпадают под 115-ФЗ
— У меня куча мыслей и эмоций на этот счет. С одной стороны, я очень щепетильно отношусь к тому, чтобы у наших клиентов был реальный бизнес. Были истории, когда мы закрывали счет зря. Было много историй, когда люди кричали «У нас все хорошо», а при проверке оказывалось, что половина уходила на обнал. Но он есть у всех, просто в разных пропорциях. Есть критерии, по которым и нужно смотреть.
Сейчас появился механизм, мы (банк «Точка») все чаще и чаще «вписываемся» за клиентов. Но для этого у нас должна быть железобетонная уверенность в бизнесе клиента.
Есть целая прослойка предпринимателей, которые не хотят химичить, но у них проходят сложные сделки. Ведь за всем, что на нас надето, что мы едим, стоят предприниматели. И большая часть из них — честные ребята.
Про слабости человека и зэковскую культуру России
— Мне нравится библейская фраза про то, что сильный духом семь раз упадет и восемь раз встанет. Неважно, какое количество раз кто-то падал. Важно, какое количество раз он поднимался. Воскресшие всегда герои.
Однажды люди перестанут путать слабость и уязвимость. У нас (в России) зэковская культура: показать силу и не показать слабость. А это часто слабость и показывает.
Это очень многое объясняет. Если сходить в тюрьму, просто посмотреть, как люди общаются, как смотрят, как не раскрываются, (дают) шуточные ответы на серьезные вопросы, постоянно пытаются подставить собеседника, не подпустить близко, то станет понятно — это все часть тюремной культуры. Очень простой тест — как раньше русских узнавали за границей? По взгляду, по отсутствию улыбки, по решительной походке на олинклюзив-завтрак. Это все советский тюремный быт. Когда полстраны отсидело, это с молоком матери передается.
Мне кажется, заниматься бизнесом и что-то делать в России — это всегда риск оказаться в тюрьме.
Про образование
— Функция образовательной системы — вырастить людей, чтобы дальше они могли жить нормально. Именно система образования обеспечивает то, что человечество продолжается как культурный пласт. Возможность передачи и наслоения опыта есть благодаря системе образования. А сейчас все вокруг изменилось, а лекции как читали, так и продолжают читать. Но рябь по воде уже пошла, хотя люди, которые внутри системы, этого еще не замечают.
***
Ранее в своих колонках на DK.RU Борис Дьяконов рассказывал о том, как защитить свой бизнес от конкурентов-имитаторов, воровства идей и технологий; что такое синдром блохи, почему бизнесмены терпят неудачи и как понять, что пора все бросить и начать новое дело; а также объяснял, почему насаждение KPI — это идиотизм.
* - выполняет функции иностранного агента