Борис Титов: «Сейчас государству с бизнесом можно расплачиваться в последнюю очередь»
Почему прокуратура стала успешным инструментом решения задач бизнеса, и как сделать, чтобы предприниматели перестали занимать последнее место в очереди государственных интересов. Интервью на DK.RU.
Наделавший много шума в деловом сообществе Екатеринбурга приезд федерального бизнес-омбудсмена и председателя «Партии Роста» Бориса Титова стал поводом к обсуждению очень больных вопросов: почему соблюдение целого ряда коммерческих обязательств у нас возможно только после «пинка» от прокуратуры, и отчего крайними в этой ситуации оказываются предприниматели.
DK.RU побеседовал с г-ном Титовым о проблемах федерального масштаба, и о том, как в будущем изменить ситуацию кардинально, а не «тушить пожары» с помощью прокурорских проверок.
Как после вашей поездки выглядит ситуация с накопленными неплатежами со стороны бюджета перед бизнесом?
— В этой ситуации по всей стране наша работа — подать заметный сигнал. Мы составили список особо злостных неплательщиков, по некоторым из них уже и исполнительные листы есть, но даже они не выполнялись. У правоохранительных органов есть много возможностей реагирования, есть несколько статей, по которым можно привлекать чиновников к ответственности: от несоответствующего выполнения своих служебных обязанностей до нашей знаменитой 169 статьи за воспрепятствование предпринимательской деятельности. В прошлом году было возбуждено по вопросам, связанным с неуплатой, порядка 20 дел.
Для решения по нынешним делам уже есть какая-то конкретная программа действий?
— Программа есть давно, она отрабатывается уже в течении определенного времени. Еще с 2015 г., когда состоялся мой доклад президенту на эту тему, было дано президентское поручение прокуратуре особо обратить внимание на эту проблему. Прокуратура начала активные действия, с тех пор более 40 млрд руб. было возвращено бизнесу. Но стоит отметить, что как была задолженность свыше 30 млрд руб., так она и остается. Старые долги оплачиваются, но постоянно накапливаются новые.
И в чем причина того, что при подобном серьезном внимании проблема не решается?
— Тут важно подчеркнуть, что проблема на самом деле не только в «злостных» чиновниках. В некоторых случаях, конечно, они привыкли не платить, берут на себя больше обязательств, чем могут выполнить, а иногда и просто перекидывают деньги для оплаты одних проектов на другие направления. И бизнес всегда на последнем месте, с ним можно расплачиваться в последнюю очередь. С другой стороны, есть и проблема определенной организации бюджетного процесса. Требования, которые предъявляются властями к руководителям, например, муниципалитетов, вынуждают их на дополнительные траты, что не позволяет сбалансировать бюджет.
Конечно, и уполномоченные, и прокуратура могут «в ручном режиме» заставлять чиновников платить под угрозой наказания, но надо в системе менять многие вещи. Прежде всего, в системе госзакупок.
Что именно нужно менять, можете привести примеры?
— Ну, например, сейчас активно обсуждается казначейское сопровождение, которое работает на бюджетные организации, но не при госзакупках у бизнеса. Казначейство утверждает, что они с помощью технологий big data могут контролировать очень большое количество различных контрактов и готовы курировать также и госзакупки. Но мы предлагаем более гибкий вариант — создание эскроу-счетов. Во всем мире это давно принятое решение: если ты хочешь что-то закупить, твои средства переводятся на специальный счет, который имеет отдельную систему управления. И никто не может воспользоваться этими деньгами, пока не будут выполнены определенные условия, подписан приемо-сдаточный акт. Это нормальная система, система гарантий.
Кроме того, надо признать, что то, как работает сегодня система госзакупок, нередко просто останавливает сам процесс закупок. Выигрывают компании, которые не могут реализовать контракты, идет дикая торговля между какими-то посредниками. В результате все проигрывают — и государство, и бизнес. Из уральских примеров во время моей недавней поездки мы разбирали ситуацию в Курганской области, в Нижнем Тагиле.
А пока вся программа мер, судя по всему, сводится к привлечению прокуратуры.
— Прокуратура как инструмент влияния в этом вопросе реально работает. Прокуроры реально заставляют платить, но пока отдельные «старые» контракты оплачиваются, вырастает другая задолженность. Органы прокуратуры вынуждены осуществлять постоянный контроль ситуации с оплатой по госзакупкам.
Можно ли, наконец, привести систему к более открытому виду: например, регулярно публиковать списки по неплатежам и конкретным действиям прокуратуры?
— Мы предлагали вариант, чтобы создавались открытые реестры, но, к сожалению, тут есть ряд обоснованных возражений, ведь это все-таки коммерческие контракты. Хотя я считаю, что если это госконтракт, он должен быть в публичном доступе.
Как сделать так, чтобы предприниматели перестали занимать последнее место в «очереди на оплату», да и вообще в очереди государственных интересов?
— Мне кажется, тут дело в том, как устроена нынешняя наша система, государственная и политическая. Политическая система в России базируется на искусственных формированиях. Партии у нас начинают работать только на выборах. И они созданы не по идеологическому, а больше по политтехнологическому принципу (как инструмент участия и победы на выборах). В этом вопросе у нас в стране полное смешение, хаос, потому говорить сейчас: «мы за правых» или «мы за левых» — вещь бессмысленная.
Уже не в качестве омбудсмена, а в качестве политика скажу, что сегодня мы и те, кто со мной работает, хотим построить сообщество на принципах взаимопонимания и понимания того, что нужно стране. И уже на его основе выстроить партию. Сегодня мы создаем новую, по сути, сетевую организацию «Люди роста»: у нас будет работать система блокчейна и даже своя криптовалюта «апкоин» (upcoin). Это такое внутреннее вознаграждение, некая единица, которая оценивает твою общественную активность. Она не является классическим платежным средством, а оценивает доверие людей друг к другу, выступает неким стимулирующим инструментом. Создается ряд очень важных для сообщества инструментов, например, система защиты бизнеса от незаконных преследований и рейдерства «Набат». Будет система обучения, чтобы можно было повышать не только свой профессиональный уровень, но и обучаться в сфере развития личностных компетенций: будут программы по семье, по детям, «строительству» себя, если так можно выразиться. Вот это все вещи, которые мы сейчас начинаем развивать. А партия — это лишь политическая надстройка для такого сообщества.
Современный мир отходит от понятий «левая» или «правая» политика, либерал или консерватор. Объединения строятся на базе каких-то жизненных ценностей, от них формируются социальные и политические группы. Та группа носителей определенных ценностей, которую мы представляем, вполне может завоевать серьезное представительство в политике страны, в политической системе. И вот тогда, полагаю, в нашей стране изменится ситуация с местами «в очереди».