«Британцы всех удивили», — блогеры о референдуме по выходу из ЕС
Сторонники выхода Великобритании из Евросоюза победили на референдуме, набрав 52% голосов. Чего добиваются британцы и какие это может иметь последствия для России — в обзоре блогов на DK.RU.
Андрей Мовчан, экономист: «Британцы всех удивили»
Ну что - британцы всех удивили. Это правда, не надо притворяться, что "я так и думал" - я думал все же, что соотношение будет обратным, да и все так думали.
Что из этого следует?
(1) Это отличная возможность заработать - рынки среагировали сами не зная на что: фунт, евро, развивающиеся рынки, рубль, золото - в обратную сторону и так далее. Они успокоятся и вернутся обратно - скоро. Надо успевать, следующая такая возможность появится только когда крякнется Китай.
(2) Никакого выхода не случилось. Случилось обсуждение и результат обсуждения. Да, это вызовет смену власти в Британии. Но там это нормально - не Россия, чай. Новая власть теперь пойдет к ЕС со значительно более сильной позицией: "Видите, какие мы буйные! Вы с нами поосторожнее!" Получит новые льготы и эксклюзивные условия. Выговорит новые законы, в том числе наверное добьется чтобы пособия платили те страны, где человек до того работал и жил, а не те, куда он приехал - ну хотя бы первые лет 15 - и по ставкам тех стран. А потом эта власть скажет "Мы передоговорились о значительно более выгодных условиях. Мы пока останемся, но результаты референдума мы не забыли, в любой момент можем начать процесс". И будут даже неспешно готовить процедуры к выходу. Не позиция, а мечта - и конечно британцы это понимают.
(3) Даже если вдруг случится чудо и Британия начнет форсированный выход - вряд ли мир сможет это всерьез заметить. Валюта у них своя и так. Налоги свои и так. Визовый режим свой и так. Беспошлинная торговля никуда не денется, просто перейдет в режим билатерального договора с ЕС. Да, лондонский сити потеряет какое-то количество банков и компаний. Не очень много. Недвижимость в Великобритании не нужна немцам и французам - она нужна китайцам, арабам и остаткам русских. От них не отделишься так запросто. Рынок труда англичане может и прикроют - от поляков и румын в основном, но и это - вряд ли: одно дело жалобы местных сантехников на конкуренцию, а другое - жалобы населения на отсутствие сантехников. Прикроют скорее всего трансфер безработных за большим пособием, но это только лучше для всех - в том числе для стран, откуда едут в Британию.
(4) Для России это событие ничего не означает. ЕС - не бабушка в очках, которую можно отвлечь и запутать. Вопросом Британии занимаются одни департаменты, России - другие. Так что никакого снижения давления не будет, скорее наоборот - решение референдума это удар по credibility евробюрократов и они не позволят себе лишних споров на этом фоне - в ближайшее время все будут показывать единство и сплоченность.
(5) Развалится ли ЕС? Не знаю точно, в конце концов все имеет когда-то свой конец. Но уверен, что не скоро. И точно знаю, что это голосование не изменило его шансы на жизнь в худшую сторону. Скорее наоборот - если Британия будет выходить (повторюсь, это до сих пор не очевидно и не будет очевидно завтра), это придаст союзу гибкости - сегодня отпустив Британию, завтра они смогут набраться смелости и вышвырнуть аутсайдеров, тянущих союз на дно, а послезавтра - ввести общую фискальную политику и исправить другие проблемы.
(6) И все же жалко, что даже в ЕС "договориться" все еще не является главным способом достижения собственных целей.
Сергей Журавлев, блогер: «Уйти по-английски не получилось»
Не так уж часто бывает, чтобы итог всенародного референдума приводил к каким-либо политическим последствиям, даже в тех странах, где государственным строем продекларирована демократия. Буквально час назад было опубликовано экстренное сообщение о том, что британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, один из наиболее ярых сторонников оставления своей страны в составе Евросоюза, заявил о том, что в связи с неблагоприятными, по его мнению, итогами референдума, до осени он уйдёт в отставку.
Вполне возможно, всё это стало следствием, как часто в последнее время стали замечать, отсутствием свободной воли стран Евросоюза в решении внешнеполитических проблем, но, как мне думается, в первую очередь это связано с нежеланием самого Кэмерона брать на себя ответственность за столь серьёзное решение по выходу из ЕС на основе результатов референдума. По словам премьера, «стране нужен новый лидер», так как он «не хотел выхода всем сердцем, но британцы выбрали иной путь».
По словам премьера, «стране нужен новый лидер», так как он «не хотел выхода всем сердцем, но британцы выбрали иной путь». Политика евроинтеграции, апологетом которой столько лет был Кэмерон, не нашла широкой поддержки у исторически привыкших отделять себя от большинства европейских стран жителей Великобритании. Думаю, что и нежелание переходить на евро в качестве денежной единицы — следствие этой черты английского мировоззрения. Собственно, подобное и показал референдум, результаты которого шокировали многих известных людей, до последнего не веривших, что Евросоюз устоит. На данный момент остается только догадываться и анализировать, кто займёт место премьер-министра Великобритании и возьмет ответственность за её дальнейшую судьбу и, как следствие, судьбу ЕС в целом. Механизм, невольно и для собственной выгоды запущенный Грецией, продолжает работать. Всё это привело, к сожалению, к ослаблению Евросоюза на международной арене.
Среди шокированных результатом референдума — Майкл Макфол, бывший посол США в России, что победил на референдуме не кто-нибудь, а Владимир Путин. Правда, позднее, вероятно, несколько остыв, он написал, что Путин, естественно, не виноват, но явно выиграл от результатов голосования. Всё чаще в лентах соцсетей замечаю шутки на тему личного участия Путина в референдуме, проголосовавшего никак не менее пары миллионов раз. Хотя, кстати, я лично не особо питаю радости по поводу случившегося — всё-таки, думается мне, выиграли на референдуме Соединённые Штаты. Российские контрсанкции, нанёсшие ощутимый ущерб европейской экономике, а следовательно, и курсу евро, плюс бесперебойный поток мигрантов с Ближнего Востока — всё это и есть те причины, по которым Великобритания, и без того входившая в ЕС как бы «одной ногой», решила выбыть из этой организации.
Никита Исаев, директор Института актуальной экономики: «Референдум по BREXIT — искусственно надуманная история»
Искусственно надуманная история с этими референдумами в Европе. BREXIT, референдум в Греции по финансовой политике, референдум в Голландии по членству Украины, в Шотландии по независимости. Все эти решения конгрессов и сенатов по российским санкциям во Франции. Решения Каталонии, Венето и Ломбардии. И прочая и прочая.
Народ там спрашивают лишь для демонстрации права выбора. Сам же выбор делают за них. И сейчас будет так как решат в Вашингтоне и Берлине. Может и BREXIT, кстати. Но в обмен на новую форму глобального управления в Европе.
"Если бы от выборов что-то зависело, то нам не позволили бы в них учавствовать". Марк Твен. Это не в России сказано.
Константин Сонин*, экономист: «Повод для оптимизма»
Как выясняется, вчера британцы проголосовали за выход из Евросоюза. Несколько неожиданно, потому что опросы в последние дни показывали небольшое, но устойчивое большинство за то, чтобы остаться.
Будут ли у этого какие-то серьёзные экономические последствия, понятно плохо. То есть понятно, что фунт резко упадёт в ближайшие часы (уже, собственно, резко упал) и что его курс будет ниже того, что был в последние годы в течение некоторого времени. Однако непонятно, чем это само по себе плохо для британской экономики и, скорее всего, даже хорошо - с учётом всё ещё медленного роста зарплат и реальных доходов (UPD: при исторически низкой безработице), более низкий курс фунта может помочь (точно так же как соросовская спекулятивная атака, обрушившая завышенный курс фунта в 1992-ом - это точка, с которой начался бурный рост 1990-х). Наконец, в долгосрочной перспективе Brexit может также не иметь заметных негативных последствий - в современном мире "общий статус межстрановых отношений" не так важен для бизнеса и развития. Торговые договора и технические протоколы, выгодные для обеих сторон, просто останутся на своих местах.
Лондону, конечно, будет труднее удерживать статус финансовой столицы Европы, но основная причина, почему в Лондон текут русские, например, деньги и мозги - не "финансовые". Бывшие чиновники и опальные бизнесмены бегут туда из-за того, что оттуда "выдачи нет" (в отличие от не менее притягательной для жизни и более дешёвой Испании, например). Те же чиновники и успешные бизнесмены посылают детей учиться в Англию из-за преимуществ системы образования (и, я бы сказал, маленького внутреннего рынка - американские университеты и колледжи лучше английских, но английские намного раньше повернулись лицом к миру, предоставляя огромный спектр услуг - и, главное, уровней - для детей из-за границы). Так что и здесь от выхода из Евросоюза ничего не меняется.
Наконец, для Евросоюза тоже есть польза. Ещё раз - это сотни лет назад отношения между странами определялись отношениями королей и "большими союзами". Сейчас важное в отношениях - возможности для торговли, проникновение технологий, свобода миграции определяется не одним договором и не членством в чём-то, а множеством мелких договоренностей и регуляторных практик. Поскольку большинство этих мелких договоренностей - и так взаимовыгодные (или компромиссные), они останутся на своих местах и мало что сильно поменяется. (Собственно, поэтому так легко стало регионам "раздумывать о выходе" - и вчерашний референдум даёт, очевидно, новые стимулы для сепаратизма - столь же малозначительного - Шотландии.) Основным изменением в Евросоюзе станет относительное увеличение роли Германии и Франции, что, в сущности, облегчает движение к "единой европейской стране", ускорившееся после кризиса 2008 года. И сделает ближе границы ЕС и "еврозоны", так же облегчая это движение.
Орфография и пунктуация авторов сохранены
* - выполняет функции иностранного агента