Будьте добрее!
Бизнесу не уйти от социальной ответственности. Юрий Кобаладзе управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (Москва) Как бывший разведчик, могу заверить, что на Западе всегда при
Юрий Кобаладзе
управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (Москва)
Как бывший разведчик, могу заверить, что на Западе всегда пристально следили за тем, как советское государство развивает социальную сферу. Во многом капиталисты переняли опыт СССР, поставив его на коммерческие рельсы. Когда президент США выступает с программной речью, американские бизнесмены воспринимают призывы поддержать политику правительства как свое личное дело. И многие национальные проекты существуют благодаря деньгам благотворительных организаций и специальных фондов. Богатые поняли, что участие бизнеса в жизни общества не ограничивается созданием рабочих мест, заботой о сотрудниках и уплатой налогов. Осознали это и простые американцы, приезжающие в Россию, чтобы увезти в Штаты больных детей, от которых отказались родители. Я не призываю сравнивать нас с Америкой, где другой уровень жизни, но, согласитесь, мы не можем говорить себе, что станем милосердными чуть позже, когда решим собственные проблемы.
Российские предприниматели не приветствуют рассуждений о социальной ответственности бизнеса. С одной стороны, их можно понять. Детские дома, которым благотворители выделяют средства, — государственные учреждения, следовательно, государство и должно следить, чтобы дети были сыты и одеты. Но исправлять просчеты чиновников приходится нам. Я знаю одного крупного бизнесмена, который принципиально не помогает детским садам, школам и интернатам, чтобы не расплачиваться по чужим обязательствам.
С другой стороны, на месте государства я бы с легким сердцем поручил заботу о сиротах людям, которые добились успеха в бизнесе. Лучше делать что-то полезное для малышей, чем оказывать спонсорскую помощь силовым структурам, покупая машины для милиционеров или компьютеры для таможенников (благотворительность подобного рода представляется мне сомнительной).
В сентябре прошлого года компания X5 Retail Group запустила новую программу «Минута ради жизни». Первого числа каждого месяца выручка магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» от продаж за одну минуту переводится в фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Мы оснащаем школы компьютерами и вручаем деньги семьям, где матери в одиночку воспитывают больных детей.
Не забывайте про имидж!
МНЕНИЕ ЗА
генеральный директор ТМО «Италл»:
— С точки зрения закона предприниматель, заплативший налоги, отдал долг обществу, остальное — не его проблемы. Государство обязано развивать социальную сферу и оказывать поддержку нуждающимся в помощи людям. Но бизнесмены — не счетные машинки. Как граждане своей страны, они должны участвовать в социальных проектах. Иначе получится, что мы богатеем, а народ нищает. И там, где государство недорабатывает, надо сделать все, что от тебя зависит. Нельзя есть хлеб с маслом, если рядом с тобой — голодный. Иначе ты — совершенно бессовестный человек. Я частенько оказываю благотворительную помощь, хотя предпочитаю не давать денег посредникам в лице фондов. Придерживаюсь принципа: если хочешь помочь — заработай и отдай свое. Вы видели, чтобы хоть один чиновник из тех, которые призывают бизнесменов к социальной ответственности, поступился частью своей зарплаты? И не увидите.
Недавно я проанализировал экономику своего предприятия и выяснил, что даже в худшие времена мы тратили на благотворительность 2% выручки. Мы поддерживали спортсменов: и выступающих на федеральном уровне, и дворовые команды, а также помогали сиротам.
Стоит ли афишировать благотворительность? Конечно, было бы приятно, чтобы люди узнали о твоих добрых делах. Чтобы реклама работала на имидж фирмы. Увы, население России смирилось с появлением частной собственности, но до сих пор видит в бизнесмене врага. Пора разрушить сложившийся стереотип, что предприниматель гребет обеими клешнями себе в карман. Благотворительность помогает менять общественное мнение в свою пользу.
директор научно-клинического центра «Медицинские технологии»:
— Схема «деньги в обмен на имидж», когда предприниматели рассчитываются за ошибки (воровство) чиновников, морально устарела. Бизнесмен, о котором упоминает г-н Кобаладзе, прав — вряд ли кому-то хочется платить по чужим обязательствам. Понятно, что в одиночку государству не потянуть все социальные проекты. Бизнес будет вынужден помогать. Но отношения сторон важно выстраивать на системной основе, к примеру на партнерстве. Мы уже озвучивали, что строим социальное государство. Существуют национальные проекты, в рамках которых можно переходить к реальному взаимодействию государства и бизнеса.
Простой пример. У англичан была такая же система здравоохранения, как и в СССР: за три года они все перестроили — теперь с больными работают врачи общей практики. В России реформа буксует. В Свердловской области около 200 врачей общей практики, на каждого из них приходится по 1 300 пациентов в месяц. Денег не хватает, и бизнес мог бы оказать содействие. Ведь каждому работодателю нужно наполнять социальный пакет, а весомая часть в нем — медицинское обслуживание. Почему бы частным фирмам не стать партнером государства — участвовать в подъеме здравоохранения и получать в обмен преференции для своих сотрудников? Совместное финансирование детских садов при дефиците мест — тоже перспективное направление. Необходимо договариваться. Тогда думать об имидже будет некогда.