Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Будьте добрее!

Бизнесу не уйти от социальной ответственности. Юрий Кобаладзе управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (Москва) Как бывший разведчик, могу заверить, что на Западе всегда при

Бизнесу не уйти от социальной ответственности.

Юрий Кобаладзе
управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (Москва)

Как бывший разведчик, могу заверить, что на Западе всегда пристально следили за тем, как советское государство развивает социальную сферу. Во многом капиталисты переняли опыт СССР, поставив его на коммерческие рельсы. Когда президент США выступает с программной речью, американские бизнесмены воспринимают призывы поддержать политику правительства как свое личное дело. И многие национальные проекты существуют благодаря деньгам благотворительных организаций и специальных фондов. Богатые поняли, что участие бизнеса в жизни общества не ограничивается созданием рабочих мест, заботой о сотрудниках и уплатой налогов. Осознали это и простые американцы, приезжающие в Россию, чтобы увезти в Штаты больных детей, от которых отказались родители. Я не призываю сравнивать нас с Америкой, где другой уровень жизни, но, согласитесь, мы не можем говорить себе, что станем милосердными чуть позже, когда решим собственные проблемы.

Зачем бизнесу подменять государство
 
Как определить, что вам пора заниматься благотворительностью?
 
Здесь все просто. Если у вас просят деньги на гуманитарные нужды, значит, ваша компания стала известной, и с этим надо считаться.

Российские предприниматели не приветствуют рассуждений о социальной ответственности бизнеса. С одной стороны, их можно понять. Детские дома, которым благотворители выделяют средства, — государственные учреждения, следовательно, государство и должно следить, чтобы дети были сыты и одеты. Но исправлять просчеты чиновников приходится нам. Я знаю одного крупного бизнесмена, который принципиально не помогает детским садам, школам и интернатам, чтобы не расплачиваться по чужим обязательствам.
С другой стороны, на месте государства я бы с легким сердцем поручил заботу о сиротах людям, которые добились успеха в бизнесе. Лучше делать что-то полезное для малышей, чем оказывать спонсорскую помощь силовым структурам, покупая машины для милиционеров или компьютеры для таможенников (благотворительность подобного рода представляется мне сомнительной).
Где взять деньги на благотворительность
 
Средства можно найти, сократив лишние и ненужные расходы, как это делают в развитых странах. Для X5 Retail Group образцом корпоративной культуры остается Wal-Mart — организация, которая начала бизнес с одного магазина в американской глубинке, в итоге меньше чем за полвека превратилась в мирового лидера по объему выручки. На первый взгляд у них нет секретов — технологии, оборудование и квалификация специалистов разных торговых сетей сопоставимы. Но отличие существует — руководители Wal-Mart экономны. Наших управленцев, которые ездили перенимать опыт в Бентонвилль (Арканзас), где находится штаб-квартира Wal-Mart, поразил аскетизм американцев. Их топ-менеджеры работают в простых деревянных зданиях — по нашим понятиям, в бараках (правда, достаточно функциональных). Там привыкли экономить каждый цент. Хочешь выпить кофе — покупай в автомате. Нужны визитки — заказывай в типографии за свой счет. Решил завести водителя — плати ему из своей зарплаты.

Нам это непонятно. Прежде я работал в фирме «Ренессанс Капитал», где визитки печатают тоннами, кофе льется рекой и вы повсюду сталкиваетесь с атрибутами благополучия. Хотя, мне кажется, иной раз логичнее поступиться амбициями в пользу здравого смысла.
Как совместить приятное с полезным
 
В 2007 г. появился новый тренд — средства для закупки сувенирной продукции бизнесмены тратят на благотворительность, рассудив, что таким способом можно поймать двух зайцев: помочь нуждающимся и упрочить имидж социально ориентированной компании. Некоторые фирмы отчисляют до 2-5% прибыли.
В сентябре прошлого года компания X5 Retail Group запустила новую программу «Минута ради жизни». Первого числа каждого месяца выручка магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» от продаж за одну минуту переводится в фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Мы оснащаем школы компьютерами и вручаем деньги семьям, где матери в одиночку воспитывают больных детей.
 
Конечно, мы могли бы не афишировать свои добрые дела, а тихо развозить подарки по адресам, но полагаем, что подобные акции должны приносить нашей фирме дивиденды. Я не вижу ничего предосудительного в сочетании благотворительности с пиаром и рекламой. Мы добиваемся общественного резонанса и расположения московского правительства, без содейст­вия которого делать бизнес в столице затруднительно.
Не забывайте про имидж!

МНЕНИЕ ЗА

Игорь Зятев
генеральный директор ТМО «Италл»:

— С точки зрения закона предприниматель, заплативший налоги, отдал долг обществу, остальное — не его проблемы. Государство обязано развивать социальную сферу и оказывать поддержку нуждающимся в помощи людям. Но бизнесмены — не счетные машинки. Как граждане своей страны, они должны участвовать в социальных проектах. Иначе получится, что мы богатеем, а народ нищает. И там, где государство недорабатывает, надо сделать все, что от тебя зависит. Нельзя есть хлеб с маслом, если рядом с тобой — голодный. Иначе ты — совершенно бессовестный человек. Я частенько оказываю благотворительную помощь, хотя предпочитаю не давать денег посредникам в лице фондов. Придерживаюсь принципа: если хочешь помочь — заработай и отдай свое. Вы видели, чтобы хоть один чиновник из тех, которые призывают бизнесменов к социальной ответственности, поступился частью своей зарплаты? И не увидите.

Недавно я проанализировал экономику своего предприятия и выяснил, что даже в худшие времена мы тратили на благотворительность 2% выручки. Мы поддерживали спортсменов: и выступающих на федеральном уровне, и дворовые команды, а также помогали сиротам.

Стоит ли афишировать благотворительность? Конечно, было бы приятно, чтобы люди узнали о твоих добрых делах. Чтобы реклама работала на имидж фирмы. Увы, население России смирилось с появлением частной собственности, но до сих пор видит в бизнесмене врага. Пора разрушить сложившийся стереотип, что предприниматель гребет обеими клешнями себе в карман. Благотворительность помогает менять общественное мнение в свою пользу.
 
МНЕНИЕ ПРОТИВ
 
Дмитрий Филиппов
директор научно-клинического центра «Медицинские технологии»:

— Схема «деньги в обмен на имидж», когда предприниматели рассчитываются за ошибки (воровство) чиновников, морально устарела. Бизнесмен, о котором упоминает г-н Кобаладзе, прав — вряд ли кому-то хочется платить по чужим обязательствам. Понятно, что в одиночку государству не потянуть все социальные проекты. Бизнес будет вынужден помогать. Но отношения сторон важно выстраивать на системной основе, к примеру на партнерстве. Мы уже озвучивали, что строим социальное государство. Существуют национальные проекты, в рамках которых можно переходить к реальному взаимодействию государства и бизнеса.

Простой пример. У англичан была такая же система здравоохранения, как и в СССР: за три года они все перестроили — теперь с больными работают врачи общей практики. В России реформа буксует. В Свердловской области около 200 врачей общей практики, на каждого из них приходится по 1 300 пациентов в месяц. Денег не хватает, и бизнес мог бы оказать содействие. Ведь каждому работодателю нужно наполнять социальный пакет, а весомая часть в нем — медицин­ское обслуживание. Почему бы частным фирмам не стать партнером государства — участвовать в подъеме здравоохранения и получать в обмен преференции для своих сотрудников? Совместное финансирование детских садов при дефиците мест — тоже перспективное направление. Необходимо договариваться. Тогда думать об имидже будет некогда.
 
Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • Число блокировок счетов, попавших под подозрение ЦБ, выросло в два разаЧисло блокировок счетов, попавших под подозрение ЦБ, выросло в два раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.